Zira Yakivchuk
Нездоровые ассоциации

Благотворительность и бизнес

Благотворительность и бизнес

Благотворительность начала существовать с того момента, как тот, у кого было больше чего-то, захотел помочь тому, у кого этого было меньше. Чего-то материального. Вероятно, мамонта или шкур животных, которые позволяли не замерзнуть в снегу. И все было вполне логично и справедливо, даже красиво, пока это шло от души, происходило из-за искреннего желания помочь. Но в любой социальной структуре (даже на крысах проверили) рано или поздно появляются те, кто соображает, что можно же и не работать, а просто прикинуться слабым, – и найдутся те, кто захочет о тебе позаботиться! Кто проявит широту души, чтобы наполнить чью-то душонку.

Изначально благотворительность позиционировала себя, как помощь, оказываемая богатыми бедным. В Библии также определяется 10%, которые должны уходить в нуждающийся народ. Хотя православные мужчины в рясах и с перстнями на пухлых пальцах вещают, что эту десятину нужно приносить и складывать в копилку здания с куполами. И тут, как и в любом подобном деле, выбор за человеком – отдавать или нет. Сюда или в другое место? Как тут поймешь, кому верить – беременным женщинам в переходах или бабулькам, причитающим у храма? Кому реально нужно, а кто на работе? Потому что если обратиться к логике, то не выгодные граждане, мешающие прохожим наслаждаться красотами города, быстренько убираются стражами порядка. А если не убираются, значит, они зарабатывают своими мольбами о помощи столько, что могут обеспечить и себя, и доблестную… «крышу».

Куда обращаются действительно нуждающиеся?

Как-то раз я наткнулась на пост в соцсети от моего бывшего преподавателя. Речь велась о сборе денег на лечение родного ему человека. Так как препод мне запомнился как достойная, приятная личность, то я помогла. После этого выслушала от друга, которому доверяю и с чьим мнением считаюсь, целую лекцию… на тему безответственности и паразитизма. Мол, никто же не мешал больному оформить себе хорошую медицинскую страховку и потом уже лечиться за свой счет. Казалось бы, эгоистичная позиция. Да и сразу же можно ожидать бесконечное количество комментариев на тему «страховка не все покрывает» или «страховики постоянно кидают» и тому подобное. Но в то же время, многих ли вы знаете, кто думает о будущем и берет на себя ответственность за возможные траблы?

Соцсети являются мощным двигателем торговли. В том числе и печальками людей и животных. При этом, мало кто обращается напрямую, предпочитая посредников – благотворительные организации.

Как-то давно я с ребятами пробовала собрать деньги, которые мы собирались потратить на разные подарки воспитанникам детдома. Мы все руководились исключительно светлыми побуждениями; корыстных целей не преследовал никто. Собирали «помощь» кто как мог. Я с одной девушкой подходила к прохожим, мы коротко описывали ситуацию и предлагали им поучаствовать в благотворительности. Примерно треть народа спросила нас о том, что мы за организация и есть ли у нас соответствующие удостоверения? Я тогда возмущалась (внутри, конечно же), мол, как можно?! Мы ж такие зайки, деткам в детдом собираем, посмотрите только в наши большие и честные глаза! Денег мы собрали и дальше все сделали, как было условлено. Но сейчас подойди ко мне такая «зайка», и даже предоставь мне какое-то удостоверение, я бы отказалась от участия в такой акции.

Не факт,  что потом  ваши вещи не продадут на барахолке, но это уже кое что
Не факт, что потом ваши вещи не продадут на барахолке, но это уже кое что

На улицы городов периодически выходят люди со светлым, воодушевленным ликом, в зеленых жилетах или другой «робе». У них даже есть в наличии некие документы с реквизитами и пруфами того, что некий человек нуждается в помощи. И лишь единицы догадываются это все загуглить, а еще меньше людей – решаются. Потому что, ну, вдруг и правда все честно, а ты такая бяка недоброжелательная, эгоистичная, жадная тварина. И даже если и так, то много ли молодых людей (а это зачастую студенты или выпускники) готовы тратить свое время на разговоры с прохожими, работу с возражениями и прочее за спасибо? Средняя ставка для такого «волонтера» – 20% от собранного за день. И если работодатель готов платить только одной из цепочек такой процент, то сколько же дойдет до нуждающихся? Дойдет ли вообще? И почему «зеленые жилеты» появляются, преимущественно, весной, когда людей переполняют гормоны радости и счастья, которым хочется делиться?

На сегодняшний день есть несколько благотворительных организаций с хорошей историей, отчетами и, вообще, репутацией, которой можно доверять.

А можно еще так. Без требований и с реальными результатами, которые можно проверить
А можно еще так. Без требований и с реальными результатами, которые можно проверить

В дело вступают и медийные личности, некоторые из них открывают собственные центры помощи онкобольным, детским домам, приютам для животных, социально незащищенным слоям населения и пр. Они дорожат своей репутацией и не гонятся за наживой, так как им хватает денег, заработанных основной деятельностью. Такие люди делают фото и видеоотчеты, по которым видно, для кого собирались средства, организовывалось дорогостоящее лечение или гуманитарная помощь. Им есть смысл доверять. Хотя в данном случае уже они не застрахованы от недобросовестности тех, кому помогли…

Известен прецедент, который раскрыли путем журналистского расследования. Итак, жила была девочка десяти лет. У нее обнаружили злокачественную опухоль. Запустили акцию, собрали денег, отправили девочку в Германию на лечение. Вроде вылечили, все счастливы. Но внезапно выявилась ремиссия. Снова переполох – нужны деньги! Это озадачило волонтеров, так как они были в курсе того, сколько семья получила путем сборов и сколько потратила на лечение. Оставшейся суммы вполне хватило бы на второй курс. Только вот нет. Хватило на квартиру, на мотоцикл… А девочка умерла. Ребенок просто стал средством к обогащению иждивенцев, паразитов общества.

Спасение утопающих

Благотворительность как предложение помощи порождает соответствующий спрос. Для лучшего эффекта и более внушительных сумм денег к делу привлекаются знаменитости, бренды. И тут можно выделить две категории помогающих: участники и пиарщики. Такие люди, как Киану Ривз или Константин Хабенский берут свои гонорары и отдают их в фонды, организовывают свои благотворительные организации. Но есть другие. Те, для которых помощь нуждающимся является, прежде всего, возможностью лишний раз прорекламировать себя.

Известны прецеденты, когда у медийных личностей просто брали разрешение огласить об их причастности к некоему сбору средств. Заминка случилась в том, что этих артистов тоже назвали больными, после чего деньги собирали на лечение не какому-то там безызвестному парню из провинции, а любимцам народа! Это, естественно, отразилось на их рабочих планах. Поэтому всех массовиков-затейников быстренько распустили, выпустив пару статей в авторитетных изданиях – извинились за то ли недоразумение, то ли ошибку.

Четвероногие друзья

Отдельно хотелось бы коснуться вопроса собачек, кошечек и других домашних животных – куда ж без них. Казалось бы, ну к чему тут то придираться – люди отлавливают или забирают непосредственно у хозяев «которым больше не нужно» животных и помогают тем устроиться в другую семью. На лечение деньги, если нужно, собираются опять же всем фейсбуком. Даже чеки выставляют. Правда, никто не показывает, какую сумму собрали; только то, что потратили. На животное. А также, далеко не всегда котенок или щеночек выживает. Потому что, ну, травма была несовместима с жизнью или еще чего. Скорей всего, ветеринар об этом предупредил. Но мы же добренькие – мы будем использовать каждый шанс. Каждый шанс заработать денег.

Немного амортизации...
Немного амортизации...

Но даже если вы действительно тру волонтер, помните, что найдутся те, кто захочет вам помешать. И не важно, кого вы спасаете – придется и самим защищаться. Или же платить.


Добро делается тихо. Если нет, то стоит задуматься, для кого или для чего вы жертвуете свои ресурсы. Существует немало организаций, в которые можно приходить разово или исключительно, когда удобно. Они открыты для всех и не требуют никаких обязательных взносов. Как, собственно, и вашего присутствия – все по желанию. И им не важна известность, у них другие цели.

Для многих благотворительность – отдушина, способ принять себя, почувствовать, что ты не бесполезен, а кому-то еще и очень нужен. Такие люди берут животных на передержку, идут в детские дома и различные интернаты лично, потому что понимают, что этим детям очень не хватает внимания, помогают пожилым людям иногда даже без просьбы с их стороны. Так я вижу реальную благотворительность. А если вы не можете поступить в университет, не заплатив благотворительный взнос, или же ваш ребенок ежеквартально подходит с «письмами счастья» от классной руководительницы, стоит задуматься…