Олег Михеев
Фанат виртуальной реальности, высокотехнологичных гаджетов, хороших видеоигр и просто бездарный автор.

Какие опасности несет в себе виртуальная реальность?

Какие опасности несет в себе виртуальная реальность?
© axios.com

Я неоднократно писал о том, что VR – это супер-мега круто и от своего мнения не отказываюсь. За технологией будущее. Сочетание виртуальной реальности и продвинутого ИИ откроет перед человечеством новые границы. Однако как не бывает дыма без огня, так и VR – это не только позитив, но и куча потенциальных проблем, с которыми нам предстоит столкнуться.

Я постараюсь проанализировать все эти «виртуальные» опасности и предложить способы их решения. Итак, приступим.

Эскапизм

© Pikabu

На мой взгляд, это самая серьезная проблема для многих современных технологий и VR не является исключением. Геймеры часами и даже сутками не встают из-за ПК, обычные пользователи предпочитают общаться в социальных сетях и просто с помощью мессенджеров, вместо того, чтобы встретиться в оффлайне. В этом плане виртуальная реальность еще страшнее: люди просто уйдут в искусственный мир и завязнут в нем настолько, что, возможно, реальный им больше и не понадобится.

Когда человек уходит в виртуальную реальность – это всегда чревато какими-то последствиями. Во-первых, это изменение состояния сознания, деперсонализация, когда человек не может понять кто он, какую роль он отыгрывает и как к нему относятся люди. Во-вторых, это просто уход, одиночество, потому что здесь ты не реализован, здесь ты мало кому нужен и реальность действительная она тебя не устраивает, – утверждает Оксана Орлова, психолог.

Орлова чертовски права: для понимания ее слов не нужно быть даже психологом. Нужно просто посмотреть на окружающий мир. В силу его несовершенства реализовать свой потенциал удается лишь немногим личностям. Остальным достается обыденная и чаще всего нелегкая жизнь, выход из которой современная молодежь будет искать именно в виртуальной реальности. До настоящего времени самым близким аналогом VR были (и пока что остаются), как ни странно, алкоголь, наркотики и видеоигры.

«Восемнадцатилетний геймер на Тайване умер после 40 часов игры в Diablo III», «Геймер умер во время 24-часового стрима игры World of Tanks». Такими заголовками газет сейчас никого не удивишь. И речь идет о людях, которые просто «засиделись» за компьютером, что тут говорить о виртуальной реальности, которая будет затягивать на еще более долгое время. И если, по словам специалистов, компьютерные игры способны приводить к аутизму, то VR «справится» с этим и подавно.

© youtube.com

Решение проблемы: оно лежит на поверхности, однако человечество на пути своего саморазрушения его постоянно игнорирует. Нужно просто стать капельку добрее и избавиться от равнодушия по отношению к другим людям. Думать не только о своей «заднице», но и обращать внимание на проблемы окружающих людей. И может быть тогда те, кто нуждается в помощи, не будут убегать от решения своих проблем в виртуальный мир.

И как сказал Поэт:

Изменение психики

Всеобъемлющих и длительных исследований на эту тему пока что нет, хотя отдельные эксперименты проводятся уже давно.

Мы просто не знаем, что происходит, когда люди задерживаются в виртуальных мирах на долгое время. Поэтому необходимо инициировать открытую дискуссию о рисках, – Томас Метцингер, немецкий философ и профессор теоретической философии.

По его мнению, любые действия человека в виртуальной реальности, в особенности, запретные (убийства, сексуальные извращения и т.п.) накладывают отпечаток на психику и изменяют его поведение в мире реальном. И я склоняюсь к тому, что философ прав. Пользователи, совершающие «грязные делишки» в VR, будут чувствовать эйфорию от своих поступков, а безнаказанность за такие шалости может повлечь и совершение аналогичных действий и в реальности.

Однако этот процесс нуждается в тщательном изучении: ведь геймеры, играющие в шутеры, не бегут с автоматами наперевес (может просто негде взять оружие) стрелять своих сограждан. Хотя тут стоит учитывать тот факт, что виртуальная реальность оказывает более сильное влияние по сравнению с обычными компьютерными играми.

Мощное воздействие VR на психику человека доказывают и медицинские эксперименты: с помощью VR уже эффективно лечат именно психические расстройства, такие как неврозы и фобии.

© smartweek.it

Решение проблемы: людям придется разработать свод правил и законов для виртуальной реальности, соблюдение которых поможет сохранить психическое здоровье пользователей. Ну, а для запущенных случаев понадобится помощь психотерапевта, причем, велика вероятность, что он тоже будет виртуальным.

Манипуляция сознанием

© mega-text.ru

Не секрет, что СМИ с помощью таких инструментов как телевидение, газеты, интернет навязывают людям свою точку зрения и пропагандируют в интересах правящей клики. Причем эффективность этого метода такова, что люди добровольно готовы превращаться почти буквально в рабов, не осознавая этого. Виртуальная реальность в недалеком будущем пополнит список инструментов манипуляторов и возможно, станет самым действенным из них.

Решение проблемы: воздействию пропаганды мало подвержены люди с высоким уровнем интеллекта. Таких сложно «взять на крючок» фальшивыми фактами и ложью. Интеллектуалы все подвергают сомнению. Недаром, «отец лжи» Иозеф Геббельс говорил, что:

«Худший враг любой пропаганды — интеллектуализм».

Поэтому нужно заниматься саморазвитием и самообразованием – эти вещи уберегут вас от любых попыток извне захватить ваше сознание.

Физические проблемы со здоровьем

© butrimevgeny.ru

Из всех опасностей, что несет с собой виртуальная реальность – эти самые безобидные. Начнем с вреда для зрения. Да, современные VR-гарнитуры несут угрозу для ваших глаз. Однако не большую, чем компьютер или смартфон. Если соблюдать элементарные правила: после каждого часа нахождения перед экраном давать глазам 15-ти минутный отдых, то все будет «ок». Добавлю, что некоторые болезни глаз даже лечат виртуальной реальностью.

В дальнейшем гарнитуры выйдут на новый уровень, как, например, ожидаемая Magic Leap, когда изображение будет передаваться напрямую на сетчатку. В таком случае вы будете видеть предмет, словно он реальный – никакой нагрузки на глаза соответственно не будет.

Многие люди, погружаясь в VR, чувствуют морскую болезнь: человека тошнит, у него кружится голова, появляется ощущение дискомфорта и т.д. Этому есть две причины: конституция каждого конкретного человека и несовершенство сегодняшних VR-гарнитур.

Несмотря на 2-ю причину многие геймеры, проводя в VR по несколько часов, тошноты не ощущают, в то время как другие – сразу же испытывают неприятные симптомы после первых минут погружения. Так что тут все индивидуально.

Решение проблемы: так как проблема вызвана диссонансом между различными органами чувств (зрением и вестибулярным аппаратом), то задача разработчиков заключается в том, чтобы синхронизовать все эти системы человека. То есть остается дождаться гарнитур, которые будут охватывать все органы чувств и создавать виртуальный мир, который будет неотличим от реального. Таким образом удастся обмануть мозг человека, и пользователи перестанут испытывать дискомфорт.

Еще одна проблема также напрямую связана с несовершенством сегодняшних устройств виртуальной реальности. Речь идет о таких случаях: «Петербурженка повредила позвоночник, находясь в виртуальной реальности» и «Первая смерть в виртуальной реальности зафиксирована в Москве».

Решение проблемы: создание систем защиты пользователя, которые будут предупреждать о наличии препятствий в реальном мире. К слову, такие системы уже используются, например, в HTC Vive или Oculus Rift, правда, они далеки от идеала. Поэтому как вариант во время VR-сеанса рядом с пользователем должен находиться подстраховывающий человек. До тех пор, пока VR-гарнитуры «не научатся» создавать искусственный мир неотличимый от реальности.

Конфиденциальность и информационная безопасность

© wallpapersden.com

Как показывают последние события данная тема становится все более актуальной. Недобросовестные социальные сети и интернет-порталы воруют информацию о ваших привычках и не только. Для виртуальной реальности эта проблема тоже актуальна.

Мошенники будут красть ваши аватары и другие данные, чтобы спекулировать ими или даже шантажировать вас. В общем, все как в обычной жизни и интернете.

Решение проблемы: подобных неприятностей поможет избежать только ваша личная бдительность. Пользуйтесь антивирусными программами, не сообщайте никому свои учетные данные и просто «не хлопайте ушами» в виртуальной реальности.

А нужна нам такая опасная виртуальная реальность?

Несомненно, нужна! Польза VR-технологии неоценима. Просто помните о том, что нужно видеть четкую границу между миром реальным и виртуальным, а также соблюдать рекомендации, которые я упомянул в статье. Делитесь своим мнением по этому поводу в комментариях ниже.

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Олег Михеев Фанат виртуальной реальности, высокотехнологичных гаджетов, хороших видеоигр и просто бездарный автор.
Комментарии