Анна Балабанова
©

Китай построил интеллектуальную автомагистраль, способную заряжать электромобили

Китай построил интеллектуальную автомагистраль, способную заряжать электромобили
©Qilai Shen/Bloomberg

Дорога будущего (так окрестили ее в Китае), скорее всего, станет отправной точкой для полномасштабной революции в отрасли автономных путей сообщения. Ультрасовременная «интеллектуальная магистраль», вымощенная солнечными батареями, геодатчиками, сенсорами и зарядными устройствами для электрических батарей, явно указывает на коренные преобразования в мировой транспортной отрасли.

Новые технологии под слоем прозрачного покрытия надежно «укомплектованы» в небольшой отрезок автомагистрали города Цзинань, протяженностью 1080 метров.

Автомобили движутся по шоссе Qilu Transportation в Цзинань, Китай. ©Qilai Shen/Bloomberg

По данным компании-застройщика Qilu Transportation Development Group Co.*, на данном участке дороги транспортный поток достигает 45 000 автомобилей ежедневно, при этом солнечные батареи, размещенные внутри конструкции, способны генерировать достаточное количество электроэнергии, чтобы освещать само шоссе и еще 800 близлежащих домов.

*Компания Qilu принадлежит правительству провинции Шаньдун, в которую входит округ Цзинань.

Однако теперь Qilu Transportation хочет большего, чем просто «питать» дорожную энергосистему. Компания хочет, чтобы дорога стала такой же умной, как и автомобили будущего. По прогнозам правительства уже к 2030 году 10% всех автомобилей будут полностью автономными. Qilu считает, что это и есть тот момент, когда стоит внедрять инновации, которые обеспечат не только лучшую пропускную способность автомагистралей и более точную геолокацию, но и возможность автоматической подзарядки аккумуляторных батарей вашего автомобиля, где бы вы ни находились.

Дороги, которые мы используем сейчас, предназначены только для обычных транспортных средств, они будто продукт поколения 1.0. Мы же работаем над поколениями 2.0 и даже 3.0, инсталлируя в исходный продукт мозг и нервную систему, – сказал Чжоу Юн, генеральный менеджер компании Qilu.
Фотогальванические элементы под прозрачным покрытием дороги ©Qilai Shen/Bloomberg

Строительство инициировано в рамках правительственной программы «Сделано в Китае 2025», одобренной президентом Си Цзиньпином. Весьма амбициозный план нацелен на то, чтобы вывести нацию на передовые позиции по производственным мощностям, а не оставаться простым поставщиком кроссовок, одежды и игрушек. В рамках программы в топ-10 приоритетных направлений попали: новые (автономные) транспортные средства, информационные технологии и робототехника.

В Китае также существует отдельный план развития индустрии искусственного интеллекта, который ориентирован на то, чтобы страна стала основным мировым инновационным центром к 2030 году. Все эти программы – часть глобального правительственного плана построения и развития «разумной транспортной системы».

Координация процесса развития сферы автономных автомобилей и интеллектуальных дорожных систем является одним из приоритетных направлений нашей деятельности. Так Министерство сможет в любой момент предложить шикарные дороги для умных автомобилей, которые когда-нибудь станут обыденным явлением, – заявил Юань Пэн, заместитель начальника отдела науки и технологий министерства транспорта Китая.

И первый шаг на этом пути уже положен: интеллектуальная магистраль покроет участок скоростной дороги вокруг Цзинань, старинного промышленного центра с 7-миллионным населением. Выбор пал на этот округ совсем не случайно: здесь находится штаб Китайской национальной группы тяжелых грузовых автомобилей, известный также как Sinotruk (в нее также входит MAN SE), а также завод по производству автомобилей марки Geely – Zhejiang Geely Holding Group.

Интеллектуальная дорога состоит из трехслойного прозрачного материала, способного пропускать солнечный свет к солнечным элементам, установленным под бетонным покрытием. Внутри поверхностного слоя также имеется пространство для размещения проводов для подзарядки и датчиков, контролирующих температуру, интенсивность потока движения и вес транспортных средств. Сами солнечные панели располагаются в две полосы, но на процессе вождения это никак не сказывается, ведь их толщина не больше ребра монеты в 1 юань.

Двухполосные солнечные панели ©Qilai Shen/Bloomberg
С точки зрения самой технологии подзарядка автомобилей не является проблемой. Дело в том, что транспортные средства, которые могут заряжаться по беспроводной сети, пока не используются на дорогах, – сказал Чжоу.

Qilu Transportation не оговаривала окончательные сроки для установки датчиков-анализаторов и элементов питания батарей EV по всему полотну скоростной дороги. Согласно проектной документации магистраль рассчитана на 15 лет эксплуатации, что соответствует традиционным асфальтовым дорогам.

Солнечная скоростная автомагистраль вполне вписывается в рыночные отношения. Ключевые факторы, которые необходимо определить застройщику – общие затраты и надежность проекта, а также то, как быстро он сможет совместить обе эти категории на практике, – сказал Сюй Инбо, аналитик Citic Securities Co.

На самом деле, автомагистраль с солнечными батареями не такая уж и новая идея. В 2016 году французская строительная компания Bouygues SA начала тестировать в Нормандии 1-километровую дорогу с солнечными панелями, но расположенными на поверхности, вокруг дорожного полотна.

Испытания дороги типа Wattway с тех пор охватили еще 20 локаций. Но, проект Wattway сосредоточил свое внимание на производстве электроэнергии, и у компании не было планов по подзарядке EV, – рассказал Этьен Гаудин, куратор проекта Bouygues Colas Group.

Юй Кай (основатель пекинской компании Horizon Robotics Inc.) считает, что производство полупроводников нового поколения, уже разрабатываемых в Китае, позволит выпустить более 30 миллионов автомобилей с разным уровнем автономных характеристик.

Монитор показывает количество энергии, генерируемой солнечными батареями ©Qilai Shen/Bloomberg

Согласно данным Bloomberg, один квадратный метр дороги в Цзинань стоил около 7000 юаней, что в общей сложности «затягивает» стоимость проекта до 41 млн юаней ($6,5 млн). В то время как лимит на внедрение массовых технологий в Китае составляет около 3000 юаней за квадратный метр.

Первоначальные затраты очень высоки, потому что исследователи и разработчики создавали технологию с нуля, по частям, в своих собственных лабораториях, но с запуском массового производства затраты на проект значительно снизятся, – объясняют в компании Qilu.

По факту, исследовательские работы начались более 10 лет назад. Само же строительство на текущем участке дороги заняло всего 55 дней и магистраль была открыта для движения уже в декабре прошлого года. При этом нагревательные элементы, работающие на солнечных батареях, в зимний период оберегают автомагистраль от налипания снега и гололеда.

В будущем, когда по этим дорогам будут двигаться автономные автомобили, это станет похоже на целостный организм. Дорога будет чувствовать и анализировать данные о том, какие и насколько тяжелые транспортные средства по ней передвигаются и какие условия им нужны для оптимального трафика, – сказал Чжоу.
Фотогальваническое покрытие протяженностью 1080 метров ©Qilai Shen/Bloomberg

Qilu рассказала, что уже сотрудничает с несколькими отечественными автопроизводителями в направлении развития данной технологии, но с какими именно – не уточнялось.

Для справки: на долю Китая приходится половина мировых продаж электромобилей. По данному показателю он превзошел в 2015 году даже США, став крупнейшим в мире рынком NEV – электромобилей, использующих новый тип энергии (категория, которая включает в себя электромашины на аккумуляторных батареях, автомобили с гибридным питанием и автомобили на топливных элементах). Согласно данным Ассоциации китайских автопроизводителей, в этом году количество проданных электромобилей, использующих новый тип энергии, превысит 1 млн единиц, а к 2020 году правительством установлен целевой показатель продаж в размере 7 миллионов NEV.

Будущее транспорта придет к нам гораздо быстрее, чем мы того ожидаем. И мы должны быть уверены, что дороги развиваются также стремительно, как и отрасль автономных транспортных средств, – сказал Чжоу.

Источник: Bloomberg

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Комментарии