Дмитрий Заруцкий
Carpe diem, quam minimum credula postero!

Геймпад или клавиатура: что лучше для игр

© Wirecutter
© Wirecutter

Массовые видеоигры 40-летней давности создавались для консолей и аркадных автоматов. Эти устройства всегда оснащались специфическими органами управления, заточенными именно под игровое управление. В них вполне логичным было использование джойстиков и крестовин для взаимодействия с персонажем на экране.

Изменения пришли с появлением доступных ПК, способных справиться с играми, и первых 3D-проектов. Они уже создавались с учетом специфики массового использования на компьютерах, не оборудованных игровой периферией. Поэтому разработчики вынуждены были адаптировать игровой интерфейс к управлению клавиатурой и мышью.

Первые проекты, рассчитанные на игру с клавиатуры, могли придерживаться различных экспериментальных раскладок, наборов кнопок. Но со временем большинство пришло к общим канонам, сделав «клавомышь» таким же базовым инструментом в руках геймера, как и геймпад или специфические игровые аксессуары (вроде руля или штурвала). Однако споры о том, что лучше, геймпад или клавиатура, не утихают и по сей день.

Дискуссии лишь усугубились, благодаря тому, что сейчас к консоли можно подключить клавиатуру с мышью, а к ПК – любой геймпад. Так что выбор лишь усложнился. Ведь можно быть поклонником геймпада, но играть на ПК (для которого большинство игр дешевле), а можно рубиться с клавиатуры на приставке.

Дабы выяснить, что же объективно лучше для игр, в плане эргономики и потенциала, а не субъективных ощущений, нужно взвесить плюсы и минусы каждого из вариантов управления.

Плюсы геймпада

  • Наличие стиков и крестовин. Органы управления, заточенные под перемещение игровых объектов по двум осям, делают более удобным взаимодействие в таких играх, как симуляторы, гонки, где двух осей (вперед/назад и влево/вправо или вверх/вниз) обычно достаточно.
© VG247
© VG247
  • Удобное расположение кнопок. Все клавиши джойстика расположены таким образом, чтобы находиться под рукой. Их комбинации образуются естественным образом, не нужно делать сложных «распальцовок», вроде одновременного нажатия W, левого Ctrl и Alt.
  • Чувствительность к силе нажатия. Аналоговые стики и кнопки способны распознавать силу нажатия, что важно в некоторых играх. К примеру, в гонках можно плавно дозировать газ, тогда как на клавиатуре физически доступно только два состояния: «педаль отпущена» и «тапку в пол».
  • Комфорт. Играть на геймпаде можно, разместившись удобно в кресле перед большим экраном. Клавиатура с мышью пригодны к нормальному использованию только за столом.
© VideoBlocks
© VideoBlocks

Плюсы «клавомыши»

  • Набор кнопок. Геймпад содержит примерно два десятка клавиш, с учетом стиков и крестовин. Этого достаточно для большинства игр, но не всех. На клавиатуре доступных клавиш (без учета цифрового блока) примерно в 5 раз больше. Если возможность назначить какие-то быстрые действия на лишние клавиши позволяет улучшить взаимодействие игрока и компьютера – клавиатура дает игровые преимущества.
Одна из раскладок в DOTA 2. Геймпаду кнопок не хватит © Imgur
Одна из раскладок в DOTA 2. Геймпаду кнопок не хватит © Imgur
  • Большая точность. Точность управления мышью превосходит таковую для аналоговых стиков. Благодаря физическому перемещению в пространстве можно лучше контролировать движения. Данное преимущество проявляется в шутерах, стратегиях, RPG, где приходится много работать курсором с высокой точностью.
  • Скорость. Наличие кнопок прямо на манипуляторе позволяет выполнять какое-то действие (выстрел, выбор объекта) прямо в момент наведения курсора, не меняя положение пальцев. Это позволяет экономить ценные миллисекунды.

Минусы геймпада

  • Ограниченность применения. Геймпад не одинаково хорош в разных играх. Погонять в какой-то NFS на клавиатуре можно запросто, пусть это и требует привыкания. А вот игра в Counter Strike на геймпаде – задача еще та, добиться высокой точности будет сложно.
  • Мало кнопок. Некоторым играм вроде и хватает двух десятков клавиш, но на практике их размещение может оказаться неудобным. Возможны ситуации, когда для какого-то важного действия отводится не самая удобная кнопка, или целая комбинация.

Минусы клавиатуры

  • Размещение клавиш. Все кнопки клавиатуры имеют примерно равные размеры и расположены массивом. Это явно не так удобно, как эргономическое размещение клавиш на хорошем геймпаде. WASD, стрелки, кнопки вроде Z, C, V, Q, E, F, Ctrl и т.д. еще можно легко достать пальцем, не меняя положение кисти. А вот тянуться на противоположный конец клавиатуры к каким-нибудь P, O, M, L – бывает неудобно и отнимает время.
  • Сложность комбинирования. Расположение клавиш единым массивом усложняет использование комбинаций. Ввести последовательность для вызова того же «фаталити» в файтере на клавиатуре намного сложнее. Также это требует запоминания комбинаций, тогда как на геймпаде кнопки перед глазами, и риск запутаться, сбиться, будет меньше.

Заключение

Разбор особенностей показывает, что плюсы и минусы есть и у геймпадов, и клавиатур. Универсального игрового манипулятора, одинаково хорошего во всем, пока не придумали. Если вы начинающий геймер, то выбор зависит от предпочитаемых жанров.

Геймпад лучше проявляет себя в гонках, авиасимуляторах, файтерах, спортивных играх вроде FIFA. Клавиатура оптимальна для шутеров, требующих точных прицеливаний, RPG, в которых приходится выполнять много быстрых действий, стратегий и тому подобных игр.