Анна Балабанова
©

Феномен #Banksy

В современном мире искусства (да и не только), пожалуй, вряд ли найдется хоть кто-то, кто не слышал о Бэнкси: стрит-арт художник, гений, вандал, арт-террорист, провокатор, революционер, международная икона, культурный феномен, талантливый режиссер – все эти и множество других определений можно встретить рядом с его именем. Да, можно по-разному относиться к творчеству Бэнкси, но то, что этот художник перевернул мир искусства с ног на голову – бесспорно.

Впервые в России московский Центральный дом художника в эту субботу представил перед широкой общественностью экспозицию из 100 провокационных работ руки популярного стрит-арт деятеля: хорошо узнаваемые зарисовки, трафаретные эскизы, уникальные принты, фотографии, мультимедийные объекты – все работы тонко отражают злободневные политические, социальные, демографические проблемы, назревшие в современном обществе.

Добавляет экспозиции “перчинку” и некий флер таинственности, витающий вокруг личности британского художника, настоящее имя и фамилия которого доподлинно неизвестны практически никому.

Селфи-портрет Бэнкси, сделанный для издания Wired
Селфи-портрет Бэнкси, сделанный для издания Wired

По словам самого Бэнкси, анонимность позволяет ему избегать разбирательств с полицией и ярыми противниками его творчества, которым претит посыл некоторых из его работ. При этом сохранять инкогнито художнику удается без малого почти два десятилетия: злободневные граффити на острые социально-политические темы стали появляться на зданиях родного ему Бристоля, а затем и в других крупных городах, еще в начале нулевых.

Мобильные любовники. Бристоль
Мобильные любовники. Бристоль

Who are You, Mr.Banksy?

СМИ давно ведет “охоту” за личностью Бэнкси: среди самых популярных вариантов имен, приписываемых британскому представителю уличного искусства, значатся Робин Каннингем, Роберт Бэнкс и даже участник популярной группы Massive Attack – Роберт Дель Ная. Некоторые эксперты также предполагают, что за таинственным псевдонимом может скрываться целое сообщество стрит-арт граффитистов, а вовсе не один человек.

Для нанесения рисунков на стены зданий Бэнкси использует трафареты. Это делает его творчество уникальным и легко узнаваемым. Первые художества британского граффитиста вызывали неоднозначную реакцию в обществе: кто-то называл их хулиганством, а кто-то – шедевром стрит-арт искусства.

Но как только его картины привлекли внимание селебритиз (Кейт Мосс, Анджелина Джоли, Джуд Лоу и Бред Питт стали первыми ценителями его творчества), стоимость творений опального художника выросла в разы, а его самого стали называть современным арт-феноменом, сравнивая неординарную манеру его рисунков с творчеством Энди Уорхола.

Фотосессия Бэнкси для издания Time, 2010 год.
Фотосессия Бэнкси для издания Time, 2010 год.

Признание пришло к Бэнкси неожиданно: сначала он “засветился” в издании Time (с пакетом на голове, скрывающим его личность), попав в ТОП-100 самых влиятельных персон планеты, а затем его дебютная режиссерская работа “Выход из сувенирной лавки” (2011) даже была номинирована Американской киноакадемией на премию Оскар.

Несколько лет спустя Бэнкси уже окрестили "культурной иконой Великобритании": по опросам мировой общественности, имя таинственного граффитиста у большинства респондентов прочно ассоциировалось с английской культурой, наряду с такими ее представителями, как Битлз, Шекспир, Адель, Королева Елизавета, Дэвид Бэкхем, Элтон Джон, Джоан Роулинг и Чарли Чаплин.

Banksy was here

Скорее всего, феномен успеха творчества Бэнкси состоит в том, что его работы (поистине гениальные и провокационные) затрагивают острые социальные темы: военных конфликтов, нетерпимости, потребительского отношения к планете, экологии, бедности, насилия… Эти работы никого не оставляют равнодушным. Интерпретировать каждую из них можно по-своему, все зависит от личностных ощущений, мировоззрения. Но то, что каждый найдет в социальных граффити что-то важное для себя – не вызывает сомнений. В общем, это то, что, на мой взгляд, попадает в категорию must-see.

И, пожалуй, пришла пора познакомиться с некоторыми из работ неординарного художника поближе.

Сектор Газа, 2005 год. Как и во многих других примерах уличного искусства, место играет центральную роль в определении его значения. Эта работа была изображена на барьерной стене между Израилем и Палестиной. Хотя израильтяне считают, что стена выступает защитой от терроризма, палестинцы утверждают, что она -– символ расовой сегрегации.
Сектор Газа, 2005 год. Как и во многих других примерах уличного искусства, место играет центральную роль в определении его значения. Эта работа была изображена на барьерной стене между Израилем и Палестиной. Хотя израильтяне считают, что стена выступает защитой от терроризма, палестинцы утверждают, что она -– символ расовой сегрегации.
Целующиеся полицейские. Брайтон, 2004 год.
Целующиеся полицейские. Брайтон, 2004 год.
Napalm Girl 2004 года становится отражением критики американского общества 70-х годов, где за добродушными улыбками популярных "семейных" героев скрывается темная сторона войны во Вьетнаме.
Napalm Girl 2004 года становится отражением критики американского общества 70-х годов, где за добродушными улыбками популярных "семейных" героев скрывается темная сторона войны во Вьетнаме.
Дань популярности киноленты "Криминальное чтиво". Стена лондонского метро, 2010 год.
Дань популярности киноленты "Криминальное чтиво". Стена лондонского метро, 2010 год.
Это изображение появилось в Иерусалиме в 2003 году. Для многих это символ мира и надежды перед лицом невзгод и разрушений, где мятежник вместо «коктейля Молотова» бросает букет цветов.
Это изображение появилось в Иерусалиме в 2003 году. Для многих это символ мира и надежды перед лицом невзгод и разрушений, где мятежник вместо «коктейля Молотова» бросает букет цветов.
Острая сатира над тем, как мы уничтожаем мир, сами того не замечая. Санденс, 2010 год.
Острая сатира над тем, как мы уничтожаем мир, сами того не замечая. Санденс, 2010 год.
Лондон, 2010 год.
Лондон, 2010 год.
Лондон, 2016 год.
Лондон, 2016 год.
Имеет ли любовь срок хранения? Видимо таким был посыл художника. Остров Уайт, 2010 год.
Имеет ли любовь срок хранения? Видимо таким был посыл художника. Остров Уайт, 2010 год.
Надпись на стене гласит: "Я не верю в глобальное потепление"
Надпись на стене гласит: "Я не верю в глобальное потепление"
"Памятник ожиданию". Вход в Hustler Clud, Нью-Йорк, 2013 год.
"Памятник ожиданию". Вход в Hustler Clud, Нью-Йорк, 2013 год.
Многие считают No Future одной из самых острых работ Бэнкси. Она появилась на стене частной резиденции в Саутгемптоне в ноябре 2010 года.
Многие считают No Future одной из самых острых работ Бэнкси. Она появилась на стене частной резиденции в Саутгемптоне в ноябре 2010 года.
Бэнкси не обошел стороной и значимое событие в истории Евросоюза: Брексит получил свое именное граффити. Дувр, 2017 год.
Бэнкси не обошел стороной и значимое событие в истории Евросоюза: Брексит получил свое именное граффити. Дувр, 2017 год.
Лондон, 2010 год.
Лондон, 2010 год.
Одна из последних работ Бэнкси в Нью-Йорке, на которой показана осужденная курдская художница Зухра Догана. Фреска высотой 20 метров – своеобразный призыв о помощи жертвам политических репрессий.
Одна из последних работ Бэнкси в Нью-Йорке, на которой показана осужденная курдская художница Зухра Догана. Фреска высотой 20 метров – своеобразный призыв о помощи жертвам политических репрессий.

Говоря о своих работах, Бэнкси как-то отметил, что:

Граффити – это нечто большее, чем просто искусство, потому что они – это часть города, его отличительная черта!

И лишним тому доказательством служат работы, которые органично вписываются не только в саму архитектуру города, но и в отдельные ее элементы.

Надпись на изображении: "Это не место для фото".
Надпись на изображении: "Это не место для фото".

По сути, мы получаем какой-то особый вид уличного партизанского искусства: новые импровизированные граффити всплывают неожиданно, в общественных местах. При этом провокационные, злободневные, ироничные, острые, социальные стрит-арт работы идеально вписываются в урбанистические пейзажи современных городов, заставляя спешащий поток людей на минуту остановиться, осмотреться, оглядеться... и, возможно, задуматься о глобальных проблемах, нависших над человечеством.