Детективная сага о Cambridge Analytica и скандале с Facebook

Детективная сага о Cambridge Analytica и скандале с Facebook
фото: Flipboard

Корпоративные скандалы, как правило, не выходят из-под контроля, выставляя все грязное белье перед общественностью. Общественный резонанс, вызванный политическим скандалом или несчастным случаем, возникает отнюдь не случайно. К этому приводит долгий процесс принятия неудачных решений и обманчивой уверенности, что все останется тайным. И ситуация, которая разворачивается на наших глазах с Facebook и Cambridge Analytica, в которой крупнейшая социальная сеть «играет» миллиардами онлайн-жизней, лишнее тому доказательство.


Помните, как в далеком 2014 году Кэрол Кадваладр обнаружил, что незатейливый онлайн-тест личности в Facebook (стороннее приложение), в котором поучаствовало около 270 000 человек, открыл доступ к личным данным более чем 50 миллионов пользователей для «подлых и аморальных личностей» (как их заклеймил в своем сюжете 4 Канал). Знакомая история, не правда ли? И это при том, что описанная ситуация явно противоречит правилам Facebook.

Реакция со стороны Facebook была немного странной: компания заявила, что «не смогла» вовремя предупредить пользователей и провела ряд мер для восстановления и защиты их данных. Но тучи продолжали сгущаться, пока на авансцене не появился Сэнди Паракилас. Бывший сотрудник компании утверждает, что масштабы утечек гораздо больше, чем кажутся! Сторонние компании планомерно получают информацию о сотнях миллионов людей, которую собирает система (по крайней мере с 2011 по 2012 год – в период, когда Сэнди работал в Facebook).

Сэнди Паракилас (фото: MediaSapiens)

Даже если Facebook с тех пор и поменяла правила, ограничив доступ сторонних приложений к данным пользователей, друзьях или друзьях друзей, все это возвращает нас к вопросу о фундаментальных основах компании.

Оказывается, за громкими заявлениями о «сближении мирового сообщества» (не раз провозглашаемых основателем и генеральным директором Марком Цукербергом), за публикациями фотографий идет кропотливая работа сотрудников Facebook, которые прилежно собирают данные о вас и ваших друзьях, чтобы «поднимать» огромные суммы денег, облегчая жизнь рекламодателям. Но у этого процесса существует и обратная сторона: помимо политических аспектов, в прошлом году, например, Facebook помог некоторым рекламодателям жилья «отсеивать» в своей рассылке определенные этнические группы, а также людей с ограниченными физическими возможностями.

И судя по выдержке из политики конфиденциальности компании, Facebook знает все о вашей семье, друзьях, образовании, политике, привычках, путешествиях, вкусах в одежде, связанных устройствах и множестве других вещей.

Мы получаем данные всякий раз, когда вы посещаете игру, приложение или сайт, на котором используется платформа Facebook, или есть функция “поделиться на Facebook ”, или запущены файлы cookie.

И хотя сторонние приложения должны быть ограничены в доступе к личной информации, мы все знаем, что за обилием всплывающих окон с подсказками и отсылками к «исключениям из правил» идет тонкая работа, нацеленная на то, чтобы соблазнить пользователя игнорировать подобные вещи.

Похоже, что все эти уловки определяют сам смысл существования Facebook. Когда-то Цукерберг, намекая на всезнание, говорил о радикальной прозрачности системы, которая ограничена устаревшими идеями настройки конфиденциальности.

Сделать общество более открытым – это большая задача, которая стоит перед нами. Но мы с этим справимся. Пусть не сейчас, а через какое-то время, когда идея о том, что мир станет лучше, если мы станем более открыто делиться информацией (что до сих пор чуждо многим людям) и не столкнемся со всеми этими проблемами конфиденциальности.

Пожалуй, уже можно написать докторскую диссертацию о двусмысленности высказываний Цукерберга: заявленная вера в лучшее человечество, звучит также отчетливо, как и стремление компании к наживе, препятствием на пути которого стоят «все эти проблемы конфиденциальности».

Начало конца или как говорят некоторые эксперты «непоправимый репутационный ущерб» компании Facebook был нанесен примерно 18 месяцев назад. К концу президентской избирательной кампании в США, алгоритмы системы генерировали лучшие фейковые истории в новостных лентах пользователей: как оказалось, искусственно подогреваемый интерес затмевал все реальные события, вытесняя их из новостной ленты.

Сначала Цукерберг всячески отрицал утверждение о том, что Facebook сыграл важную роль в победе Дональда Трампа, называя подобные инсинуации «довольно сумасшедшими идеями». Испугавшись реакции в Twitter и с энтузиазмом ухватившись за идею о том, что Facebook – это новостная платформа, он стал двигаться в другом направлении, заверяя, что работа его команды заключается именно в том, чтобы позволить людям делиться «личными и важными для них моментами».

Интересно, что обвиняемая в связях с правительством (а точнее с ныне действующим президентом), Facebook не гнушается и вести себя соответственно – направляет «аудиторов» для изучения подлинности материалов в лондонские офисы Cambridge Analytica. В то время как следователям из Комиссии по информации Великобритании потребовалось немало времени, чтобы получить законный доступ к смартфону и компьютеру официального осведомителя по данному делу – Кристофера Уайли.

Репортер Huffington Post заявил, что видел как из офисов Cambridge Analytica было вынесено около 10 ящиков с документами. От Facebook потребовали прекратить проверку данных CA, чтобы не наносить ущерб официальному расследованию.

В свою очередь глава Федеральной торговой комиссии Дамиан Коллинз отметил:

Это довольно необычно, что аудиторы Facebook оказались в офисе Cambridge Analytica раньше нас. Их мотивы вызывают сомнения!
Дамиан Коллинз (фото: grenadasports.gd)

При этом, топ-менеджмент Facebook (исполнительный директор Шерил Сандберг, как и Марк Цукерберг) до недавнего времени вообще отказывались комментировать происходящее.

Из сообщения, опубликованного на официальном сайте компании, стало известно, что Цукерберг и компания «понимают серьезность проблемы и работают круглосуточно над изучением всех фактов, чтобы разработать план действий, который поможет продвинуться вперед в данном вопросе»:

Все сотрудники компании возмущены тем, что пользователей обманывали. Мы предпринимаем все шаги, чтобы как можно скорее наша политика по защите информации стала гораздо эффективнее.

Возможно, если бы не 70-ти миллиардное состояние, то подобное заявление и могло бы вызвать жалость, а не гнев мирового сообщества.

Реакция фондового рынка не заставила себя ждать: во вторник цена акций Facebook упала на 3,5% до отметки 17% и установила новый “антирекорд”.

Даже если большинство пользователей Facebook все еще выражают согласие на предоставление личной информации, то сложно не заметить, как в последние годы все крепнет гул голосов с требованием того, чтобы правительство приструнило компанию. И первые шаги на этом пути уже сделаны: в Европейском Союзе разработаны Общие правила по защите персональных данных в ЕС, а скандал с Cambridge Analytica уже рассматривается американской федеральной торговой комиссией.

Законодатели вызывают Марка Цукерберга для дачи показаний перед Комитетом, который расследует дело об откровениях Cambridge Analytica по поводу использования данных Facebook в президентской избирательной кампании.

В своем обращении к основателю мировой социальной сети Дамиан Коллинз (глава Комитета) отметил, что неоднократно интересовался у руководства компании о том, как социальная сеть собирает и использует данные пользователей и получает ли на это согласие.

Ответы ваших должностных лиц последовательно преуменьшали очевидные риски и вводили в заблуждение Комитет. Настало время услышать объяснения об этом катастрофическом провале от главы Facebook.

Сегодня перед комиссией выступает бывший менеджер по работе с клиентами Facebook Сэнди Паракилас. Для Цукерберга крайний срок для дачи показаний определен 26 марта.

Президент считает, что конфиденциальность американцев должна быть защищена. И если Конгресс хочет выслушать доводы всех участников процесса, мы только приветствуем это! – заявил заместитель государственного пресс-секретаря Радж Шах, сообщает Fox News.
Радж Шах (фото: RT)

Но будем откровенны, все эти усилия не затрагивают вопросов монополизации информационного пространства Facebook. В США антимонопольные меры могут быть успешны лишь в том случае, если компания, обвиняемая в создании монополии, влияет на благосостояние потребителей с точки зрения качества предоставляемых продуктов и услуг, уровня инноваций в конкретном секторе экономики и в части ценовой политики. Тот факт, что Facebook, скорее всего, не затронет антимонопольное законодательство говорит лишь о том, что действующие правила непригодны для регулирования онлайн-сферы. Очевидно, что нужно разрабатывать новый свод правил, построенный вокруг власти, которой может обладать компания в рамках ее коллективного влияния.

Источник: TheGuardian

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Комментарии