Andre Korso

Страшная судьба Камиллы Клодель, или “миф угнетения гением мужчины”

Почитаем что-то интересное на знакомую тему: "мужчины-шовинисты подавляют женский гений". Камилла Клодель и Огюст Роден тут приведены как первый пример.

Страшная судьба Камиллы Клодель, или “миф угнетения гением мужчины”

Вот что пишет автор_ка одного из многочисленных блогов:

"Самый известный и печальный пример — скульптор Камилла Клодель, которая блестяще начала карьеру, работала в мастерской Родена и стала его любовницей, однако после разрыва с ним оказалась в психиатрической лечебнице и уничтожила большинство своих работ".

Правда там вовсе не в том, что "злой Роден подавлял гениальную девушку", разумеется (все это слишком удобно для агитации, и потому автоматически ставится под сомнение).

На самом деле все печальнее.


Во-первых, Камилла была любовницей Родена, пока тот был официально женат (так что жертвой здесь была не Клодель, а законная супруга, Роза Бере).

"Вместе с Роденом Камилла вращается в высших кругах общества, знакомится с выдающимися людьми той эпохи. Несомненно, Роден предпочитает появляться в свете со своей красивой, жизнерадостной и остроумной подругой, а не с Розой, которую держит в тени".

Впрочем, сам факт связи установлен слабо (да и что можно установить там, где все изначально должно было содержаться в секрете?).

Во-вторых, упадок у нее начался совсем не от "подавления Роденом"...

"Камилла потеряла ребёнка в результате несчастного случая, и это повергло её в глубочайшую депрессию." Другие источники утверждают менее точно: "то ли выкидыш, то ли аборт".

В-третьих, она была очень популярна (а не подавлена гением):

"С 1903 года она начинает выставлять свои работы (во Французском салоне Искусств и в Осеннем салоне). Известный критик Октав Мирбо сказал о ней: «Бунт против природы: женщина — гений!» Сам Роден создал ее (бронзовый, кажется?) бюст. "У Клодель было множество покровителей, дилеров, был коммерческий успех — у неё не было необходимости греться в лучах славы другого".

Очень сомневаюсь, что здесь можно найти подавление...

Может быть, мы что-то упустили. Может быть, злое общество мешало девушке учиться?

"Перебравшись с семьей в Париж, Камилла учится в частной Академии Коларосси".

Может быть, ее угнетал отец-шовинист?

"Отец, всегда одобрявший выбор дочери, пытался помочь Камилле и поддерживал её морально и финансово".

И, наверняка, добрая матушка помогала ей, в женской солидарности?

«Когда мать узнала, что я сплю с Роденом, она запретила мне показываться в ее доме, утверждая, что страсть захватила мой ум и глубоко его поразила. Это ужасное, ранящее состояние — быть человеком, от которого отреклись», — писала Камилла.

В определенный момент Камилла оказывается в психиатрической лечебнице по инициативе брата (единственный, хотя бы косвенно, угнетающий ее мужчина), но тут есть еще деталь...

"Умер отец, который до последнего пытался поддерживать ее. СРАЗУ ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ в 1913 году мать и Поль отправили за Камиллой санитаров богадельни для душевнобольных..."

И тут уже начинается "чернуха", которую и читать-то тяжело... на которую, как водится, сбежались все эти "борцы за права женщин" с артхаусом, смакующим трагедию и нечеловеческий страх (как водится, множество актрис спало и видело "сыграть рыдающую сумасшедшую", помилуй Господи).

"Больничные сотрудники регулярно предлагают семье освободить Камиллу, но МАТЬ каждый раз отказывается."

Матушка, Луиза, пишет:

"Камилла сама загнала себя в эту пропасть, — пишет она в другом письме, — я не имею на нее никакого влияния и была бы вынуждена терпеть все, что ей взбредет на ум, но на такой вариант я никогда не соглашусь. Мы и так уже слишком долго ей потакали".

Вдумаемся - врач, мужчина, считает, что Клодель можно перевести на домашнее содержание из псих.лечебницы, но матушка игнорирует призыв доктора...

Конечно, само "сумасшествие" там очень спорно (подробнее тут) - но нравы тех лет были таковы (карательная психиатрия в Европе тогда находится "на пике формы").

В общем, если кто и угнетал Камиллу, так это бездушный механизм общества (равно не щадивший мужчин, см. Ницше), собственные проблемы (невозможность творца с одним сверх-развитым талантом зарабатывать чем-то иным), брат (но никак не Роден) и, как видим, другие женщины, и в первую очередь мать, не давшая дочери должного воспитания и образования (семья была не из бедных), и отказавшаяся помогать "плохой" дочери.

"Элементарно, Ватсон".