Анна Балабанова
©

Рабство в Amazon: расследование об ужасных условиях работы в компании

© Retailers
© Retailers

Amazon – одна из самых успешных интернет-компаний современности: она владеет сетью онлайн-магазинов на пяти континентах, за что бы ни бралась эта компания – она становится лидером. Но мало кто задумывался о том, что за ширмой грандиозного успеха стоят колоссальные человеческие ресурсы. И как рассказывают инсайдеры, «поработавшие» в Amazon, компания очень требовательна к своим сотрудникам. Журналист Мэтью Хьюз (Matthew Hughes) на страницах TheNextWeb развенчивает культ личности Джеффа Безоса и рассказывает о том, с какими ограничениями вынуждены мириться работники компании.


По мнению автора, в некоторых аспектах успех Amazon стал возможен лишь благодаря применению эксплуататорских практик, в рамках которых условия труда в компании напоминают кошмары из рассказов Диккенса. Так, в недавней статье для британского издания Business Insider Шона Гош описывала как низкооплачиваемые работники на складах Amazon в Стаффордшире вынуждены мочиться в пустые бутылки, вместо того, чтобы сделать перерыв в работе для удовлетворения естественных потребностей организма.

Низкооплачиваемые рабочие на складах Amazon, собирающие товары для доставки, из-за того что туалет находится слишком далеко, используют для справления нужды «туалетные бутылки».
Шона Гош © Business Insider
Шона Гош © Business Insider

Также в статье утверждалось, что некоторых работников штрафуют за больничные. Был описан случай, когда одна беременная сотрудница, почувствовавшая недомогание во время работы, была «вознаграждена предупреждающими баллами». А другой работник получил дисциплинарное предупреждение, даже несмотря на то, что предъявил работодателю больничный лист.

Я вышел на смену, хотя чувствовал себя крайне паршиво. Отработав пару часов, я отправился в больницу. У меня диагностировали кишечное отравление и дали больничный лист. Но это никак не смягчило «неудовольствие работодателя», — делится работник компании.

Никакого шока

Дело в том, что об отвратительных условиях работы в Amazon известно уже давно. В 2017 году репортер британской газеты The Daily Mirror, «работая под прикрытием» в центре обслуживания клиентов Amazon, назвал компанию «высокотехнологичной версией рабочего дома Викторианской эпохи».

Некоторые сотрудники буквально засыпали на ногах, изнуренные 55-часовой рабочей неделей. Перерывы были строго регламентированы, а работники получали нарекания даже «за слишком громкое сопение», – рассказывал Алан Селби.
Алан Селби © Twitter
Алан Селби © Twitter

Ужасные условия труда подтвердил и недавний опрос 100 работников со склада Amazon, проведенный общественной группой Organize. Как показали исследования, более 50% рабочих страдают от приступов острой депрессии, при этом 8% задумываются о самоубийстве.

Когда потребители объявят бойкот?

История, описанная Гош, напомнила о скандале с Nike в 1990-х годах, когда общественность узнала об ужасных условиях труда низкооплачиваемых работников, занятых на некоторых фирмах в цепочке поставок Nike. В 1992 году в Harper's была опубликована статья Джеффа Баллингера с историей, рассказанной субподрядчиком Nike в Индонезии.

Джефф Баллингер © Radaris
Джефф Баллингер © Radaris

Согласно полученной информации, индонезийские сотрудники зарабатывали всего 14 центов в час (гораздо меньше уровня прожиточного минимума в те годы) и вынуждены были терпеть жестокое обращение со стороны руководства компании, неадекватные ограничения на перерывы в работе и наказания в виде производственных квот.

Тогда ответной реакцией потребителей стал бойкот продукции Nike, который оказался довольно эффективной мерой воздействия на руководство компании, вынужденного в кратчайшие сроки пересмотреть условия ведения бизнеса.

Общественные протесты против компании Nike © amateursport.wordpress.com
Общественные протесты против компании Nike © amateursport.wordpress.com

Чтобы вернуть доверие своих клиентов, Nike объявила о политике прозрачности и открыла для проверки независимыми экспертами всю цепочку субподрячиков, участвующих в поставках ее продукции. Сегодня, на веб-сайте Ассоциации справедливого труда, можно ознакомиться с 221 инспекционным отчетом со всех фабрик Nike, разбросанных по миру, в том числе во Вьетнаме, Индии и Пакистане.

Как показывает история, бойкоты могут стать довольно эффективной мерой воздействия, но когда у Amazon будет свой Nike-момент?

По мнению Мэтью, такой момент может и не настать вовсе.

Amazon и Nike 1990-х годов – совершенно разные сущности. В случае с Nike у потребителей всегда были другие варианты. Они могли легко купить спортивную одежду и кроссовки у альтернативных компаний, таких как Reebok или Adidas. Отказаться от Amazon потребителям будет гораздо сложнее, ведь у нее нет достаточно сильного соперника.
Мэтью Хьюз © Twitter
Мэтью Хьюз © Twitter

На рынке сейчас нет другой розничной интернет-компании с таким же огромным выбором товаров, логистической инфраструктурой или узнаваемым брендом, как у Amazon. Удобство и привычки пользователей – позволят Amazon еще долгое время оставаться на плаву.

Посмотрите на водителей Uber. Они практически не защищены на своем рабочем месте, они просто стараются заработать себе на жизнь. Мы все это знаем, но кому-нибудь это мешает ездить на Uber? Думаю, нет! – объясняет Мэтью.

Пришло время позора

Чтобы условия работы в Amazon приблизились к чему-либо, пусть даже отдаленно напоминающему цивилизованные условия труда, изменения должны происходить сверху. Это означает, что законодатели и государственные объединения, подобные ЕС, должны предпринять ряд действий для формирования культуры труда, которая гарантирует права рабочих на достойное и уважительное отношение к себе.

Несмотря на это, я по-прежнему верю в силу людей и хочу, чтобы Amazon получила опыт Nike в 1990-х годах. Amazon кичится тем, что ее бренд остается незапятнанным, несмотря на все скандалы, преследовавшие его в последние годы. Пришло время изменить это. Пришло время позора.
Да, Джеффу Безосу удалось построить самую успешную компанию на планете, но ценой рабской эксплуатации человека. Я считаю, что если ваши сотрудники настолько заняты, что им приходится мочиться в бутылки, тогда вы дерьмовый босс и дерьмовый человек. Все просто!
Джефф Безос не святой. Он не гений. Он не разрушитель и не новатор, или какой-либо другой термин из «Кремниевой долины», оправдывающий подобное поведение. Он – высокотехнологичная версия мистера Бамбла из «Приключений Оливера Твиста» и мы уж точно не должны им восхищаться! – говорит Мэтью.
Джефф Безос © BGR.com
Джефф Безос © BGR.com