Анна Балабанова
©

Технология блокчейн сделает киберспорт более прозрачным

© Peace Chiu
© Peace Chiu

За последние несколько лет, такие понятия как e-sport и блокчейн прошли долгий путь становления и принятия обществом. Киберспорт пережил публичное осмеяние главой ESPN как «недоспорт», но в конце концов дорос до регулярных трансляций на «Worldwide Leader» и был принят в соревновательную программу Азиатских игр 2022 года.

Что касается технологии блокчейн, основанной на децентрализованных цифровых регистрах, то изначально она прочно ассоциировалась лишь с криптовалютами. Но из «причудливого чудачества» блокчейн превратился в альтернативную форму хранения и передачи информации. И до недавнего времени, кроме запуска нескольких ICO и LoL-плеера Jeon «ikssu», у блокчейн и киберспорта больше не было точек для соприкосновения. Но похоже, что это вскоре изменится.

Поскольку Лига киберспорта становится более профессиональной, конкурентоспособной и «продаваемой», все больше членов киберсообщества призывают к правовому регулированию данной сферы: определению прав и обязанностей игроков, гарантий справедливой оплаты и внедрению контрактных соглашений. Одним словом, меньше серых зон и больше прозрачности.

К счастью, одними из главных преимуществ технологии блокчейн являются именно децентрализация, безопасность и прозрачность системы. Другими словами, поскольку каждый блок в цепи является неизменным и хранит в себе информацию, которую невозможно фальсифицировать, изменить или удалить, то такой источник информации всегда будет достоверным и достаточным для подтверждения и выполнения условий соглашения. Короче говоря, каждый участник сможет увидеть: кто и когда совершил или не совершил какую-либо сделку.

По мнению Риада Чихани, основателя и главного исполнительного директора Gamurs Group (материнской компании Dot Esports), в таком ракурсе можно выделить три наиболее вероятных направления для дальнейшего развития технологии blockchain в плоскости киберспорта.

Риад Чихани © afr.com
Риад Чихани © afr.com

1. «Премирование» криптовалютами

Помимо призового фонда онлайн-состязаний, один из основных источников дохода для профессиональных игроков – это донаты поклонников, перечисляемые через PayPal, YouTube или Twitch.

В 2013 году один из анонимных жертвователей, известный как «Amhai», презентовал Исааку «Азаэль» Каммингс-Бентли и Шансу «Содапоппин» Моррису по $50 000 во время стрима игры World of Warcraft. Очевидно, что это лишь единичный случай, который не является нормой, и большинство поклонников жертвуют не более нескольких долларов. Однако, подобные пожертвования опасны тем, что донатор всегда может потребовать платеж обратно. Несмотря на то, что система обратного платежа была разработана для защиты потребителей от онлайн-мошенничества, к сожалению, некоторые зрители злоупотребляют этим механизмом возврата средств.

Показательным может стать пример юзера iNexus_Ninja (18-летнего австралийца), который использовал кредитную карту своего отца для перечисления пожертвований через PayPal, которые в общей сумме потянули на $50 000 менее чем за 24 часа. Один из самых крупных взносов в $11 500 был переведен на счет игрока Lea «LegendaryLea» May. Только месяц спустя донатор попытался вернуть пожертвование через PayPal, но возврат был отклонен. Однако в подавляющем большинстве обратные платежи проводятся платежной системой, а это значит, что стример не только должен был бы вернуть деньги, но и заплатить комиссию за обработку транзакций.

© South Chin
© South Chin

В свою очередь, если бы вместо PayPal геймеры аккумулировали пожертвования посредством блокчейна и криптовалют, то этой проблемы попросту не существовало бы. Во-первых, донаторы не смогли бы запрашивать возврат криптовалюты. Во-вторых, каждая транзакция фиксировалась бы в блоке цепи, что исключало бы возможность переложить ответственность за перевод на кого-то другого (наиболее распространенная причина для большинства возвратов).

С другой стороны, несмотря на то, что такое решение стало бы огромным плюсом для геймеров, но для потребителей, чьи учетные записи могут быть попросту взломаны злоумышленниками, такое решение принесло бы лишь дополнительную головную боль. Ведь в таком случае надежды на возврат своих средств практически не остается.

Концепция криптовалютного премирования – не нова. Например, криптовалюта Dogecoin, уровень капитализации которой недавно превысил порог в $1 млрд, изначально использовалась для «премирования» пользователей за тестирование контента.

Воспринимайте это не как обычный «лайк», а голосование, которое приносит реальную ценность, – говорил основатель стартапа.

Бесспорным новаторов в данном направлении является компания Gamurs Group. Киберплатформа для игр в стиле фэнтези запустила и успешно использует собственную криптовалюту Skrilla для совершения транзакций внутри сети. Токены Skrilla, построенные на блокчейне Ethereum, полноценно используются геймерами как в играх, так и в соревнованиях. При этом юзеры также могут покупать внутриигровую валюту за фиатные деньги. А еще один блокчейн-проект – Unikorn's UnikoinGold был специально создан для совершения ставок в рамках e-sport.

Очевидно, что создание большего количества игровых токенов, будет формировать более безопасное для геймеров киберпространство, – считает Риад Чихани.

2. Смарт-контракты для защиты прав игроков

Поскольку киберлига все больше выходит на глобальный уровень франшиз, спонсорства и крупных призовых фондов, права игроков как никогда нуждаются в защите. Райан Моррисон, адвокат в сфере e-sport, в своем недавнем интервью предположил, чтобы неравные условия, созданные в киберсообществе, позволяют агентам и спонсорам использовать неопытность игроков в своих корыстных интересах.

Райан Моррисон © Morrison / Lee
Райан Моррисон © Morrison / Lee
Уже было несколько прецедентов, когда игровые команды пострадали от контрактных соглашений, предусматривающих штрафные санкции по отношению к игрокам, утратившим свою былую производительность.

Учитывая то, что срок для карьеры в e-sport довольно непродолжителен (по сравнению с другими видами спорта), то немудрено, что в последние годы все более активно стало проявлять себя движение, отстаивающее права игроков. Так League of Legends от Riot Games недавно объявила о планах по созданию ассоциации официальных игроков, аналогичной традиционному рабочему профсоюзу, которая защищала бы права геймеров в любых конфликтах, возникающих в рамках контрактов или спонсорских сделок.

© VGU.TV
© VGU.TV

Альтернативным вариантом решения подобных ситуаций могли бы стать умные контракты, хранящиеся в системе блокчейн. Децентрализованный характер технологии блокчейн позволил бы всем сторонам соглашения (командам, игрокам, спонсорам) устанавливать свои условия, обязательства и требования, нерушимо запечатанные в блоках цепи.

Это означало бы, что игроки могут установить определенный процент, который им будет выплачиваться за каждый выигрыш в рамках турнира, или фиксировать сумму ежемесячной зарплаты, которая затем может взиматься самой же системой, лишая работодателя права выбора – платить или не платить оговоренную сумму.

С одной стороны смарт-контракт поможет обеспечить большую безопасность для менее опытных игроков, но с другой стороны – эти же команды лишатся возможности отсрочки платежа, – говорит Риад Чихани.

Да, победа сразу приносила бы игрокам поступление активов на их игровые счета, но проигрыш, автоматически списываемый с баланса, мог бы отрицательно сказаться на положении мелких команд с небольшими ресурсами. Особенно тех, которые надеялись заработать деньги, прежде чем рассчитываться с долгами.

Но до этого еще очень далеко: ведь чтобы механизм заработал, сначала необходимо создать платформу, которая будет проверять выполнение условий сделки, а затем отправлять запрос для подтверждения транзакций, – считает Риад Чихани.

Тем не менее, наличие независимых блокчейн-соглашений значительно повысит шансы игроков на успех в процессе отстаивания своих интересов в случае нарушения договоренностей. Справедливости ради стоит отметить, что команды, спонсоры, агенты также могли бы дополнять смарт-контракты статистическими показателями, при отклонении от которых они смогли бы безболезненно расторгнуть сделку с игроками.

3. Избавление от посредников

По мере того, как киберспорт завоевывает все большую популярность среди пользователей, растет его привлекательность и для медиа-пространства, что в свою очередь увеличивает призовой фонд состязаний за счет рекламодателей (в прошлом году совокупный призовой фонд соревнований по Dota 2 насчитывал почти $25 млн).

В то время как в течение года основные кибертурниры строятся на командных состязаниях, в финальных выступлениях лучших команд на Hearthstone и Starcraft II могут соревноваться уже и отдельные игроки. В этом случае, геймеры чаще всего сталкиваются с несправедливым обращением, дискриминацией со стороны организаторов.

© Steven Quinn
© Steven Quinn
Чтобы уравнять шансы всех представителей игрового сообщества, все больше блокчейн-стартапов разрабатывают платформы, которые бы гарантировали всем участникам равные права и доступ к призовому фонду, – делится Риад Чихани.

Так платформа FirstBlood, построенная на блокчейне Ethereum, децентрализовала процесс распределения турнирных выигрышей, а это означает, что игроки гарантированно получают свою часть призового фонда, который поступает непосредственно на электронный кошелек участника состязаний. Помимо прочего, так обе стороны еще и экономят на комиссионных платежах.

Таким образом, несмотря на то, что шумиха вокруг блокчейна и киберспорта на сегодняшний день в основном сосредоточена вокруг азартных игр, очевидно, что существует немало направлений для успешной синергии и позитивных изменений отрасли в целом. Аналогично традиционным спортивным состязаниям, защита прав игроков в киберспорте поможет новым технологиям развиваться быстрее, – считает Риад Чихани.

По материалам Venturebeat