Олег Михеев
Фанат VR, гаджетов, хороших видеоигр, книг и фильмов.

Геймдев в России или То, что мертво, умереть не может

© Библиотека программиста
© Библиотека программиста

Россия — высокотехнологичная страна. С этим нельзя поспорить. Только у нас есть ракета на ядерной тяге, способная годами кружить вокруг планеты, выискивая врагов. Только наши почтовые дроны, не справившись с доставкой груза, от стыда самоубиваются «ап стену».

А какие у нас строители? «Мундиальные» стадионы построены на века. Не верите? Спросите у любого волгоградца.

А величественные скульптуры из Якутии вы видели? Мечта любого американского шпиона достать кусочек материала, из которого они изготовлены, и привезти домой. На изучение в секретную лабораторию Зоны 51.

А вот высокотехнологичная игровая отрасль у нас почему-то стагнирует. И это я мягко выразился. Как-то не идут дела у отечественных игроделов. Да и их самих в России осталось совсем мало. Сидят себе по офисам, «пилят» миниигры и мечтают дотянуть до вожделенной пенсии, не привлекая к себе лишнее внимание. И если я не прав, швырните в меня камень. Прямо в темечко.

Попробуйте, вспомните какой-нибудь громкий игровой проект made in Russia, вышедший в последнее десятилетие. Я напрягал мозг так, что вены на лбу посинели. И ничего особого вспомнить не смог, хотя за играми слежу. Геймер со стажем.

А как все хорошо начиналось. Меня еще в планах не было, а советский дедушка отечественного геймдева по имени «Тетрис» уже завоевывал мир. А потом бешено завертелось колесо истории, и наше отечество, предками данное, попало прям под самые жернова.

© twitter.com
© twitter.com

И, несмотря на все трудности, русский геймдев развивался. Космические рейнджеры, ИЛ-2 Штурмовик, Аллоды, Корсары, Санитары Подземелий, Вангеры, Демиурги, Механоиды, Мор: Утопия, Смерть Шпионам, ГЭГ: Отвязное приключение, Блицкриг, Периметр, Тургор — это наши родные проекты, которые, по оценкам знающих людей, ничуть не уступали тогдашней западной игровой индустрии.

Сам подтвердить этого не могу: в моем Мухрюпинске компьютерные клубы появились только в нулевых годах, поэтому многое пропустил. А сейчас переигрывать некогда. Да уже и не тянет, ведь есть FarCry 5, Witcher 3, Fallout 4 и другие.

Зато могу поклясться давно съеденным соседским поросенком, что Петька и Василий Иванович, Братья Пилоты, King’s Bounty, Дальнобойщики, Heroes of Might and Magic V, Кодекс войны и многое другое, что я успел захватить, — это настоящие шедевры. Вспоминая их, плачу от умиления: да, были игры в наше время…

© YouTube
© YouTube

Так что же случилось с игроделами местного разлива? Выдохлись? Сдулись? Опустили руки?

Почему гаснет светоч индустрии?

На профильных интернет-ресурсах умные дядьки пишут громадные скучные статьи, где аргументированно рассказывают, из-за чего развалился колосс российского геймдева. Я так не умею. Расскажу по-другому: быстро, просто и весело.

Как по мне, существует две главные причины стагнации отрасли — это «высокие, постоянно растущие доходы» россиян и особенности менталитета.

Отечественные игроделы прекрасно понимают, что большинство их творений будет скачано с рутрекера и прочих пиратских сайтов. У нас не принято платить за искусство, если его можно добыть нелегальным путем.

© JoyReactor
© JoyReactor

Проект не окупится, а пилить дорогущую ААА-игру, которая могла бы всколыхнуть все игровое сообщество, за пачку доширака — моветон.

И даже если начать выплачивать каждому россиянину безусловный базовый доход в размере 1000 баксов, то ситуация изменится незначительно. Халява и русская душа идут бок-о-бок столетиями. И чтобы исправить это, не поможет и сорокалетнее хождение по пустыне.

Кадры решают все. За талантливого программиста, геймдизайнера, 3D-моделлера и любого другого IT-специалиста Запад выложит кучу денег. Там не дураки — на людях не экономят. Вымывание умственных ресурсов — это еще один негативный фактор, чугунной гирей висящий на ногах отечественного геймдева.

Есть и другие мелкие нюансы, влияющие на сложившуюся ситуацию, например, отсутствие крупных инвесторов. Однако и вышеперечисленных хватает с лихвой, чтобы мы никогда не увидели русского «Ведьмака» или «Сталкера».

А что сейчас?

А сейчас в России ни шатко ни валко развивается индустрия мобильного и браузерного гейминга. Возникают новые студии, которые создают довольно популярные игры на Android. И их скачивают 10-ки миллионов пользователей. Алавар и Невософт, не спеша, пилят свои фермы, квесты и прочую ̶д̶р̶е̶б̶е̶д̶е̶н̶ь̶ ̶продукцию, ориентированную на давно сформировавшуюся аудиторию.

Иногда вспыхивают на темном небосводе русского геймдева яркие звездочки инди-разработчиков. Таких как Алексей Бокулев с его шедевром «Эадор: Сотворение». Но на общую погоду они влияют мало. Это все не то. Нет масштаба и размаха, которого просит русская душа.

© Gamer.ru
© Gamer.ru

Из самого крупного и относительно свеженького, что я вспомнил, были War Thunder да продолжение серии King’s Bounty. Но на фоне ярких западных проектов, выходящих каждый год десятками, это капля в море.

Оставь надежду всяк сюда входящий

И все-таки она теплится. Теплится надежда, что когда-нибудь упадок отрасли сменится подъемом, ростом, рывком. Что когда-нибудь весь мир будет в восторге от русских игр. Ибо то, что мертво, умереть не может, но восстает вновь, сильнее и крепче, чем прежде. Хотелось бы в это верить…