Дмитрий Заруцкий
Carpe diem, quam minimum credula postero!

Самые первые игровые приставки (с 1967 по 2011 г)

История игровых консолей с 1967 года © Echo Games
История игровых консолей с 1967 года © Echo Games

Видеоигры прошли долгий путь от первых Pong и Pca-man до современных проектов с реалистичной 3D-графикой. Сейчас мы можем играть в них, комфортно расположившись дома, не задумываясь о том, какой долгой была эволюция приставок до того, как они приобрели нынешние вид и возможности. Агрессивная конкуренция между производителями игровых консолей принесла нам множество прекрасных особенностей видеоигр, обеспечив современное их качество и разнообразие.

Ниже вы увидите, что эволюция игровых приставок действительно интригует.

Знаете ли вы, что на сегодняшний день было создано более 70 различных консолей?

Известна ли вам эпоха развития аркадных автоматов, когда Sega и Nintendo яростно сражались друг против друга, выпуская новые революционные продукты?

Если эти факты вам неизвестны, то этот материал точно откроет для вас множество интересных эпизодов из истории индустрии видеоигр. Не имеет значения, геймер вы или нет, знакомство с историей игровых приставок должно быть весьма увлекательным.

1967 — Brown Box

Самая первая игровая приставка (рабочий прототип) дебютировала в виде весьма громоздкого прямоугольного ящика с двумя подключенными контроллерами, и была прозвана «Brown Box». Ее изобретателем был Ральф Баер (1922-2014), известный как «отец видеоигр». Он разработал геймерские консоли, которые могли быть подключены к любому телевизору. Игровая приставка поддерживала всего шесть простых игр: теннис, пинг-понг, гандбол, волейбол, погоня и световая пушка.

1972 — Magnavox Odyssey

Первая приставка побудила компанию Magnavox лицензировать изобретение Ральфа Баера в 1972 году, и в итоге свет увидела первая массовая домашняя консоль Magnavox Odyssey. Как и ранние прототипы, она не имела системы вывода звука, и была довольно крупной. Игры отличались примитивной, по нынешним меркам, графикой, но для своего времени это был очень крутой гаджет.

Magnavox Odyssey
Magnavox Odyssey

1975 — Atari Sears Tele-Games Pong System

Аркадный автомат Atari Pong был настолько популярен в 1973 году, что два года спустя компания решила продавать игру в качестве домашней приставки.

1975 — Magnavox Odyssey 100 и 200

В том же году Magnavox решила усовершенствовать свою консоль Odyssey и выпустила две улучшенные модели Odyssey 100 и 200.

Magnavox Odyssey 100
Magnavox Odyssey 100
Magnavox Odyssey 200
Magnavox Odyssey 200

1976 — Magnavox Odyssey 300, 400, 500

С 1976 по 1977 выходила серия приставок Odyssey, в которой каждая новая модель была немного улучшенной модификацией предшествующей. Отличия между ними состояли в оформлении интерфейса, графики и контроллеров управления.

Magnavox Odyssey 300
Magnavox Odyssey 300
Magnavox Odyssey 400
Magnavox Odyssey 400
Magnavox Odyssey 500
Magnavox Odyssey 500

1976 — The Wonder Wizard Model 7702

Консоль Wonder Wizzard от General Home Products доказывала, что она почти такая же, как Odyssey 300, но при этом имеет лучшие и большие контроллеры.

The Wonder Wizard Model 7702
The Wonder Wizard Model 7702

1976 — Fairchild Channel F

Новые компании, такие как Fairchild, RCA и Coleco, тоже выходили на рынок, чтобы занять свое место под солнцем.

Fairchild Channel F
Fairchild Channel F

1976 — Coleco Telstar

Первые и единственные консоли RCA и Fairchild не принесли этим компаниям успеха, а вот система Coleco Telstar была позитивно принята рынком, благодаря поддержке цветных игр и разных уровней сложности. Итогом популярности приставки стало появление в 1977-1978 годах новых консолей от Coleco.

1977 — Atari 2600, Atari Video Pinball и Stunt Cycle

Чтобы конкурировать с Magnavox, Atari создала новые игровые приставки, такие как знаменитая модель 2600, Video Pinball и Stunt Cycle.

Atari 2600
Atari 2600
Atari Video Pinball
Atari Video Pinball
Stunt Cycle
Stunt Cycle

1977 — RCA Studio II

1977 — Magnavox Odyssey 2000

1977 — Coleco Telstar Ranger

1977 — Coleco Telstar Alpha

1977 — Coleco Telstar Colormatic

1977 — Coleco Telstar Combat

1977 — Magnavox Odyssey 3000

Magnavox Odyssey 3000 (1977)
Magnavox Odyssey 3000 (1977)

1977 — Magnavox Odyssey 4000

1978-1980

Компания Nintendo, которая позже стала одним из крупнейших игроков на рынке видеоигр, первую линейку приставок создала в 1977-1979 годах. Серия игровых консолей, поддерживающих цветные игры, была доступна для покупки только в Японии. Приставки фактически наследовали продукты Atari и предлагали пользователям простые игры в стиле Pong.

В этот период появилось еще несколько новых компаний на рынке, но их успех был весьма ограниченным. Bally Astrocade вышла в 1977 году и предлагала отличные графические возможности, но интерес к ней почему-то был недолгим. Mattel в 1979 году показала консоль Intellivision, которая благодаря графическим возможностям даже ставила под угрозу популярность Atari 2600.

Coleco продолжала выпускать консоли разных видов, пытаясь потеснить могущественную Atari 2600. Компания предлагала игровые приставки для игры в стрелялки, гонки, пинбол. Magnavox выпустила несколько модернизированных версий своих консолей, но по факту они были все теми же устройствами для игры в Pong. После покупки Magnavox компанией Philips в 1974 году, та выводила на рынок новые модели Odyssey. Однако они оставались в тени Atari 2600, ставшей самой популярной приставкой благодаря поддержке картриджей с разными, оснащенными лучшей графикой, играми.

Nintendo Color TV Game Series (1977 – 1979)
Nintendo Color TV Game Series (1977 – 1979)
Coleco Telstar Sportsman (1978)
Coleco Telstar Sportsman (1978)
Coleco Telstar Colortron (1978)
Coleco Telstar Colortron (1978)
Coleco Telstar Marksman (1978)
Coleco Telstar Marksman (1978)
Coleco Telstar Gemini (1978)
Coleco Telstar Gemini (1978)
Coleco Telstar Arcade (1978)
Coleco Telstar Arcade (1978)
Bally Astrocade (1978)
Bally Astrocade (1978)
Magnavox Odyssey 2 (1978)
Magnavox Odyssey 2 (1978)
Philips Odyssey 2001 (1978)
Philips Odyssey 2001 (1978)
Philips Odyssey 2100 (1978)
Philips Odyssey 2100 (1978)
Mattel’s Intellivison (1979)
Mattel’s Intellivison (1979)

1981-1985

80-е – это золотой век видеоигр. С появлением новых передовых технологий этот период отмечался жанровыми инновациями. Индустрия видеоигр активно экспериментировала с новыми жанрами, отходя от Pong-подобных игр в сторону платформеров, драк, приключений и РПГ. Именно в эту эпоху увидели свет классические проекты, такие как Pac-man (1980), Марио (1983), The Legend of Zelda (1986), Final Fantasy (1987), Golden Axe и прочие. Также этот период отмечался переходом от игр, зашитых в приставку, к сменным картриджам.

В этом десятилетии на рынке доминировали Sega и Nintendo. Первой игровой консолью Sega стала выпущенная в 1983 SG-1000. Эта игровая приставка мало известна на Западе, так как продавалась преимущественно в Азии. Однако именно она заложила фундамент успеха, чем поспособствовала выпуску в 1985 году новой системы Sega Master. В то же время представленная в 1983 году консоль NES (у нас известны ее клоны под именем «Денди») стала самой продаваемой приставкой в мире. Именно она превратила производителя в лидера игровой индустрии.

Выпускаемые параллельно игровые консоли Atari 5200, Mattel Intellivision II и ColecoVision некоторое время доминировали на рынке США, но в итоге были подвинуты NES, вышедшей на американский рынок после кризиса игровой индустрии в 1984. Кризис и конкуренция ударили по Coleco, последней игровой приставкой которой стала ColecoVision. Некоторые компании тоже выпускали свои продукты в это время, но главная битва на рынке разворачивалась между Sega Master и NES.

Epoch Cassette Vision (1981)
Epoch Cassette Vision (1981)
Vectrex (1982)
Vectrex (1982)
Emersion Arcadia (1982)
Emersion Arcadia (1982)
ColecoVision (1982)
ColecoVision (1982)
Atari 5200 (1982)
Atari 5200 (1982)
Mattel Intellivision II (1982)
Mattel Intellivision II (1982)
Casio PV-1000 (1983)
Casio PV-1000 (1983)
Sega SG-1000 (1983)
Sega SG-1000 (1983)
Nintendo Entertainment System (NES) (1983)
Nintendo Entertainment System (NES) (1983)
Epoch Super Cassette Vision (1984)
Epoch Super Cassette Vision (1984)
Sega Master System (1985)
Sega Master System (1985)

1986-1990

Конкурентная борьба между лидерами рынка продолжалась, они готовили новые продукты, чтобы потеснить соперника. Sega в 1988 выпустила свою главную игровую приставку всех времен, MegaDrive/Genesis. Ответом Nintendo на ее запуск стала презентация Super Nintendo Entertainment System (SNES), следующего поколения NES, двумя годами спустя. В то же время Sega, окрыленная успехом MegaDrive, представила MasterSystem II. Это была главная битва индустрии видеоигр 80-х.

Atari постепенно теряла рынок, несмотря на все попытки держаться на плаву и выпуск Atari 7800. Ее особенностью была совместимость с Atari 2600, что позволяло играть в старые игры. NEC выпустила TurboGrafx-16, чтобы конкурировать с NES и SNES, но не смогла потеснить их и в 1991 году заняла 4 место на рынке. Улучшенная версия SuperGrafx (1989) тоже не стала бестселлером.

SNK Neo Geo, известная своими аркадными автоматами, пошла вперед, чтобы перенести опыт этих устройств на домашние приставки, в 1990 году. Neo Geo AES (Advances Entertainment System) отличалась хорошей графикой, поддерживала большие игры, но она оказалась дорогой. Игровая приставка стоила более 800 долларов (примерно $1600 в современных ценах), еще по 200 продавались игры. Высокая стоимость охладила интерес публики к консоли, ее продажи были небольшими.

Atari 7800 (1986)
Atari 7800 (1986)
NEC TurboGrafx-16 (1987)
NEC TurboGrafx-16 (1987)
Sega Mega Drive/Genesis (1988)
Sega Mega Drive/Genesis (1988)
NEC SuperGrafx (1989)
NEC SuperGrafx (1989)
Sega Master System II (1990)
Sega Master System II (1990)
SNK NeoGeo AES (Advanced Entertainment System) (1990)
SNK NeoGeo AES (Advanced Entertainment System) (1990)
Super Nintendo Entertainment System (1990)
Super Nintendo Entertainment System (1990)

1991-1993

Начало 90-х отмечено тенденцией к смене носителей игр с картриджей на компакт-диски. Они позволяли увеличить размер игр, перейти с 2D графики к 3D. CD-i, первая игровая консоль с поддержкой CD выпущена компанией Philips в 1991. К сожалению, она провалилась, так как предлагала обычные игры и оснащалась неудобными контроллерами.

В 1992 консоль NEC TurboGrafx-16 была модернизирована в TurboGrafx-CD, чтобы удовлетворить интерес растущего рынка дисковых приставок. Но Sega тоже не стояла на месте, представив Sega CD, и NEC оказалась в ее тени. Atari показала свою приставку Atari Jaguar с дисководом в 1993 году, надеясь таким образом конкурировать с 16-битными устройствами, такими как Genesis и SNES. Однако к тому времени компания столкнулась с соперничеством со стороны приставок нового поколения, Sony PlayStation и Sega Saturn, вышедших годом позже.

Commodore, американский производитель компьютерной техники, вышел на рынок со своей Amiga CD32 в 1993, но это произошло всего за несколько месяцев до банкротства компании в 1994. Из-за этого производство игровой приставки, имеющей неплохой потенциал, было прекращено.

Philips CD-i (1991)
Philips CD-i (1991)
NEC TurboDuo (1992)
NEC TurboDuo (1992)
Panasonic 3DO Interactive Multiplayer (1993)
Panasonic 3DO Interactive Multiplayer (1993)
Atari Jaguar (1993)
Atari Jaguar (1993)
Commodore Amiga CD32 (1993)
Commodore Amiga CD32 (1993)

1994-1997

В 1994 Sony наконец выпустила первую PlayStation. В то же время Sega, после успеха с MegaDrive/Genesis, расширила серию, выпустив Genesis 2 (1994) и Genesis 3 (1997), чтобы соперничать с CD-консолями. Только Nintendo продолжала использовать картриджи в своей новой Nintendo 64.

SNK Neo Geo перешла к выпуску CD-приставок в 1994. Помня о неудаче, вызванной дороговизной предыдущей модели, производитель снизил цены на новинку до $300, а на игры – до $50. NEC в то же время показала PC-FX, которая больше напоминала настольный ПК. Использованные технологии были устаревшими в сравнение с Sony PlayStation и Sega Saturn, поэтому успеха PC-FX не обрела, став последней игровой приставкой NEC.

В это же время было выпущено много малоизвестных продуктов, о которых большинство не знает. Свои гаджеты делали Bandai, Casio и даже Apple. Virtual Boy от Nintendo, вышедший в 1995, представлял собой шлем, одеваемый на голову, и фактически стал предшественником очков виртуальной реальности.

Sega Genesis 2 (1994)
Sega Genesis 2 (1994)
Sega Saturn (1994)
Sega Saturn (1994)
Playstation (1994)
Playstation (1994)
SNK Neo Geo CD (1994)
SNK Neo Geo CD (1994)
NEC PC-FX (1994)
NEC PC-FX (1994)
Bandai Playdia (1994)
Bandai Playdia (1994)
Apple Bandai Pippin (1995)
Apple Bandai Pippin (1995)
Casio Loopy (1995)
Casio Loopy (1995)
Nintendo’s Virtual Boy (1995)
Nintendo’s Virtual Boy (1995)
Nintendo 64 (1996)
Nintendo 64 (1996)
Sega Genesis 3 (1997)
Sega Genesis 3 (1997)

1998-2004

Sega Saturn была не очень популярной, поэтому компания в 1998 представила приставку следующего поколения, Sega Dreamcast. Это была первая консоль, поддерживающая подключение к интернету для игры онлайн. Двумя годами позже Sony выпустила свою PlayStation 2. Nintendo в 2001 наконец перешла от картриджей к дискам, сменив Nintendo 64 на GameCube. В том же году вышла Microsoft Xbox, предлагающая пользователям сетевые сервисы Xbox Live.

К концу 90-х индустрия видеоигр стабилизировалась, новые игроки практически перестали появляться на рынке. К исключениям можно причислить XaviXPORT 2004 года, неизвестную широким массам. Эта игровая приставка использовала картриджи и имела контроллеры, выглядящие как устройства для активного взаимодействия с событиями на экране, позволяющие сочетать игру с активным отдыхом. Это очень похоже на выпущенный позже Nintendo Wii.

Sega Dreamcast (1998)
Sega Dreamcast (1998)
Playstation 2 (2000)
Playstation 2 (2000)
Nintendo Gamecube (2001)
Nintendo Gamecube (2001)
Xbox (2001)
Xbox (2001)
XaviXPORT (2004)
XaviXPORT (2004)

2005-2011

Следующее поколение игровых консолей оставило на рынке только троих главных конкурентов: Xbox 360, Sony PlayStation 3 и Nintendo Wii. Первые две отличались поддержкой 3D игр в разрешении до FullHD, а Wii предлагала уникальный пульт, распознающий движения в пространстве. Со временем все три консоли получили обновленные аксессуары: MotionPlus (2009) для Wii, Kinect (2010) для Xbox 360, и Move (2010) для PS3. Эти устройства также позволяли отслеживать движения в пространстве для активного взаимодействия.

Большинство фирм, стоящих у истоков рынка игровых приставок, покинули этот бизнес. Atari, Coleco, Sega, NEC и прочие консолей больше не выпускали. Однако было и несколько компаний, которые пытались выйти на рынок снова, к примеру, Mattel с Hyperscan. Однако у нее ничего не получилось, и в 2007 устройство сняли с производства, а журнал PC World поставил ее на 7 место в рейтинге худших игровых систем в истории. Не стала успешной и EVO Smart Console, представляющая собой ПК на базе ОС Linux.

Xbox360 (2005)
Xbox360 (2005)
Playstation 3 (2006)
Playstation 3 (2006)
Wii (2006)
Wii (2006)
Mattel’s Hyperscan (2006)
Mattel’s Hyperscan (2006)
Envizions EVO Smart Console (2008)
Envizions EVO Smart Console (2008)
Wii MotionPlus (2009)
Wii MotionPlus (2009)
Kinect for Xbox 360 (2010)
Kinect for Xbox 360 (2010)
PlayStation Move (2010)
PlayStation Move (2010)

2011-современность

В настоящее время ситуация на рынке игровых консолей не сильно изменилась. По-прежнему лидерами остаются Nintendo, Sony и Microsoft. Nintendo Wii U (2012) стала первой игровой приставкой, причисляемой к восьмому поколению. Затем, в 2013, свет увидели Xbox One и PlayStation 4. Произошло архитектурное сближение консолей с ПК. Wii U получила процессор IBM POWER с графикой AMD Radeon, а в продуктах Sony и Microsoft используются APU производства AMD, с x86-64 архитектурой процессора и GPU Radeon.

В 2010-е наметилась тенденция отказа от дисковых приводов, в пользу онлайн-продажи игр. Все современные игровые консоли оснащаются встроенной памятью (флеш или HDD) для установки в нее игр. Большую роль играют онлайн-сервисы, без которых уже не представить эти устройства.

В настоящее время самыми актуальными игровыми приставками являются Nintendo Switch, Xbox One X и PlayStation 4 Pro. Первая представляет собой гибридное устройство, которое может использоваться в качестве домашней (при подключении к ПК) и портативной консоли. Упор сделан именно на универсальность, а потому игры для Switch не балуют передовой графикой. А вот детища Sony и Microsoft – мощные приставки, поддерживающие вывод продвинутой 3D-графики в разрешении до 4К и совместимые с очками виртуальной реальности.

Nintendo Wii U (2012) © Wikipedia
Nintendo Wii U (2012) © Wikipedia
Microsoft Xbox One (2013) © Википедия
Microsoft Xbox One (2013) © Википедия
PlayStation 4 (2013) © Википедия
PlayStation 4 (2013) © Википедия
PlayStation 4 Pro (2016) © 3DNews
PlayStation 4 Pro (2016) © 3DNews
Nintendo Switch (2017)
Nintendo Switch (2017)
Xbox One X (2017) © TechnoBuffalo
Xbox One X (2017) © TechnoBuffalo