Олег Михеев
Фанат VR, гаджетов, хороших видеоигр, книг и фильмов.

3 правила разработки виртуальной реальности от Джереми Байленсона

Джереми Байленсон. Фото: damale.com.br
Джереми Байленсон. Фото: damale.com.br

Джереми Байленсон, профессор Стэнфордского университета и основатель «Лаборатории виртуального человеческого взаимодействия», поделился своими рекомендациями по разработке виртуальной реальности.


Под Рождество 2016 года (время для покупки подарков), как прогнозировали многие, в индустрии виртуальной реальности произошел всплеск – миллионы людей побежали приобретать Vive, Rift, PlayStation VR и другие VR-устройства. Многие люди, впервые столкнувшись с этими необычными приспособлениями, ответили так, как это сделал дедушка Джереми Байленсона, когда получил одно из таких устройств в 2014 году:

Что я должен с этим делать?
Фото: hwp.com.tr
Фото: hwp.com.tr

Затем наступил следующий этап, который знаком каждому: когда у нас возникает вопрос – мы ищем ответ у Google. Согласно Google Trends, использование поискового термина «VR Content» утроилось в период с 23 по 26 декабря 2016 года. Тоже самое относится к запросу «VR Porn». Видимо, люди получив VR-очки, попробовали несколько демо-приложений, а затем перешли к просмотру порно в виртуальной реальности.

Фото: us.makemefeed.com
Фото: us.makemefeed.com

В конце 90-х годов, прежде чем Байленсон основал «Лабораторию виртуального человеческого взаимодействия» в Стэнфорде, его исследования первоначально были ориентированы на изучение VR в качестве потребительского продукта. Он работал в отделе психологии UCSB, где VR рассматривалась как инструмент для понимания работы мозга человека, а не как гаджет, который станет чем-то вроде привычного для нас телевизора.

Фактически, в UCSB сравнивали систему VR с многофункциональным аппаратом магнитно-резонансной томографии – невероятно дорогим и громоздким, который нуждался в постоянном обслуживании и работал под управлением специально обученных людей.

Когда профессор приехал в Стэнфорд, то перешел из отдела психологии в отдел коммуникаций, изучающий использование средств массовой информации. По мере развития своего мышления он начал представлять себе мир, в котором аватары людей и виртуальная реальность были повсюду. Ученый представлял такое будущее, о котором рассказывали Уильям Гибсон и Нил Стивенсон – с виртуальной реальностью, захватившей весь мир.

Фото: apkun.com
Фото: apkun.com

И это вызывало множество увлекательных и иногда тревожных вопросов. Например, могут ли политики использовать аватаров для проведения выборов? Может ли VR сделать рекламные объявления более убедительными? Могут ли изменения в весе вашего аватара повлиять на то, как вы питаетесь в реальном мире? Но даже эти сумасшедшие проблемы, которые автор исследовал, не мешали ему спокойно спать по ночам. В конце концов, технология по-прежнему была ограничена теми, у кого в наличии имеются 6-ти значные бюджеты и инженеры, необходимые для поддержания работы систем.

Но в 2010 году мышление профессора начало изменяться. Возможно, причиной этого стала семья автора (у него родился ребенок в 2011 году) или может быть первая волна потребительского VR, когда Microsoft создала Kinect. Кроме того, на ученого повлияли его новые наставники, такие как Джарон Ланье, чье видение VR было синонимом концепции самообразования и Филиппа Роздейла, чей необузданный энтузиазм в отношении просоциального мира сетевых аватаров были весьма заразительны.

Джарон Ланьер. Фото: publishingperspectives.com
Джарон Ланьер. Фото: publishingperspectives.com

Или может быть, как шутил сам Байленсон, он просто перепил в Силиконовой Долине напитка Kool-Aid. Как бы то ни было, ему показалось, что виртуальная реальность может легко сделать мир лучше, если только правильно и творчески использовать потенциал технологии.

Итак, каковы типы виртуальных реальностей, которые можно создать и как это нужно делать? Люди со всего мира приезжают в лабораторию Байленсона, чтобы услышать ответы на эти вопросы. Один из вопросов, которые чаще всего задают корпоративные клиенты, пытающиеся освоить VR:

Что нам делать?

Ответ ученого, конечно, зависит от контекста. По его словам, таких вопросов и разговоров было уже больше сотни, начиная с 2014 года, когда VR только начинал становиться мейнстримом. Вот три простых правила, которые были «рождены» в результате этих разговоров.

1. Спросите себя, что вам нужно в VR?

Эти несколько эмпирических правил были сформулированы профессором для того, чтобы понять, в каких случаях VR использовать целесообразно.

Во-первых, виртуальная реальность идеально подходит для тех вещей, которые вы не могли бы сделать в реальном мире, но не для того, что вполне осуществимо здесь. Слетать на Луну как супермен – это нормально, а вот участие в виртуальных массовых убийствах, особенно с высокой реалистичностью – не лучший вариант. Так как все данные свидетельствуют о том, что виртуальная среда невероятно сильно влияет на наши будущие отношения и поведение.

Фото: zalmanrus.ru
Фото: zalmanrus.ru

Во-вторых, не тратьте время в виртуальной реальности на обыденные вещи. VR-опыт должен быть направлен на что-то особенное, тем более что людям свойственно отвлекаться на пустяки и приобретать зависимость от новых технологий.

Самый простой способ понять является ли VR правильным выбором для того или иного опыта – это спросить себя:

Невозможно ли это в реальном мире?

Если ответ — да, то VR – это лучший вариант. Например, путешествие во времени возможно только в кинолентах Голливуда, поэтому если вы захотите вернуться и встретить своего великого прапрадед, почувствовать, что значит быть коровой или даже вырастить третью руку, чтобы быть более продуктивным в сфере решения повседневных задач, тогда вам следует воспользоваться виртуальной реальностью.

Использование VR для безопасного восприятия опасного поведения – еще одно полезное применение данной технологии. Для моделирования полета еще в конце 1920-х годов была разработана примитивная версия VR-технологии. Сейчас же наступило время распространять подобные модели подготовки не только на военных, но и на пожарных, полицейских и медиков.

Фото: howitworksdaily.com
Фото: howitworksdaily.com

Контроль толпы – это обычная задача для правоохранительных органов. Однако невозможно создать симуляцию реального мира для обучения офицеров работе с непокорными гражданами. Представьте себе, насколько увереннее действовали бы полицейские, имея за плечами опыт десятков виртуальных тренировочных занятий. По словам ученого, он регулярно получает звонки и электронные письма от сотрудников правоохранительных органов. Они рассматривают VR-технологию как некий преобразующий рубеж.

Несомненно, вы слышали рассказы о детях, которых родители заставляли выкуривать пачку сигарет с целью отучить их от этого пагубного занятия. Возможно, это очень эффективный «урок», однако, несомненно, и то, что он нанесет непоправимый вред легким ребенка. В виртуальной реальности же таких последствий не будет. Разумеется, сымитировать боль от вдыхания большого количества токсичного дыма здесь не получится, зато вы сможете показать ребенку долгосрочные эффекты курения на реалистичном человеческом аватаре.

Фото: idw-online.de
Фото: idw-online.de

Либо можно устроить ребенку экскурсию по поврежденным легким или, например, продемонстрировать результаты разрушения окружающей среды, не срубая ни одного дерева. А затем отправиться в виртуальную экскурсию по разрушению этих деревьев. Для мозга такой опыт покажется реальным, он воспримет его негативно и одновременно с этим не возникнет никакой угрозы для экологии.

VR-опыт может также стать правильным выбором для тех действий, которые требуют много времени или денег, если это является для вас проблемой. Например, путешествие на вершину горы Килиманджаро – это не только физически трудно, финансово затратно, но еще и опасно для жизни. А виртуальная реальность предоставит вам потрясающие виды вершины горы за минимум расходов и усилий и сэкономит ваше драгоценное время.

Фото: vr-j.ru
Фото: vr-j.ru

Байленсону однажды пришлось путешествовать в Южную Африку ради 45-минутных переговоров. На путешествие туда-обратно было потрачено около 40 часов – полная рабочая неделя. Если бы ученый мог использовать виртуальный аватар, чтобы провести эти переговоры, это позволило бы высвободить кучу свободного времени.

Раз речь зашла об экономии, то необходимо рассмотреть VR как инструмент сокращения расходов на обучение хирургов. Мертвые тела – это ценный ресурс, к тому же провести операцию над любым органом можно только один раз. Использование виртуальной реальности позволяет построить реалистичную симуляцию, затем сделать миллиард ее копий и отправить во все медицинские учреждения мира нажатием одной кнопки.

Фото: playground.ru
Фото: playground.ru

Короче говоря, если реальный опыт не является невозможным, опасным, дорогим или контрпродуктивным, то не стоит применять VR-технологию. Наоборот нужно получать опыт в реальном мире.

2. Не причиняйте людям дискомфорт

Если вы решите что-либо создать в VR, то важной задачей должна стать забота о здоровье потенциальных пользователей. Хорошая виртуальная реальность позволяет чувствовать себя прекрасно. Чаще всего это веселый, захватывающий и качественный опыт. Однако существует проблема, называемая симуляторной болезнью, когда виртуальное и реальное восприятие не совпадают и это очень серьезное препятствие. Всего лишь несколько широко «разрекламированных» случаев этой болезни могут стать серьезным камнем преткновения на пути продвижения VR.

Когда профессор только начал работать в данной области, у него произошел инцидент в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре. Женщина в возрасте 40 лет участвовала в эксперименте и получила небольшой приступ симуляторной болезни. В то время такие явления были довольно распространены. Работать приходилось с экранами, частота обновления которых составляла 30Гц (против 90 Гц сегодня), поэтому задержка между движениями тела в реальном и виртуальном мирах была серьезная, что и вызывало сильный дискомфорт. Через некоторое время женщина сказала, что ей стало лучше и, попрощавшись, покинула лабораторию.

На своей машине она поехала домой. Но когда она шла от машины к входной двери, у нее закружилась голова и она упала, ударившись головой о забор. По словам Байленсона, он со своими коллегами был в ужасе от мысли, что их деятельность могла привести к подобному. Но как оказалось, женщина серьезных травм не получила и никаких юридических последствий также не последовало. Однако это наглядное напоминание о том, что избегать симуляторной болезни нужно любой ценой.

Дизайнеры также должны быть очень осторожны при создании систем, где управление происходит во время перемещения поля зрения. Такие перемещения могут иметь неприятные последствия для желудка. На одной из выставок, Байленсону удалось понаблюдать за тем, как одна из крупнейших автомобильных компаний предоставляет своим руководителям возможность протестировать авто в VR. Директора погружались в виртуальные автомобили и проходили очень резкий тест-драйв, в результате которого у многих появлялись различные симптомы симуляторной болезни.

Фото: au.finance.yahoo.com
Фото: au.finance.yahoo.com

Почему виртуальная реальность вызывает такой диссонанс органов чувств? Ответ прост: несовершенные системы виртуальной реальности воздействуют на органы восприятия людей, которые развивались тысячелетиями для физического перемещения в пространстве. За сотни тысяч лет движения у человека выработались определённые механизмы.

Во-первых, изменилось визуальное восприятие. Например, если приблизиться к скале, то она станет гораздо больше в вашем поле зрения. Во-вторых, изменилась и реакция вестибулярного аппарата. Например, некоторые структуры внутреннего уха вибрируют во время движения, отправляя об этом сигналы в мозг. В третьих, человек получает проприоцептивные сигналы от кожи и мышц, которые также передаются в мозг для анализа местоположения нашего тела в пространстве.

Фото: moscow.escapeteams.ru
Фото: moscow.escapeteams.ru

Вождение автомобиля в виртуальной реальности наносит вред всем этим системам. Водители на выставке визуально видели быструю езду, однако от вестибулярного аппарата они никаких сигналов о движении не получали. Они также не получали проприоцептивных сигналов, которые заставили бы их почувствовать давление на кожу и мышцы спины со стороны спинки сиденья во время ускорения автомобиля.

3.Будь в безопасности

Качественный VR заставляет людей забыть о том, что они все еще находятся в физическом мире, и это может быть опасно. В процессе запуска демонстраций виртуальной реальности, Байленсону попался 70-летний мужчина, который попытался сделать бекфлип и упал ему на руки. Знаменитые журналисты с разгона врезались в физические препятствия, российский бизнесмен чуть не ударил его кулаком, а известный футбольный тренер разбил руки о трибуну, пытаясь «прихлопнуть» виртуального игрока.

В конечном итоге, эксперименты в лаборатории профессора безопасны, потому что там есть специальный человек – споттер, чья задача следить за каждым движением пользователя и ловить его в случае падения, а также обеспечивать защиту от получения физических травм. Однако такое решение приемлемо на уровне лаборатории, но не в «промышленных» масштабах. По словам профессора, его забавляет тот факт, что ни один коммерческий проект в этом плане не может сравниться с его лабораторией.

Исходя из вышесказанного, можно вывести ряд рекомендаций по технике безопасности. Например, во время игры лучше сидеть или пользоваться специальными системами сканирования, которые предупреждают о физических препятствиях. Для того чтобы сорвать революцию VR, может хватить несколько ужасающих происшествий, вокруг которых СМИ поднимут шумиху. Поэтому используя VR-системы у себя дома, заранее позаботьтесь о своей безопасности.

Фото: roadtovr.com
Фото: roadtovr.com

Одним из факторов защиты могут стать краткие сеансы пребывания в VR. Подумайте о некоторых самых ярких моментах вашей жизни. Они длились несколько часов или минут? Виртуальная реальность схожа с такими ощущениями. Поэтому большинство VR-симуляций должны быть короткими – от 5 до 10 минут, а также невероятно эмоциональными и убедительными.

Никто не знает, что ждет в будущем VR-технологию. Самое лучшее, что можно попытаться сделать – это понять, как работает технология, на что она способна, а затем представить, как эти факторы смогут удовлетворить наши потребности и желания. Кто бы мог подумать, что одним из самых популярных применений смартфонов, которые мы носим с собой, будет отправка текстовых сообщений и твитов? Ведь с обработкой информации такого типа справился бы и телеграф 19 века. Кто мог представить, что самый сложный игровой интерфейс из когда-либо изобретенных – Microsoft Kinect, не сможет заменить традиционный игровой контроллер Xbox?

Фото: siliconangle.com
Фото: siliconangle.com

Если интернет станет руководством для работы и развития VR-технологии, то большинство людей будут не только потребителями VR, но и производителями соответствующего контента подобно тому, как блогеры загружают на YouTube свои видео и распространяют их. По мере совершенствования технологии диапазон способов самовыражения в VR будет ограничиваться только воображением людей. Хотя некоторые из них будут весьма неприятными.

По мнению ученого, (который согласен с решением Верховного суда США о том, что цифровое моделирование защищено также, как и свобода слова) это не означает, что мы должны создавать абсолютно все, что мы захотим. Мы должны стремиться к большему, чем просто сенсации или эскапизм с помощью VR.

Фото: fotojoin.ru
Фото: fotojoin.ru
Мы можем сделать мир лучше – простите мне это клише Силиконовой долины – если мы отнесемся со всей ответственностью к уникальной силе виртуальной среды и, сможем сосредоточиться на просоциальных аспектах VR. Как бы то ни было, мы живем в особенное время и станем частью новой технологической революции. И в ближайшие годы нас ожидает мощный прорыв!

По материалам Wired