Анна Балабанова
©

Вскоре VR-мир наполнится "запахами" и "вкусами"

Современная виртуальная реальность – это уже нечто большее, чем простая попытка воссоздать человеческие чувства. По крайней мере, двое из них успешно испытываются на “виртуальной практике”.

«Тактильная обратная связь – это базовая функция, получаемая через прикосновения, и с этого мы начинали. Затем ”зрение” и “слух” стали главными достояниями VR-среды. Теперь дело стоит за очередным радикальным преображением VR, которое затронет уже обоняние и вкус», – заявил Бенджи Ли (исследователь Стэнфордской Лаборатории виртуального человеческого взаимодействия) в своем интервью для Engadget.

Как все начиналось

Попытка усилить эффект от театральных представлений при помощи запахов была впервые опробована еще в 1959 году. Дебют технологии AromaRama состоялся на премьере фильма «Великая стена»: каждые 90 секунд через систему кондиционирования в театральный зал распылялись различные ароматические вещества, меняя общую атмосферу в зале.

Особого восторга новая технология не вызвала, а The New York Times довольно критично отозвалась о нововведении, назвав подобные уловки не более чем “трюкачеством”:

«Художественная выгода от подобных действий равняется нулю. Пока одни запахи наполняют театральный зал, картина продолжает свое действо. И когда вы уже готовы почувствовать новый аромат (в соответствии с происходящим на экране), вам навязывают нечто совсем иное. Таким образом, нерегулярные потоки ароматов, диссонирующих с происходящим, вызывали по меньшей мере недоумение”, – отметил в своей рецензии для NYT Босли Кроутер.

Затем последовала неудачная попытка внедрить аналогичную систему Smell-O-Vision на премьере романтической мистерии «Аромат тайны». Несмотря на то, что новая система уже использовала диффузоры, установленные под зрительскими креслами, Smell-O-Vision, как и ее предшественница, не пришлась публике по душе и была отправлена в архив невостребованных кинотехнологий.

Система Smell-O-Vision
Система Smell-O-Vision

В 2001 году DigiScents попыталась внедрить устройство iSmell (по версии PC World вошедшее в "топ-25 худших устройств, создаваемых когда-либо"). Портативное устройство подключалось к ПК через порт USB и при посещении определенных сайтов (например, Chanel.com), способно было выдавать один из 128 запахов. Но, из-за негативной оценки среди пользователей, устройство так и не вышло за рамки испытаний прототипа.

iSmell
iSmell

"Запахи" и "вкусы" в современной виртуальной реальности

За 16 лет технический прогресс привел к тому, что VR-гарнитура стала вполне обыденным предметом домашнего обихода. Теперь ею можно управлять не только при помощи игровых систем, но и при помощи обыкновенного смартфона! И по мере того, как развивается виртуальная среда, растут и ожидания пользователей.

"Дело в том, что VR помогает пользователю почувствовать себя в конкретном месте “здесь и сейчас”. Это явление мы называем “присутствием”. И чем реальнее эффект присутствия, тем большую отдачу мы ждем от VR", – говорит Ли.

Исследовательская группа Ли в Технологическом университете Наньян в Сингапуре недавно представила экспертный обзор, в котором показано как может поменяться у человека отношение к еде в VR-среде.

"Я пока не могу разглашать все детали проекта, поскольку работа еще не окончена, но мы обнаружили, что появление в виртуальной среде дополнительных чувств (обоняния и вкуса) сильно влияет на ощущения человека, в частности на процесс насыщения", – говорит Ли.

Ученый считает, что если правильно усиливать человеческое восприятие, манипулируя запахами и вкусами, то можно добиться небывалого терапевтического эффекта. Например, запах пороха можно использовать при лечении некоторых случаев ПТСР, а аромат лаванды – для общего успокаивающего эффекта. Ли считает, что в будущем мы могли бы использовать VR, чтобы обманывать наш мозг, потребляя более здоровую пищу, полезную как для человека, так и для экосистемы в целом.

"Что если однажды мы сможем показать вам в VR кусок стейка с соответствующими ему запахом и вкусом? Разрезая его, вы ощутите нежность мяса, а каждый укус принесет вам огромное удовольствие. Но в реальной жизни ваш стейк будет сделан из растительных ингредиентов, сои или пшеничного протеина!", – говорит Ли.

На самом деле подобные технологии уже существуют и даже имеют название – «Vocktail». Разработанный Нимеши Ранасингхом и его командой из Национального университета Сингапура, «Vocktail» умеет обманывать человеческие чувства при помощи цвета, запаха и «виртуализированного» вкуса.

Нимеши Ранасингх
Нимеши Ранасингх
"Мы придаем напитку конкретный вкус, накладывая на него характерные внешние признаки: цвет, вкус и запах, создавая при этом “настраиваемые вкусы” при помощи мобильного приложения. При этом «Vocktail» позволяет экспериментировать и создавать что-то новое. Допустим, вы захотите попробовать мохито со вкусом шоколада или клубники... нет ничего проще!", – говорит Ранасингхе.

Внешне «Vocktail» напоминает стакан мартини, установленный на пьедестал, в котором и скрывается вся электроника: три картриджа с ароматами, микронасосы и светодиод. При этом на ободе стеклянной колбы установлена пара электродов. Таким образом светодиод меняет цвет жидкости, а в картриджах происходит смешение запахов.

"Мы можем легко изменять или подключать новые ароматы, заменяя картриджи, подобно струйному принтеру", – объясняет Ранасингх.

А для чего же нужны электроды? Они предназначены для того, чтобы посылать слабый электрический разряд на язык, тем самым генерируя «виртуализированный вкус». Изменяя силу тока через контур (т.е. ваш язык), «Vocktail» имитирует соленый, горький или сладкий вкус. А если точнее, то 180 микроампер (мкА) дают сладкий привкус, 80 мкА – горький, а 40 мкА – соленый.

“Мы считаем, что «Vocktail» просто незаменим для пабов. Как часто вы заказывали напиток, но хотели, чтобы он был немного кислее, слаще или более ванильным?” – говорит Ранасингх.

Но прежде чем запустить свое устройство в массовое производство, команда исследователей планирует усовершенствовать процесс моделирования для других характеристик напитка: температуры, “шипучести”, алкогольности и т.д.

В настоящее время Project Nourished работает над аналогичной системой, которая включает в себя гарнитуру, ароматический диффузор, наушники для костной проводимости, виртуальную посуду и 3D-принтер для для имитации практически любого вида пищи в любых состояниях.

"Представьте, что вы сможете пообедать в своем собственном, придуманном мире (из любимого сборника рассказов или фильма), наслаждаясь блюдами, которые полностью соответствуют контексту происходящего", – написано на сайте проекта.

Не удивительно, что виртуализированные гастрономические фантазии нашли свое отражение даже во “взрослых развлечениях”. Веб-сайт потоковой трансляции Camsoda использует технологию OhRoma для VR-кабинетов. Это устройство (стоимостью 200$) позволяет расширить опыт общения с девушками в VR, используя 30 различных ароматов.

"Есть множество парней, которые следят за моими трансляциями и не раз говорили: «Боже, я хотел бы, почувствовать твой аромат!»", – заявила популярная в США webgirl Виктория Райан в своем интервью для The Huffington Post.

Запах действительно может сказать о многом и вызвать определенные ассоциации. Модель самостоятельно выбирает аромат в VR-приложении, который она хочет “разместить” в своей комнате, чтобы создать определенную атмосферу для шоу.

"Ароматы могут варьироваться от сладкого и фруктового до глубокого мускусного, вызывая у аудитории мысли о сексе", – говорит Дарин Паркер, вице-президент CamSoda.

Чтобы сделать приложение более реалистичным, Camsoda работает над сенсорами, установленными в комнатах моделей, чтобы OhRoma могла оперативнее реагировать на изменения в атмосфере происходящего.

"Пожалуй, в настоящее время это самая сложная задача, которая стоит перед нами. Но это именно то, чего ждут от нас пользователи", – считает Паркер.

Camsoda также планирует привлечь к опыту использования VR производителя игрушек Lovense, чтобы в ближайшем будущем все, от стимулирующих устройств до реальных кукол, можно было бы использовать для усиления тактильных ощущений в VR, совместно с OhRoma.

С другой стороны, чрезмерное расширение границ реальности несет в себе и потенциальные риски.

"Дело в том, что эффект присутствия в VR может быть слишком реалистичным как в позитивном, так и в негативном аспекте. Мы уже слышали о сексуальных домогательствах в VR-среде, где жертвы были травмированы не меньше, чем в реальных ситуациях. В будущем, с развитием рынка реалистичных VR-игр, также существует вероятность того, что виртуальная жестокость может оказывать негативное влияние и на реальных игроков", – опасается Ли.

Источник: engadget.com