Дмитрий Заруцкий
Carpe diem, quam minimum credula postero!

Виды газа для автомобилей

Виды газа для автомобилей
© drive2.com

Бензин постоянно дорожает, поэтому многие автомобилисты задумываются об экономии топлива. Переход на альтернативные виды горючего, в частности, установка ГБО, является наиболее доступным и эффективным способом снизить расходы на ГСМ.

Если правильно подойти к чип-тюнингу, то перевести на газ можно практически любой автомобиль, будь то хоть древняя «копейка», хоть новый Bentley, хоть грузовой КамАЗ. Но если вы никогда прежде не интересовались газовым оборудованием, некоторые вопросы могут казаться непонятными. Поэтому, чтобы прояснить ситуацию, стоит разобраться, какие бывают виды газа для автомобилей.

Сжиженный нефтяной газ

Пропановая АГЗС © Propane Specialty Services
Пропановая АГЗС © Propane Specialty Services

Наиболее распространенным видом газового топлива является сжиженный углеводородный газ (СУГ, он же СНГ или LPG), чаще всего пропан-бутановая смесь. Этот газ является одним из продуктов добычи и переработки нефти, но используется не так широко, как бензин, а потому стоит почти вдвое дешевле.

Пропан-бутан испаряется при относительно высоких температурах (от -50 до 0°C, в зависимости от состава смеси, пропорций газов в ней), а потому легко сжижается для удобства транспортировки и использования. Благодаря тому, что в герметичном сосуде он легко хранится в жидком виде, такой удобно переливать из баллона в баллон, а сам баллон может быть относительно тонкостенным и легким.

Компактный баллон в нишу запаски © Drive2
Компактный баллон в нишу запаски © Drive2

Большинство газовых заправок продают именно пропан-бутан. Количество АГЗС в России составляет более 3,5 тыс. В Украине, где бензин существенно дороже, чисто газовых заправок около 2 тыс., также сжиженный газ продают многие АЗС. Плотность покрытия таких заправок позволяет не испытывать никаких проблем с нехваткой горючего. Проехав пару сотен километров по трассе регионального, государственного или международного значения, можно всегда своевременно заправиться, чтобы не остаться с пустым баллоном.

Перевести на СУГ можно любой бензиновый мотор. Минусом пропан-бутана является плохая совместимость с дизельными ДВС. Заставить такой движок работать на одном газу невозможно (от сжатия в 20-30 раз он не загорается), приходится добавлять в ТВС дизтопливо. Однако так как предельный состав, способный самовоспламеняться при сжатии, содержит только около 1/3 газа, и 2/3 дизтоплива, перевод дизеля на пропан-бутан сулит очень небольшую выгоду.

Сжатый природный газ

Метановая АГНКС © Novgorod.ru
Метановая АГНКС © Novgorod.ru

Сжатый (компримированный) природный газ (он же КПГ, он же CNG) – это газ метан, добываемый на газовых месторождениях в качестве самостоятельного продукта, а также извлекаемый при переработке нефти. Именно он широко используется для газификации жилищ и промышленных объектов. Помимо того, метан применяется и в качестве автомобильного топлива.

Особенностью метана является плохая склонность к сжижению. В естественных условиях переход в жидкую фазу происходит только при -162°C. При переходе в жидкую фазу он сжимается до 600 раз (600 кубометров газа превращаются в 1000 литров жидкости), что удобно для транспортировки. Однако процесс сжижения очень трудоемкий, а перевозить такое вещество можно только в специальных танкерах-термосах (т.н. криоцистернах или дьюарах).

Танкер для перевозки жидкого пропана © inshe.tv
Танкер для перевозки жидкого пропана © inshe.tv

В баллонах природный газ может храниться только в сжатом до 100-200 атмосфер газообразном состоянии. Столь высокое давление требует использования более толстостенных и тяжелых баллонов, которые занимают больше места и снижают грузоподъемность авто. Также заправка КПГ – процесс более трудоемкий, чем заправка СУГ, поэтому метан менее пригоден для использования на легковом транспорте, чем пропан-бутан.

Неудобства, которые вызывают транспортировка, хранение и перекачка метана, делают его менее популярным. Число метановых заправок (АГНКС) в России составляет около 300 штук, в Украине – чуть больше. Это тоже ограничивает использование метана на легковом транспорте, используемом для городских и пригородных поездок.

Плюс метана – дешевизна: кубометр газа примерно второе дешевле литра бензина (обе единицы при сгорании дают порядка 40-45 МДж энергии, поэтому в данном случае сравнивать кубометры с литрами можно). Также метан «дружит» с дизелем: современное ГБО позволяет заместить до 2/3 топливной смеси газом, оставив 1/3 дизтоплива. Учитывая, что фура имеет больше места под баллоны, а основная часть поездок – это межгород, метан больше подходит именно тяжелой грузовой технике.

Дизельный КамАЗ на метане © Элитгаз
Дизельный КамАЗ на метане © Элитгаз

Если вы решили переводить на газ свой автомобиль – пропан-бутан является лучшим выбором, чем метан. Для старых машин, с карбюраторным мотором, подойдут только ГБО 1 и 2 поколения, которые недорогие, совместимы со старыми движками, хоть и не самые экономные. Распределенный впрыск требует использования ГБО 4 поколения. А вот для современных авто, оснащенных системой непосредственного впрыска топлива, придется остановиться на 5 или 6 поколении.

Что касается метана – это весьма доступное топливо, но на легковом транспорте его использовать неудобно. Большие и тяжелые баллоны отнимут много места в багажнике, да и искать заправки будет неудобно. Такое ГБО больше подходит грузовикам. Установив много баллонов, можно обеспечить большую дальность хода и минимизировать проблему малой распространенности заправок. Лучшая совместимость с дизелем позволяет экономить не только на бензиновых, но и дизельных тягачах, фургонах и самосвалах.