Дмитрий Заруцкий
Carpe diem, quam minimum credula postero!

ТВ и интернет: соперники или спутники?

ТВ и интернет: соперники или спутники?
Фото Олиура на Unsplash

Со времен появления скоростного интернета и онлайн-видеосервисов в обществе укореняется мысль, что интернет является убийцей телевидения и скоро заменит его полностью. Популярные видеоблоги набирают многомиллионную аудиторию, а стриминговые сервисы развиваются. Различные зрелищные мероприятия (вроде спортивных состязаний) все чаще распространяются онлайн по принципу PPV. На этом фоне перспективы ТВ кажутся не слишком радужными.

Ключевой особенностью интернета является возможность составления пользователем плана просмотров по своему усмотрению. Это выгодно отличает его от ТВ, где расписание эфира составляет режиссер трансляции. Хочешь – смотри сразу 10 серий, хочешь – по одной в день, хоть дома, хоть по пути на работу. Телевизор такого, увы, не предлагает.

Многие производители телевизионного контента перебираются в сеть. Набирают популярность видеосервисы вроде Netflix, где можно смотреть сериалы и шоу, ранее доступные только на ТВ. Казалось бы, сами телевизионщики осознают закат своей эпохи. Но на самом деле все немного иначе, и интернет – не враг ТВ, а скорее его спутник.

Netflix предлагает ТВ-контент онлайн © The Verge
Netflix предлагает ТВ-контент онлайн © The Verge

Трансляции – универсальный козырь

Прямые трансляции – это своего рода туз в рукаве как для ТВ, так и онлайн-сервисов. Разница между трансляцией прямого эфира по телевизору и через интернет заключается только в способе передачи видеосигнала. Если «Реал» играет с «Барселоной» в 21:00, вы никак не посмотрите матч раньше, так что тут оба способа распространения контента находятся в равных условиях.

Футбол или хоккей в прямом эфире придется смотреть по расписанию хоть по ТВ, хоть онлайн © Facebook
Футбол или хоккей в прямом эфире придется смотреть по расписанию хоть по ТВ, хоть онлайн © Facebook

Тому, кто смотрит футбол, бокс или другие прямые эфиры со смартфона или компьютера, удобнее оформить подписку на онлайн-сервис. Но не все являются завсегдатаями интернета. Кому-то проще или дешевле смотреть эти мероприятия по телеку. Поэтому при распространении такого контента ТВ и интернет не конкурируют, а дополняют друг друга.

Программа, составленная другими, бывает удобной

Иногда особенность ТВ в виде заранее спланированной программы является его положительной чертой. Человек, который смотрит только определенный контент онлайн, часто ограничивает себя. Чтобы найти еще что-то интересное, ему нужны рекомендации других или реклама.

Тот, кто заходит на YouTube, чтобы смотреть новые видео на конкретных каналах, может почти никогда не ходить по его просторам в поиске чего-то нового. На ТВ же это – обычная вещь. Переключаясь между каналами во время рекламных пауз или чего-то неинтересного, зритель запросто может наткнуться на что-то новое, «зацепиться» за него и стать частью аудитории продукта.

Многим было и будет проще пощелкать каналы, чем искать интересный контент в интернете © The Guardian Nigeria
Многим было и будет проще пощелкать каналы, чем искать интересный контент в интернете © The Guardian Nigeria

Многие любят, чтобы на фоне что-то их развлекало, включая телевизор практически постоянно. Эти люди не будут тратить время на составление плейлиста, а вот смотреть то, что предлагают – будут. Вот эту аудиторию не переманишь в интернет полностью, она не откажется от ТВ, и продолжит смотреть эфир.

Интернет удобен самим телевизионщикам

Основать телеканал и наладить трансляцию в наземном эфире, через спутник или по кабелю весьма трудно и накладно. Нужно получить лицензию на вещание, тратиться на аренду частот и ретранслирующее оборудование, расширять зону охвата за свой счет. Для трансляций онлайн это не нужно, поэтому интернет-телевидение (IPTV) является удобным инструментом организации вещания.

Телекомпании, которые хотят иметь максимально-широкую аудиторию, организовывают трансляции одновременно по нескольким каналам (наземный эфир, спутник, кабельное ТВ). Для них интернет является еще одним каналом, при этом очень дешевым. В таких условиях не использовать всемирную паутину себе на пользу – просто грешно.

IPTV - возможность наладить вещание на весь мир © ClickyTV
IPTV - возможность наладить вещание на весь мир © ClickyTV

Распространение Smart-TV позволяет телеканалам расширять аудиторию за счет тех, кто телевизор смотрит, но к их программе доступа не имеет. Через интернет можно смотреть небольшой канал вне зависимости от места пребывания, и это не накладно ни для канала, ни для зрителей.

Без конкуренции никак

Несмотря на то, что во многих случаях интернет и телевиденье гармонично дополняют друг друга, иногда есть и конкуренция. Наличие нескольких источников видеоконтента делает целевую аудиторию более переборчивой и требовательной. Если телевизионный канал показывает что-то скучное, а онлайн в это время вышло новое интересное видео – зритель пойдет в интернет, рейтинги канала просядут.

В итоге те, кто предлагает менее качественный контент, будут вытеснены более качественным. Так работают рыночная конкуренция и естественный отбор. Но точно так же они работали и 10, и 30 лет назад, интернет не принес ничего нового. Он лишь подогрел конкуренцию, заставляя телекомпании больше думать о том, как заинтересовать аудиторию, чтобы сохранить ее и привлечь новых зрителей.

В условиях конкуренции неинтересные и непопулярные каналы уйдут из эфира или переберутся онлайн, для снижения издержек, но интересным и востребованным ничего не грозит. Поэтому, хоть некоторые телекомпании и падут жертвами интернета, но зрители от этого только выиграют, получив более интересный контент в эфире.