Олика Янат

В чем разница между Tesla и остальной частью автопрома

Илон Маск © Mark J. Terrill
Илон Маск © Mark J. Terrill

В настоящее время мнения о будущем производителя электромобилей Tesla разделились. Оптимистично настроенная часть выражает поддержку Илону Маску. Другие настроены скептически — предсказывают банкротство компании уже в этом году. Аргументами последних является то, что капитал автопроизводителя сокращается и он, возможно, не сможет убедить новых инвесторов покрыть эти монументальные потери, чтобы обеспечить выживание компании. Речь идет о вероятных $20 млрд.

Tesla, по сути, является автопроизводителем. Но в отличие от других, она также оценивается как быстрорастущая технологическая компания. Tesla охотно поддерживают и те, кто питает страсть к финтех, социальным медиа и криптовалютам.

Tesla не получает прибыли

Автомобильная промышленность снова вошла в фазу роста с 2010 года, нивелируя последствия мирового экономического кризиса 2008 года. Четыре традиционные компании — General Motors (GM), Ford, Fiat Chrysler Automobiles (FCA) и Ferrari показывают высокие прибыли в течение многих лет и буквально «плавают» в наличности.

О многом говорит статистика — и GM, и Tesla провели IPO в 2010 году. Но с тех пор Tesla не получала годовой прибыли, в то время как прибыль GM составила более 70 миллиардов долларов.

Со времени IPO акции FCA значительно выросли — примерно на 275%. А с IPO Ferrari в 2015 году доля итальянского спортивного автомобиля увеличилась на 140%.

Tesla имеет великолепную историю, но отстает в массовом производстве

Доходы традиционных компаний были относительно безрисковыми, в то время как инвесторы Tesla рискуют. Ford или GM более или менее удовлетворяли своих инвесторов стабильными дивидендами.

Сторонники Tesla скажут, что нужно переосмыслить свое видение и понять потенциал бизнеса. Что Маск — пробивной провидец, а машины — это движущиеся компьютеры.

Это отличная история, но проблемы Tesla не имеют с ней ничего общего, а скорее отстают в основах — например, в эффективном производстве седана Model 3. Любой другой автопроизводитель может выпускать тысячи автомобилей за сравнительно короткое время, в то время как Tesla проводит целый год, пытаясь произвести несколько тысяч электромобилей в неделю.

Поэтому стоит обратить внимание на странную разницу между Tesla и традиционными автопроизводителями.

Tesla vs GM

Существуют три основных различия между Tesla и GM, кроме того, что в прошлом году Tesla продала 100 000 автомобилей, а GM — десять миллионов.

Мэри Барра © CNBC
Мэри Барра © CNBC

Первое различие: управление. Генеральный директор GM Мэри Барра является одной из лучших в своем бизнесе. Ее ориентация на максимизацию рентабельности инвестиций дает прибыль от квартала к кварталу. Она, несомненно, является одним из лучших руководителей, когда-либо возглавлявших компанию, и с этими результатами превосходит даже гения менеджмента 1920-х–30-х годов Альфреда Слоана.

Второе отличие — это масштабы производства. Чтобы продавать десять миллионов автомобилей в год по всему миру, вы должны быть хороши в их производстве. Изготовление 5000 экземпляров Model 3 в неделю — амбициозная производственная задача для Tesla с одним заводом в Калифорнии (который по иронии судьбы, ранее был совместной фабрикой GM и Toyota). Для GM эта цифра будет просто ошибкой округления.

Третье отличие — скорость. Все считают, что Тесла — это быстрая компания Кремниевой долины, но как автопроизводитель она, на самом деле, очень медленная. Между концепциями новых автомобилей и их появлением на рынке проходят годы. Model 3 не является исключением. Презентация в середине 2017 года привела к тому, что к концу года было выпущено всего несколько тысяч автомобилей.

С другой стороны, GM понадобилось всего около года, чтобы разработать и представить свой электрический автомобиль Chevy Bolt, от начала и до конца. С осени 2016 года он продается в США. И никто не был одержим запуском — это просто случилось. Именно так, как и планировалось.

Tesla vs Ford

В прошлом году генерального директора Ford Марка Филдса заменил более дальновидный Джим Хэкетт.

Джим Хэккет © Wall Street Journal
Джим Хэккет © Wall Street Journal

Ford производит самый продаваемый автомобиль в США — пикап F-150. Ежегодно продаются чуть меньше миллиона моделей. И хотя он даже близко не похож на роскошные Model S и Model X, F-150 приносит огромную прибыль. Для Ford это почти неуязвимый продукт. Компания всегда может рассчитывать на него, как на страховой полис.

Tesla, напротив, достигла максимума в своем роскошном сегменте и теперь сталкивается с невыполнимой задачей: продать сотни тысяч электрических седанов на рынке с ограниченным интересом к электромобилям (на который приходится лишь около 1 % от глобального рынка и который вряд ли хочет седанов).

Седан умирает в США. FCA уже отказалась от них, Ford движется в том же направлении. В этом году GM, вероятно, проведет те же изменения. Ferrari не продает их вообще.

В ближайшие годы Tesla пообещала запустить внедорожник Model Y и буквально вчера Илон Маск назвал дату анонса — 15 марта 2019 года. Хотя мы все знаем, как он любит пропускать дедлайны.

Tesla, конечно, может попытаться превратить Model 3 в F-150. Но это вряд ли произойдет.

Tesla vs FCA

В отличие от Илона Маска, СЕО Fiat Chrysler Automobiles Серджо Маркьонне является бухгалтером и знает самые большие риски автопроизводителя: долги и сгорание денег.

Серджо Маркьонне © Gaywheels
Серджо Маркьонне © Gaywheels

С момента приобретения Chrysler после банкротства Маркьонне сосредоточился на том, чтобы сохранить Ram Pickup на третьей позиции после Ford и Chevy от GM.

Это привело к потоку денежных средств, необходимых для сокращения задолженности FCA и укрепления финансового положения производителя. Маркьонне унаследовал разрушенную компанию и начал практически с нуля. И он сделал то, что необходимо, чтобы превратить ее в крепость.

За последние два года акции FCA превзошли акции Tesla на 200%. И это показатели после того, как FCA отделила Ferrari, которая составляла огромную часть стоимости компании.

Большая разница между Tesla и FCA заключается в том, что Tesla была запущена, как казино в Кремниевой долине. Компания каким-то образом смогла предотвратить банкротство, используя Уолл-стрит в качестве «банкомата». FCA, в отличие от Tesla, имеет четко определенные финансовые цели, которых достигает.

Tesla vs Ferrari

Маркьонне также является управляющим директором Ferrari, но между итальянским автопроизводителем и Tesla больше сходства, чем различий.

© Getty Images
© Getty Images

Как и Tesla, Ferrari — это бренд, основанный на истории. Для Ferrari эта история — гонки. Да, Ferrari продавала ряд дорожных автомобилей с середины 20-го века за большие деньги. Но в основе Ferrari все так же лежат победы в Формуле-1.

Tesla имеет аналогичный портфель автомобилей — с завода идут три модели, у Ferrari — пять. У Tesla также есть свое видение, но, в отличие от Ferrari, оно основано не на выигрышных гонках, а на стремлении Маска ускорить отказ человечества от ископаемого топлива для смягчения последствий изменения климата. Вместе с тем, Tesla сочетает в себе сексуальную привлекательность Ferrari и все-таки фокусируется на массовое производство в конечном итоге.

Конечно, Tesla продает больше автомобилей (эта цифра у Ferrari составляет менее 10 000 в год), но машины Tesla также намного дешевле. В модели начального уровня роскошный Tesla стоит менее 100 000 долларов, а самый дешевый Ferrari — от 200 000 долларов.

Печально то, что в то время как Ferrari все еще говорит об электромобилях, Tesla уже производит их.

Каковы перспективы?

Несмотря на то, что автомобильный рынок переживает бум, демонстрируя рекордные продажи и позволяя GM, Ford и FCA зарабатывать деньги с их прибыльными пикапами и внедорожниками, Tesla умудрилась потерять миллиарды.

Ferrari сделала одно из самых успешных IPO в промышленной истории и добилась стабильной прибыли. IPO Tesla в 2010 году также можно охарактеризовать как полный успех, но результаты фондового рынка сильно контрастируют из-за отсутствия прибыли.

Сторонники и скептики продолжают расходиться во мнениях относительно Tesla. Но для автопроизводителей есть основополагающий вопрос: могут ли они получить значительную прибыль в результате своей деятельности?

Традиционная автомобильная промышленность делает это. Tesla же в настоящее время является аутсайдером. Если эта ситуация не изменится в ближайшее время и не приведет к устойчивой прибыли, компания попросту не выживет.

По материалам BusinessInsider