Анна Балабанова
©

Мир, как он есть: фотографии, которые могут изменить отношение к Земле

Надав Кандер, «Чунцин XI» из серии «Янцзы, Длинная река» (июль, 2006 года) © Nadav Kander/Prix Pictet
Надав Кандер, «Чунцин XI» из серии «Янцзы, Длинная река» (июль, 2006 года) © Nadav Kander/Prix Pictet

На огромном экране, установленном в римском амфитеатре в городе Арле (Франция), сменяя одна другую, скользят фотографии: на побережье необъятной реки Янцзы в Китае заводские трубы выпускают в небо клубы дыма, делая всю атмосферу фотографии какой-то токсичной в предрассветном тумане. Разрушенная асфальтовая поверхность иракского шоссе, разбитая разорвавшейся миной. Мертвое тело птенца альбатроса, утроба которого “нафарширована” пластиковыми отходами, которые и убили его. Все эти картины изображают какой-то ужасающий кризис, назревающий на планете, но при этом они по-своему прекрасны. По окончании слайд-шоу в аудитории раздались восторженные аплодисменты.

Мероприятие было посвящено 10-й годовщине премии Prix Pictet, вручаемой в рамках ежегодного фестиваля фотографии Rencontre d'Arles. Забавно, что эта премия служит ярким примером несоответствия: она является одной из самых “богатых” (призовой фонд Pictet – 100 000 швейцарских франков или около $101 000), финансируется частным швейцарским банком и вручается за работы, которые наиболее ярко демонстрируют экологические проблемы. Проблемы, которые зачастую проявляются именно от недостатка финансирования.

Надав Кандер, «Чунцинский муниципалитет, 2006 год», из серии «Янцзы, Лонг-Ривер» (июль, 2006 года). © Nadav Kander/Prix Pictet
Надав Кандер, «Чунцинский муниципалитет, 2006 год», из серии «Янцзы, Лонг-Ривер» (июль, 2006 года). © Nadav Kander/Prix Pictet

По словам организаторов, поскольку фотографы все больше увлекаются концептуализмом, то конкурс и сама награда призваны защитить “немодное” представление о том, что главная задача фотографии – показать мир таким, какой он есть. И, если возможно, то изменить его к лучшему.

Слева – «Midway, CF000313, 2009» Криса Джордана из серии «Мидуэй: Сообщение из Пропасти» (2009 год). Справа – «Eleven Blowups #1» Софи Ристелхубер из серии «Одиннадцать взрывов» (2006) © Chris Jordan/Prix Pictet; Софи Ристэлхуэбер/Prix Pictet
Слева – «Midway, CF000313, 2009» Криса Джордана из серии «Мидуэй: Сообщение из Пропасти» (2009 год). Справа – «Eleven Blowups #1» Софи Ристелхубер из серии «Одиннадцать взрывов» (2006) © Chris Jordan/Prix Pictet; Софи Ристэлхуэбер/Prix Pictet

Стивен Барбер (Stephen Barber), один из партнеров Pictet, наблюдая за выставкой в душный июльский вечер, был слегка удивлен тем, что им все это удалось.

Проект эволюционировал так, как мы того даже не ожидали, – сказал Стивен.

Какова главная цель награды: искусство или общественная активность?

Обе, – ответил он.

Полный выставочный цикл конкурса составляет примерно 18 месяцев (за десять лет было объявлено семь победителей), но чтобы определить лучшего, организаторам приходится проделывать колоссальную работу, практически выстраивая лабиринт из трудных решений.

Сначала организаторы объявляют тему, связанную с окружающей средой. Предыдущими темами были: «Вода», «Земля», «Потребление», «Беспорядок» и «Космос». После чего пул из более 300 номинаторов, включая кураторов, галеристов, журналистов и других именитых экспертов, предлагают довольно длинный список из более 600 фотографов — участников конкурса. Затем количество имен сокращается до краткого списка из 10 фамилий. Вся эта работа занимает год или около того, чтобы победитель был, наконец-то, объявлен, а призовая работа отправилась во всемирное турне.

Наша команда усердно работает над экспозицией «Space» на @fondation_cab, для седьмого международного тура #prixpictet (Бельгия, 8-30 июня)

За последние 10 лет работы с Prix Pictet были выставлены ​​в 40 городах, охватив аудиторию более, чем в 400 миллионов человек, не считая значительного числа пользователей Интернета. Согласно данным организаторов, только в этом году на выставке в Мехико было зарегистрировано более 86 000 посетителей в последний день экспозиции.

Несмотря на то, что среди номинантов, попадающих в шорт-лист, светится немало именитых фотографов (например, Эдвард Буртынский, Андреас Гурски и Томас Страут), судьи обычно удивляют критиков, выбирая победителей среди новых имен. Первым подобным открытием стал малоизвестный канадский фотограф Бенуа Аквин, который стартовал в рамках проекта серией сюрреалистических, даже каких-то неземных образов, “рисуемых” пыльными бурями в Китае.

Бенуа Аквин, «Пастух в Увэй» (2006) из серии «Китайская пыльная чаша» (июль, 2006 год) © Benoit Aquin/Prix Pictet
Бенуа Аквин, «Пастух в Увэй» (2006) из серии «Китайская пыльная чаша» (июль, 2006 год) © Benoit Aquin/Prix Pictet

Четыре года спустя к нему присоединился Люк Делахай — фотожурналист, создающий работы о войне, обществе и ландшафтном искусстве.

Люк Делахай «Спящий Человек, Дубай» (2008 год) © Luc Delahaye/Prix Pictet
Люк Делахай «Спящий Человек, Дубай» (2008 год) © Luc Delahaye/Prix Pictet
Люк Делахай «Очередное 132-е совещание Комитета» (2004 год) © Luc Delahaye/Prix Pictet
Люк Делахай «Очередное 132-е совещание Комитета» (2004 год) © Luc Delahaye/Prix Pictet

Бенуа Аквин признался, что, попав в список Prix Pictet, он даже не сразу понял, что с этим делать.

Сначала я подумал, что это какой-то розыгрыш или мошенничество. Знаете, где потом у вас запрашивают банковские реквизиты, чтобы подтвердить участие в проекте. Но это не сравнится с тем удивлением, когда я узнал, что стал победителем! Это огромная честь. С тех пор мои работы побывали повсюду: люди хотят показывать и рассматривать их, даже 10 лет спустя! Эти фотографии теперь живут собственной жизнью, они не зависят от меня, – поделился Аквин в своем интервью на открытии ​​юбилейной выставки Prix Pictet.

Аквин рассказал, что впервые был очарован пыльными бурями после путешествия в Монголию в 2002 году. Изучая этот феномен, он узнал, что в настоящее время более четверти территории Китая является пустыней, которая растет с каждым годом из-за чрезмерного истощения почв в результате сельскохозяйственной выработки. Его фотографии, сделанные в 2007 году, показывают обширные пейзажи, “замаскированные” в удушающую оранжевую пыль. Они выглядят как предупреждение или предостерегающее сообщение с другой планеты, или, возможно, предвестник постапокалиптического будущего.

Бенуа Аквин, «Без названия 03» из серии «Китайская пыльная чаша» (июль, 2006 год) © Benoit Aquin/Prix Pictet
Бенуа Аквин, «Без названия 03» из серии «Китайская пыльная чаша» (июль, 2006 год) © Benoit Aquin/Prix Pictet

Чувствовал ли он, что поможет сторонним наблюдателям лучше осознать проблемы опустынивания Земли, о которых все чаще говорят защитники окружающей среды, опасаясь их последствий в глобальном масштабе?

Если даже один человек будет вдохновлен моими работами, то я получу то, чего хотел! – сказал Бенуа.

Несмотря на то, что в основном проект нацелен на глобальные экологические вопросы, в 2017 году победителем стал ирландский фотограф Ричард Моссе, а точнее, его работа с изображением лагерей для беженцев, снятых при помощи военной камеры с тепловизором.

Ричард Моссе, «Интерьер Темпельхоф» из серии «Тепловые Карты» (июль, 2016 год) © Richard Mosse/Jack Shainman Gallery
Ричард Моссе, «Интерьер Темпельхоф» из серии «Тепловые Карты» (июль, 2016 год) © Richard Mosse/Jack Shainman Gallery

В 2014 году победителем стала художница Валери Белин, которая проиллюстрировала чрезмерное увлечение современного общества пластиком, в пугающей серии натюрмортов, напоминающих голландскую живопись XVII века. Этот хаос из пластиковых отходов (голова манекена, мотки проволоки, искусственные цветы, детские игрушки) был создан из предметов, которые можно найти в любом мусорном баке.

Валери Белин, «Натюрморт с зеркалом» из серии «Натюрморт» (2014 год) © CreditValérie Belin/Prix Pictet
Валери Белин, «Натюрморт с зеркалом» из серии «Натюрморт» (2014 год) © CreditValérie Belin/Prix Pictet
Валери Белин, «Натюрморт с обувью» из серии «Натюрморт» (2014 год) © CreditValérie Belin/Prix Pictet
Валери Белин, «Натюрморт с обувью» из серии «Натюрморт» (2014 год) © CreditValérie Belin/Prix Pictet

В своем интервью Валери отметила, что ее работы могут помочь изменить текущую ситуацию, подчеркнув опасность загрязнения пластиком.

Я надеюсь, что люди почувствуют, что у них есть стимул и возможность к переменам. В противном случае, зачем на это смотреть? Искусство должно стимулировать нас к действиям, чтобы помочь справиться с проблемами, – сказала она.

Конкурс Prix ​​Pictet не единожды подвергался критике из-за того, что его темы настолько широки, а фотографии настолько разнообразны, что трудно понять его подлинную цель.

Это правда, что все работы очень разные. Но, глядя на сегодняшнюю выставку, я поймала себя на мысли, что не такие уж они и разные. Нас заботят одни и те же вещи и тяготят одни и те же проблемы, – отметила Валери Белин в своем интервью.

В свою очередь Сэм Стордзе (директор фестиваля в Арле) сказал, что независимо от того, какие возникают дебаты о форме или амбициях Prix Pictet, истинную ценность имеют лишь качество и глубина фотографий.

В мире существует множество вариаций для фотографической работы. На Prix ​​Pictet мы видим этому лишь очевидное подтверждение. Вам не обязательно быть фотожурналистом, чтобы волноваться о том, что происходит с этим миром, – сказал Сэм Стордзе.

Спустя пару минут после окончания слайд-шоу, в амфитеатре была объявлена следующая тема выставки: «Надежда». Намеренное изменение вектора тематики предыдущих конкурсов на более оптимистичное должно стать ответом на то беспокойство, что породило экологическое движение: глобальное потепление, загрязнение окружающей среды в отчаянных попытках мировых держав найти пути в борьбе с глобальными изменениями климата.

Восьмая тема нашего конкурса - НАДЕЖДА. «Возможно, в нашей способности переживать невзгоды лежит надежда для всех нас. Надеемся, что несмотря на катастрофический ущерб, который мы сами же и провоцируем, еще не все потеряно и не поздно все изменить», - написал Кофи Аннан, почетный президент Prix Pictet

Работы, посвященные этой теме, будут запрошены и оценены жюри в течение следующих 12 месяцев, чтобы предстать перед широкой аудиторией в музее Виктории и Альберта в Лондоне осенью 2019 года.

Возможно, это несколько неожиданно. Но мы чувствуем, что должны что-то сделать с надеждой прямо сейчас, – прокомментировал Барбер выбор следующей темы для выставки.

Источник: The New Yourk Times