make UI here

Каршеринг в Москве. Плюсы, минусы

Эта небольшая вводная статья про каршеринг в Москве. Проблемы, приведенные ниже, будут актуальны для больших городов с платными парковками и ограниченным парковочным (вплоть до дефицита) пространством для частного транспорта.

Каршеринг в Москве. Плюсы, минусы
электрокар

Каршеринг набирает обороты. Это не удивительно и вот почему:

  • цена ниже, чем услуги такси (не платим водителю – экономим);
  • машина где-то рядом с вами в тот момент, когда потребовалась (но это не точно, обсудим ниже);
  • не обязательно арендовать автомобиль на сутки при кратковременных визитах в город (при бизнес визитах или переезде без собственной машины);
  • гибкая система тарифов у многих игроков на рынке (у некоторых есть даже грузовой транспорт для переезда или поездки по строительным магазинам);
  • главный плюс – не болит голова об обслуживании и парковке автомобиля (можно оставлять на платных муниципальных паркингах вдоль дороги без оплаты мест).

На первый взгляд, всё классно. Пока не начнешь пользоваться регулярно. Итак, какие же минусы:

  • в городах есть ритмы и направления миграции людей в течении дня. Все эти точки отлично видны на радарах каршеринг-приложений – машины вечером уезжают в спальные районы, а утром прибывают к офисным зданиям. В этот момент начинаются проблемы – каршеринговые авто, подобно личным, оседают на парковках и не перемещаются в удобные для клиентов места (например обратно в спальники за второй волной спешащих на работу людей). Паркуют их порой еще более отвратительно, чем личный транспорт (не своё – не жалко, ударят и ладно, запер других участников на парковке – да сейчас уедет с другим водителем (НЕТ, не уедет и создаст проблемы!). В итоге в центре города возле транспортных "хабов" (выходы из метро, вокзалы, платформы электричек) нет машин вообще, всё копится возле офисных квадратов;
  • из-за этих "мертвых" автомобилей, вторая волна водителей не может припарковаться. Со временем потребители становятся хитрее и начинают ставить машины подальше от офисов и идти пешком (дальше от офиса проще припарковаться) – в итоге эти машины зависают в районе промзон или дворов, из которых не возможно выехать до вечера (их тоже "запирают" другие автовладельцы). Так вот эти автомобили тоже выпадают из системы на несколько часов, так как работники офисов уже не могут пойти в обед за машиной (путь до авто 20 минут, потом ехать, потом искать парковку или опять оставлять далеко) – очевидно проще вызвать такси, пусть и с переплатой;
  • стоимость минуты невелика в среднем, но это потому, что автомобили не дорогие (если тема будет интересна, я напишу статью с обзором автомобилей из каршеринга), и кажется, что вот оно счастье – экономия и удобство, но нет! Пятая часть стоимости – это время которое вы ищете парковку. При этом клиенты, которые хотят забрать машину, не видят вас (кружащего вокруг них в поисках парковки) и не могут "перехватить" машину у вас и отправиться по своим делам. Опять часть машин находится просто в процессе кружения за деньги и время клиентов – система ломается – дороги не разгружаются, оптимизации автопарка в масштабах города не выходит;
  • вся эта затея имеет две основные причины КМК – желание заработать у каршеринг-бизнеса и освободить парковки (почему муниципалитет и дает добро на бесплатные парковки), но работает только первая история;
  • увы, не секрет, что автомобили каршеринга часто в удручающем состоянии (при этом не всегда выводятся из эксплуатации) – приходится ездить на вёдрах, потому что спешишь, а альтернативной машины вокруг просто нет. В салонах авто бывает где-то грязно, где-то откровенно сломано, бывают истории и жестче, но не будем об этом... Понятно, что проводить инспекцию каждую ночь – весьма затратно, но в приложениях нельзя удобно описать проблемы автомобиля (как правило, только фотографии или звонить и объяснять оператору под запись);
  • типичная история, что машины просто уезжают из-под носа на эвакуаторе из-за кривой парковки, и альтернатив опять нет.

Не ожидал, что минусов напишу больше. Это совершенно не означает, что каршеринг – плохо. Наоборот – это будущее, но пока не совершенное. Надеюсь сильные игроки на рынке осознают эти проблемы и придумают как их решить. Чуть позже напишу свои варианты решений, а вы предлагайте свои в комментариях.