
Маша Ивашинцова родилась в России в 1942 году. В 18 лет она начала пробовать себя в фотографии, что привело ее в «подпольный клуб» любителей искусства в Санкт-Петербурге (в те времена известного как Ленинград). Вооружившись Leica IIIc и Rolleiflex, она делала множество снимков городских улиц, но никогда и никому не показывала свои работы. Прошло почти семнадцать лет после ее смерти в 2000 году, когда на чердаке одного из домов в Петербурге был обнаружен ящик с архивом из более чем 30 000 фотографий в виде негативов и не проявленных пленок.

Обнаружить затерянные фотографии помог случай: в конце прошлого года дочь Ивашинцовой Ася Мелкумян с мужем, делая ремонт в доме, наткнулись на любопытную коробку на чердаке. Постепенно разбирая этот архив, они открыли целую эру советской фотографии, которую в свое время создала, а затем спрятала ото всех Ивашинцова.
На одной из фотографий, датированных 1979 годом, запечатлены какие-то люди, сгребающие снег на холодных, серых берегах Невы.

На другом снимке – игровая площадка с детской горкой в виде ракеты запечатлена на фоне заброшенного здания, тихого и необитаемого.

А на другой оживленной сцене уличной жизни – какой-то мужчина, «украдкой пойманный» в середине разговора, с папиросой и в меховой шапке на голове смотрит прямо в объектив камеры.

В коробке нашлось немало семейных снимков и даже случайный автопортрет Ивашинцовой.

Оказывается, она также любила снимать портреты известных личностей из мира искусства, с которыми у нее были романтические отношения: фотограф Борис Смелов, поэт Виктор Кривулин и лингвист (отец ее дочери) Мелвар Мелкумян.

Она искренне верила, что ее творчество бледнеет на фоне таких выдающихся личностей. Наверное поэтому она никогда и никому не показывала свои работы, дневники, фотографии и поэзию, – делится Ася Ивашинцова-Мелкумян.
В отличие от ее спутников, Мария Ивашинцова не получила должного признания в обществе за свои работы. Она занимала различные должности, пока в 1981 году не стала безработной. Как результат, в течение следующего десятилетия она стала частым гостем в психиатрических лечебницах.

В память о матери Ася Ивашинцова-Мелкумян создала веб-сайт mashaivashintsova.com и профиль в Instagram, посвященный ее работам.
В ближайших планах – организация масштабной фотовыставки этим летом в Вене.

Работа, которую она делала всю свою жизнь, никогда не воспринималось серьезно ни ее семьей, ни людьми, которых она любила, – сказала Ася в недавнем интервью «MyModernMet».

Возможно теперь, работы Ивашинцовой будут оценены по достоинству, ведь еще множество фотографий из тридцатитысячной коллекции изображений все еще ждут своего звездного часа.






