Zira Yakivchuk
Нездоровые ассоциации

Путешествие автомобилем: ожидание и реальность

Путешествие автомобилем: ожидание и реальность
Горная дорога во всей красе

Совсем недавно мой друг Сергей со своей любимой девушкой Минкой решили рвануть в путешествие по южным странам Европы на собственной машине. Их путь пролегал через Румынию, Сербию, Боснию и Герцеговину, Черногорию, и заканчивался Хорватией; а потом обратно. То есть, за две недели они посмотрели примерно столько же стран, на сколько мне потребовалось примерно пол года.

Я никогда не путешествовала так далеко и так долго на машине, да и смысла не видела. Но как оказалось, я просто не там ездила.

Мерное вращение ветряков завораживает...
Мерное вращение ветряков завораживает...

Сергей построил маршрут, который проходил, в основном, по небольшим городкам, селам, практически нетронутым человеком, а значит, прекрасным в своей естественности местам. И если на территории СНГ на столь отдаленные участки есть смысл заезжать разве что на танке или машине, которую не жалко, то европейские дороги (как минимум, в зоне Шенген) приятно радовали. Немного огорчали водители в некоторых местностях, но обо всем по порядку…

Барашик, панымаэш
Барашик, панымаэш

Расскажите, каково это – путешествовать на машине? Насколько это удобно и выгодно, и наоборот?

С: Я, вообще, люблю ездить на машине. Мне это интересно. Единственное неудобство – это длительные переезды. Я, в принципе, не уставал. Мне было удобно, а Минка слегка приуныла в какой-то момент. Немалую часть пути ты тупо едешь, что вызывает скуку и усталость у пассажиров.

Из неудобств, связанных с машиной – возможные задержки на границе, длительность которых невозможно предугадать – это заметно сбило темп всей поездки. У нас из-за всего этого так получилось, что во многие интересные места мы приезжали ночью. И остановиться там на ночь, чтобы утром посмотреть, по сути, нет смысла – нужно ехать дальше (на поездку было отведено ограниченное количество времени). Поэтому важно все правильно рассчитать, учитывая подобные ситуации.

Еще одна проблема – нахождение местных, у которых можно было переночевать. Было сложно предсказать, куда мы попадем к вечеру. Не было смысла бронировать наперед. Все происходило примерно таким образом: мы едем-едем-едем, понимаем, что до вечера осталось часов пять – начинаем искать жилье в близлежащем населенном пункте, в котором хотелось бы остаться. Я выбрал, все таки, правильное время для путешествия (сентябрь – прим. авт.) – проблем с отелями не было вообще. Мы не искали жилье в крупных городах, потому что там цены, естественно, в полтора-два раза выше, а смысла заселяться в большие, дорогие отели только для ночевки – мы не видели.

А еще в сентябре все еще довольно зелененькое
А еще в сентябре все еще довольно зелененькое

М: В путешествии на машине преимущество в том, что ты видишь очень много: дорога, горы, парки, леса. Также то, что ты в любой уголочек можешь заехать; при необходимости легко меняешь маршруты, а не по накатанной: сегодня сказали здесь быть, завтра – там, как обычно происходит в турах. То есть, можно позволить себе гораздо больше, чем в случае, когда путешествуешь самолетом, к примеру. И к гостиницам проще добираться, достопримечательностям и, вообще, тому, что хочется увидеть.

Многих почему-то пугают горные дороги, но лично мы никаких трудностей не видели. Трасса Трансфагараш прекрасна по ощущениям и во время передвижения по ней, и после – смотришь назад, понимаешь, что был посередине горы, и ощущаешь, как мурашки бегут по телу. На горных дорогах в Румынии много туристов.

Вот сюда можно сорваться, если отвлечешься
Вот сюда можно сорваться, если отвлечешься
Отдых на машине в течение двух недель вдвоем – это, конечно, большой риск поцапаться. Поэтому важно, чтобы совпадали желания и предпочтения.

Машиной не везде можно заехать – были ли с этим проблемы? Не страшно было оставлять авто в чужой, незнакомой стране без присмотра? Пользовались охраняемыми парковками?

С: Охраняемых парковок мы не видели, но и проблем с тем, где оставить машину не было. Сначала я опасался оставлять машину где попало. Но местные сказали, что это достаточно безопасно. Никаких проблем не было, я оставлял ее и на улице, и на парковках – платных, бесплатных. Самая дешевая парковка – около 50 евроцентов, самая дорогая была в Дубровнике – 8 евро в час, а если близко к старому городу – 10. Это очень дорого по меркам для этой части Европы. Но в Дубровнике все дорого, как и в Хорватии в целом. Каждая страна, в которую мы въезжали, была дороже прежней.

Это фото про парковку - она справа, если что... Амфитеатр, Хорватия, вид с дороги
Это фото про парковку - она справа, если что... Амфитеатр, Хорватия, вид с дороги

М: В этих странах с парковками строго – чуть что не так – штрафуют или сразу эвакуируют. Одна из отдыхающих девушек в Сербии даже предложила посторожить машину, чтобы ее не эвакуировали – на время, пока мы искали жилье. Мы, естественно, согласились, что уж там.

Вас останавливала полиция?

С: Только в Черногории – на посту останавливали всех подряд, проверяли, бухал ты или нет. За рулем был я (иногда Сергея за рулем сменяла Минка – прим. авт.). Остановили, дали подышать в трубочку и пожелали счастливого пути. В Сербии и Румынии водители на встречных авто мигали нам, предупреждая о том, что впереди стоят инспекторы. Поэтому не было никаких внезапных с ними встреч.

Можно ли выделить какие-то особенности поведения на дорогах юга Европы?

С: Никто никуда не торопится, все миролюбивые, нет этих злобных харей, истерик на дорогах. Присутствовало ощущение спокойствия, которого нет на дорогах Украины. Дорожное покрытие огорчало только в Сербии – здесь примерно, как в Украине, местами – хуже. В остальных странах все прекрасно.

М: В Румынии не было нарушающих. Превысить скорость себе позволяли очень редкие водители, и то, только за пределами города. А вот телеги и велосипедисты ведут себя довольно пофигистично. Они выезжают часто слишком неожиданно, что пугает и держит в постоянном напряжении. На лесных дорогах встречаются животные. Мы видели подросшего медвежонка. Он не боялся автомобиля – спокойно перебежал трассу, перелез через ограду (что находится вдоль дороги) и исчез в лесу.

Сербы ездят ужасно, нарушают все. Причем когда перед местными водителями возникали нарушающие, те их как будто еще и поощряли в этом, мол, давай, брат, я тебе помогу. При этом никто никому не сигналит, не ругаются, что нас поразило. Также у них очень грязная придорожная зона. Причем, понятно, что мусор набросан местными жителями.

Ну а в Хорватии очень много дорожных знаков и вежливые водители.

Вот так, примерно :)
Вот так, примерно :)

Путешествуя по южной Европе на авто стоит быть, как минимум, внимательным. Это поможет избежать столкновения с животными в горной местности и разными «оленями» - в городах и селах. Все остальное – как обычно. Если вы впечатлительные, идите на пассажирские сидения и активно внимайте новым картинкам вокруг – их будет немало, и они будут поразительны.

Столь дальнее путешествие на машине стоит или просчитывать до мелочей или же наоборот – принимать все происходящее тотально расслабленно, теряя счет времени. Потому что иначе вам просто не удастся отдохнуть. А если вас интересует только одна страна, но вы не хотите ограничивать себя в передвижении – арендуйте машину на месте. Ну, или пусть вас по-быстрому усыновит какая-нибудь австрийская бабулька с трейлером… В общем, сориентируйтесь уже и выдвигайтесь на отдых – увидьте все собственными глазами, исходите ногами, пощупайте руками и все такое прочее.

Немножечко больше о путешествии своей "ласточкой" можно узнать в комментариях.