Natasha Che
Люблю сноуборд и крипту

Мнение: «Цукербергу пора уйти в отставку»

Мнение: «Цукербергу пора уйти в отставку»
Фото: dailydot.com

Facebook находится в центре нескольких скандалов, и недовольство общественности достигло своего апогея. Социальная сеть в очередной раз терпит неудачу в расширении некоторых основных функций. Многие считают компанию бесполезной. Уровень доверия к ней подорван, что несет угрозу не только работе компании, но и рождает сомнения в ее миссии во благо общества. Многие считают, что теперь наступил тот самый момент, когда Марку Цукербергу пора избавить себя от позора и уйти в отставку во имя интересов не только компании, но и своих собственных.

Желание Цукерберга объединить мир можно даже считать искренним. Но, вероятно, даже он сам все больше разочаровывается неожиданными последствиями этого наивного стремления и той поспешностью, с которой действовал. Дело доходит до того, что лучший способ для него продвинуться вперед это уйти.

И для этого есть три основные причины.

Facebook не оправдала ожидания

Фото: Marketing Land

Конечно, верно и то, что Facebook превзошла все ожидания. Но успех компании пришел еще в самом начале ее деятельности, как повсеместно используемой социальной сети. Единая сеть друзей, все последние новости от них и несколько дополнительных возможностей все это было реализовано довольно хорошо. Но помимо этого очевидного успеха, Facebook на самом деле добилась удивительно мало.

Попытки сделать Facebook универсальным профилем, который объединял бы все приложения и услуги, и являлся бы своего рода унифицированным срезом общества, потерпели неудачу, потому что потребители сочли эту идею малопривлекательной. Компании же посчитали, что нельзя полагаться на данные Facebook, т.к. технологии двигались на порядок быстрее, и данные, предоставляемые компанией, не всегда были актуальны.

Попытки сделать Facebook игровой платформой потерпели неудачу отчасти потому, что игры были откровенно плохие. Перепрофилирование уже устоявшегося сообщества в игровое также изначально было обречено на провал.

Facebook все еще не оставила попытки сделать свою сеть платформой виртуальной или дополненной реальности, но этот сегмент рынка оказался не настолько востребованным и невероятно дорогим для всех участников. Компания пока остается лидером на рынке того, что больше напоминает мыльный пузырь и похоже существует только с целью выманивания денег из инвесторов. Facebook делает вид, что впереди большие перспективы, но ничего не обещает.

Попытки вывести обмен сообщениями на новый уровень также потерпел неудачу. Чат-боты оказались низкого качества и по большому счету бессмысленны, игры в чатах интересны только с точки зрения чего-то нового, бизнес-приложения вежливо отклоняются, а фишки дизайна, например, стикеры, конечно могут принести доход в краткосрочной перспективе, но это не совсем то, на чем должна строится глобальная инфраструктура.

Попытки сделать Facebook надежным источником новостей наткнулись на многоголовую гидру, которую зовут "объективностью" и все вытекающие последствия. Эта идея должна была провалиться еще на стадии проектирования.

Первый запуск беспилотника Aquila

Facebook также пытался продвигать собственные сервисы, но все проекты или провалились, или имеют довольно странные формы. Сервис Free basics потерпел неудачу, несмотря на благие намерения, по причине того, что к компании не было достаточного доверия. Беспилотный летательный аппарат Aquila, предназначенный для раздачи интернета в труднодоступных районах интересный научный проект, но напоминает ситуацию с летающим деревянным самолетом Говарда Хьюза: поможем тем, кому сложно предоставить интернет, и одновременно предоставим гранты чтобы компенсировать провайдерам контракты, или заплатить за прокладку оптоволокна или строительство вышек. Например, проект Internet.org по предоставлению бесплатного доступа к сети интернет для наименее развитых стран был более простым и практичным.

Попытки сделать из Facebook медиа-компанию не увенчались успехом по множеству причин: сильные и проворные конкуренты, отсутствие четкого фокуса, наличие большого количества рекламы.

Попытки развития в сторону мобильного приложения провалились, так как ему явно не хватало привлекательности. Вроде само приложение очень популярно, и не уступает Instagram. Но на это потратили ни много ни мало миллиард долларов.

И естественно, что на все эти провалы Цукерберг лично обращал внимание. Снова и снова говорил он про новые планы. Но не все они воплощались. Денежные вливания и заемы опирались на первоначальный успех, а новинки напоминали самовыдвиженцев. Пар быстро угасал, и все начинания или шли в неверном направлении или затухали, когда на горизонте появлялась новая цель.

Как основатель и генеральный директор, Цукерберг должен непременно взять на себя ответственность за изначальный успех платформы. Но он также должен взять на себя ответственность за список неудач, что гораздо важнее и сложнее, чем почивать на лаврах своего первенца.

Цукерберг не исключение из правил, ведь у всех технологических гигантов были продукты или фазы, о которых они предпочли бы не говорить. И как бы не тяжело это признать, почти у всех были и сокрушительные провалы. Но именно личность Цукерберга оказывала гигантское влияние на все разработки компании Facebook.

Facebook не смогла объединить мир

С годами стало ясно, что Facebook давно забыла о своей первоначальной миссии.

Пятнадцать лет назад, а может даже еще 10 или 5, Facebook была именно той компанией, в которой нуждалось общество. Но с тем пор мир изменился, изменилось наше взаимодействие с технологиями и друг с другом, а Facebook не захотела меняться. И самая ее большая проблема это не перечисленные провалы, а неспособность развить свой основной продукт, и добиться с ним успеха.

Фото: Userstyles

Facebook начиналась как сеть, где можно поделиться своей жизнью с группой друзей. Однако по мере расширения сферы охвата, эта модель становилась пропорционально все более неадекватной. Стало ясно, что Facebook упорно работает над тем, чтобы изменить систему взаимодействия людей в интернете, чтобы лучше соответствовать ее собственными ограниченным возможностям.

Корень проблемы очевиден: приспособление Facebook к потребностям пользователей не так выгодно, как наоборот. Facebook работает на рекламу. Именно эта бизнес-модель доминировала в последнее десятилетие. Facebook стала одной из самых успешных рекламных площадок. Ведь ключевым подходом к рекламодателям был рассказ о том, что компания знает о нас то, что не знают другие. Так вот оно что! Вот для чего все это.

Facebook это не платформа для объединения людей, это платформа для монетизации данных, которые сами люди и предоставляют. Компания не хочет и не может следить за качеством взаимодействия, и вероятнее всего она уже давно заняла такую позицию. А всевозможные дополнительные функции просто должны были приумножить объем взаимодействий.

Facebook стала лидером по продажам и рекламе, опираясь на данные, которые ей доверили, но лишь выборочно была честна с самими пользователями. Люди перестали доверять компании. Сложно доверить достижение цели объединения мира такой скомпрометированной компании, как Facebook. Это было бы неправильно. Миссия Цукерберга по объединению людей идет не по плану, и уже ничего не изменится.

Пришло время для него и для компании

Facebook выросла в крупного игрока на рынке, а значит всегда вокруг нее будут споры и несогласные мнения. Но в течение последних нескольких лет, гул разочарования доносился практически из каждого квартала, страны, от большого числа клиентов и регуляторов.

Прошедший год был сложным для компании. Вскрылся тот факт, что реклама в Facebook основывалась на скрытых от общего взгляда данных. Довольно сомнительная и коварная практика. Компания отреагировала так, как сделал бы любой другой на ее месте: успокоила пользователей, убедила их, что ничего подобного не было, и пообещала принять меры. Все это время Цукерберг, который обычно является политически активным и, конечно, вовлечен во все происходящие в Facebook процессы, хранил молчание.

Время от времени он реагировал на возмущение, но чаще всего его слова сводились к уже ставшим мемом словам:

Facebook относится к этому очень серьезно.

И все в таком духе.

Я основал Facebook, и именно я отвечаю за то, что происходит на нашей платформе.

Точная форма ответственности обычно не уточняется. Но лучшее, что он может сделать, это уйти в отставку.

Фото: techcrunch.com

Для Facebook это может стать отличным шансом на спасение. Цукерберг может перевести на себя весь гнев, который обрушился на компанию, так как он несет ответственность за случившееся. Таким образом он сможет защитить лояльных сотрудников и руководителей, которые, скорее всего, выполняли его приказы. Он мог бы устроить промо-тур, и взять личную ответственность за действия, просить людей понять, что Facebook не должна страдать из-за его ошибок за последние несколько лет. В это же время, компания бы получила карт-бланш на переосмысление и изменение многолетней политики, выявление и признание своих недостатков.

Для пользователей это могло бы стать показателем обновления и преобразования платформы. Долгое время люди не верили обещаниям перемен, а видели только очередные уловки в алгоритмах и неудачные попытки подражания конкурентам. Ситуация с влиянием на исход президентских выборов в США и проблема с Cambridge Analytica это вершина айсберга. Доверие пользователей уже давно подорвано. Многие могут уйти, если не предпринять весомые шаги для усиления их связи с платформой.

Если Цукерберг, как автор успешных деяний компаний, и в то же время источник всех проблем, уйдет, то это может привести к значимым изменениям на уровне платформы. По крайней мере, даже скептически настроенным пользователям было бы интересно посмотреть, что из всего этого выйдет. Для Цукерберга это прекрасный шанс послужить на благо обществу и своему проекту. Со стороны это будет выглядеть, будто храбрый и идеалистичный молодой генеральный директор жертвует собой, чтобы компания могла жить дальше. И это не значит, что его ждет другая жизнь. Вполне можно уйти на пенсию, имея $30 млрд в банке, провести год или два с женой и маленькой дочерью, а затем снова посвятить себя благотворительным делам. Его проекты Chan-Zuckerberg Initiative и Internet.org могут принести больше пользы обществу, чем Facebook. А еще можно отрастить бороду.

Вряд ли он действительно сделает это. Имеется в виду отставка. С бородой все намного проще. Создается впечатление, что его эго слишком сильно идентифицируется с Facebook. Отделение себя от компании, вероятно, невозможно и неприемлемо для него. Кроме того, он может не согласиться с пессимистичными взглядами на работу Facebook. Ведь он сам оптимист.

Тем не менее, у него будет возможность уйти. И в дальнейшем он может пожалеть, что упустил этот шанс. Без Цукерберга Facebook может или заново родиться, или умереть. Но пользователям уже, похоже, на это абсолютно наплевать.

По материалам Techcrunch

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Natasha Che Люблю сноуборд и крипту
Комментарии