Олег Михеев
Фанат VR, гаджетов, хороших видеоигр, книг и фильмов.

Карта экосистемы виртуальной реальности

© Medium
© Medium

Виртуальная реальность скоро «выстрелит». Это не просто мое предположение, это факт, который отлично виден тем, кто создает эту отрасль. Как раньше выстрелили компьютеры, а затем смартфоны, без которых современный человек теперь не может представить свою жизнь.

А значит о VR нужно иметь какое-то представление. Из чего состоит виртуальная реальность, какие VR-гарнитуры имеются в продаже, какой существует контент и кто его делает. Хотя бы на пользовательском уровне. Конечно, если вам это интересно.

Основатель StartupDigest Крис Маккэн в 2015 году создал карту VR-экосистемы, в которой он попытался систематизировать информацию, касающуюся отраслевых компаний, VR-устройств, контента и VR-инструментов. Я ее немного расширил, т.к. за прошедшие 3 года появилось много нового.

VR-гарнитуры

© Praytell Agency
© Praytell Agency

Линейка HTC Vive. Включает в себя базовый шлем виртуальной реальности HTC Vive, его модифицированную версию HTC Vive Pro и полностью автономную гарнитуру HTC Vive Focus. Компания активно сотрудничает с Valve. Платформа Steam VR (магазин контента) как раз является результатом этого сотрудничества.

Oculus Rift. Компания в 2014 году была куплена Facebook. В ее арсенале имеется проводная VR-гарнитура Oculus Rift CV1, а также автономный шлем Oculus Go. Фирменный магазин контента компании называется Oculus Home.

Sony Playstation VR. Sony выпустила VR-гарнитуру, которая совместима с любой из ее версий приставки PS4. Технически отстает от вышеописанных конкурентов, зато превосходит их по количеству игрового контента.

Windows Mixed Reality. Платформа, которая стремится к стандартизации и унификации VR-гарнитур. Включает линейку VR-шлемов компаний партнеров: Acer, Dell, HP и Lenovo, Asus и Samsung. Сюда же относятся и Microsoft HoloLens — очки смешанной реальности. Это не совсем VR, но не упомянуть про них было нельзя.

Samsung Gear VR. Несмотря на то, что это мобильный VR, его доля на рынке значительна — 18,9% от общего числа проданных шлемов (HTC Vive — 35,7%, Sony — 12%, Oculus — 9%). Платформа Gear VR разрабатывалась в сотрудничестве с Oculus Rift. Совместима только с флагманскими смартфонами Samsung серий Note и Galaxy.

© wxnmh.com
© wxnmh.com

Google Daydream. Гарнитура от поискового гиганта. Для работы требуется смартфон с ОС Android не ниже версии 7.1 (Nougat). Широкого распространения не получила.

Pimax. Многообещающие устройства от китайского стартапа, которые отличаются от конкурентов рекордным разрешением экрана и огромным углом обзора. В копилке компании имеется две модели Pimax 4K и Pimax 8k.

Pico G2. Самые «свежие» очки виртуальной реальности, анонсированные на днях (в продажу еще не поступили). Легкие и в плане начинки, не уступающие конкурентам.

StarVR. Дизайном, а также техническими характеристиками модель напоминает Pimax 4K.

Fove. Гарнитура с поддержкой технологии отслеживания движения глаз пользователя.

Avegant Glyph. Необычные очки виртуальной реальности, выполненные в виде наушников. В них можно просто слушать музыку, но стоит сдвинуть гарнитуру на глаза, и вот перед вами персональный кинотеатр и центр развлечений. Причем вместо привычных дисплеев в Avegant Glyph используется технология трансляции изображения напрямую на сетчатку глаза.

Avegant Glyph. © YouTube
Avegant Glyph. © YouTube

Vrvana Totem. VR-шлем родом из Канады, уникальной особенностью которого является поддержка двух видеопотоков. Один идет из реального, другой — из искусственного миров. В любое время можно переключаться между ними.

Razer OSVR. Девайс от известного разработчика игровой периферии. Очки задумывались как открытая VR-система, совместимая со всеми популярными платформами, такими как Oculus Rift, Sony, Vrvana и др.

Three Glasses VR. Гарнитура из Китая с весьма хорошими техническими характеристиками и демократичной ценой.

Sulon Cortex. Автономный VR-шлем с кучей встроенных датчиков и камер, позволяющих отслеживать положение как самого пользователя, так и его рук в пространстве. Огромный угол обзора, футуристичный вид и привлекательная стоимость делают этот малоизвестный гаджет перспективным для покупки.

Sulon Cortex. © Digital Trends
Sulon Cortex. © Digital Trends

AntVR KIT. Еще один китайский образец, отличающийся встроенным 9-ти осевым IMU блоком для отслеживания движений. В комплекте идет интересный контроллер-трансформер в форме пистолета.

Google Cardboard. По сути, дедушка всех сегодняшних гарнитур. Самое дешевое решение для ознакомления с виртуальной реальностью. К этой категории условно можно отнести и многочисленные китайские VR-гарнитуры «под смартфон», например, VR Box, Baofeng, BOBOVR Z4 и куча других.

Visbox (Cave VR system). Это даже не шлем, а большая виртуальная среда. Предназначена для бизнеса, т.к. эту систему внутри своего дома вы вряд ли установите.

Контроллеры, дорожки, костюмы, перчатки и прочие аксессуары для VR

© Steam Community
© Steam Community

Для полного погружения в VR, особенно, когда дело касается видеоигр, контроллеры и другие «приблуды» просто необходимы. Вот что сейчас есть на рынке.

Контроллеры HTC Vive. Самые продвинутые геймпады из тех, что существуют для VR-гарнитур. Позволяют стрелять, хватать и выполнять ряд других действий в виртуальной реальности.

Oculus Touch. Аналог HTC Vive и их прямой конкурент.

Playstation Move. Фирменные палочки-контроллеры. Работают с PS3 и PS4 как в обычном, так и в VR-режиме.

PS VR Aim Controller. Еще одно изобретение Sony, выполненное в виде автомата для максимально полного погружения в VR.

PS VR Aim Controller. © pixel-story.ru
PS VR Aim Controller. © pixel-story.ru

Nod Labs. Интересный многофункциональный контроллер-кольцо.

MAG VR Gun. «Автомат», совместимый с системой HTC Vive.

Браслет MYO Thalmic Labs. Необходим для бесконтактного управления, может считывать движения руки и фиксирует электрические импульсы в мышцах. Совместим с Oculus Rift.

virZOOM. Комплекс, превращающий тренажер-велосипед в развлекательный VR-аттракцион.

Virtuix Omni. Беговая платформа, которая сделает погружение настолько реальным, что вообразить сложно. Да и для здоровья польза несомненная (как впрочем, и от любых других VR-тренажеров).

Virtuix Omni. © Giphy
Virtuix Omni. © Giphy

Icaros. VR-тренажер, с помощью которого можно заниматься спортом или играть, например, в VR-авиасимуляторы.

BLACK BOX VR. Тренажерный комплекс, совмещающий в себе спорт и VR-игры.

Leap Motion. По-настоящему инновационный девайс, который отслеживает движение ваших рук и затем переносит их в виртуальный мир. Предназначен в основном для рисования и манипуляций с 3D объектами.

Leap Motion. © Stapico
Leap Motion. © Stapico

Razer Hydra. Ранее известный как Sixense TrueMotion, еще один перспективный беспроводной контроллер с 6-ю степенями свободы отслеживания движений.

Cyberith Virtualizer. Аналог Virtuix Omni, только еще круче и дороже. Бегать, приседать, прыгать поворачиваться, ощущать обратную тактильную связь. В общем, невероятно крутая штуковина!

Hardlight. Запатентованная модель VR-костюма Hardlight включает 16 модулей слежения, обеспечивающих качественную обратную связь. Каждый модуль нацелен на определённую группу мышц. 

Senso Suit. Костюм, который позволяет полностью отслеживать движения тела. Его можно использовать в качестве хорошего решения для захвата движения в играх или при создании видеороликов, анимации или объемных моделей.

KOR-FX. Преобразователи внутри жилета размещены в области грудной клетки и плечевых суставов, они передают различные типы вибраций в соответствии с игровым процессом. К примеру, близкие взрывы заставят вздрагивать, а выстрелы напарника слева от вас будут ощущаться как лёгкая вибрация левого плеча.

KOR-FX. © Polygon
KOR-FX. © Polygon

The Force Jacket. Жилет от Dysney обладает 26 надуваемыми отсеками, которые могут воспроизвести чувство давления. Тактильные ощущения воссоздаются путем изменения скорости, уровня давления и продолжительности надувания и дефляции воздушных подушек.

Perception Neuron. Китайский производитель оснастил костюм 18 датчиками MoCap. Это позволяет существенно упростить работу аниматоров, разработчиков мобильных игр, а также спортсменов и танцоров.

Senso Glove DK2. Беспроводной контроллер, созданный специально для виртуальной и дополненной реальности. Он встроен в перчатку, поэтому удобно держится на руке и позволяет удобно управлять приложениями.

Manus VR. Один из лучших манипуляторов виртуальной реальности, выполненных в виде перчаток.

CaptoGlove. Эти перчатки способны распознать движения пальцев и руки человека в мельчайших деталях. Жесты преобразуются в команды, передаваемые сопряжённым девайсам: персональным компьютерам, смартфонам с операционными системами iOS/Android, шлемами виртуальной реальности, системой «Умный дом».

CaptoGlove. © GoGlobie
CaptoGlove. © GoGlobie

Noitom Hi5 Glove. Перчатки, обеспечивающие полный захват рук (от запястья до кончиков пальцев) с помощью сенсоров (9-axis IMU 6).

Tactical Haptics. Продвинутые контроллеры, находящиеся в разработке.

VR-камеры и 3D Mapping

© Pinterest
© Pinterest

Jaunt ONE. Профессиональная камера для съёмок видео в формате 360 градусов. Компания, помимо камер, имеет собственную Jaunt Studios, снимающую и выкладывающую в интернет кучу интересных видеороликов,

Otoy. Система полного цикла для создания, визуализации и потоковой передачи 3D-сред.

Structure.io. Специальный датчик для 3D-сканирования объектов, переноса их в VR, картографирования и выполнения многих других функций. Крепится на мобильное устройство, например, на IPad.

Hover.to. Платформа и приложение для смартфонов, позволяющие фотографировать объект, а затем с помощью полученных изображений создавать его 3D-модель.

Color. Платформа для создания панорам, виртуальных туров и видео 360 градусов с помощью камер Go Pro.

Orah. Компания предлагает своим клиентам систему all in one: VR камеру, сервис потокового видео в формате 360 градусов Vahara VR и софт для обработки и редактирования полученного материала под названием VideoStitch Studio.

Matterport. Система (all in one) сканирования объектов и переноса их в виртуальную реальность.

Matterport. © matterport.com
Matterport. © matterport.com

PanoMoments. Технология, позволяющая превращать обычные фотографии в «живые VR-гифки», реагирующие на движение головы пользователя.

ZED. Разработка компании Stereolabs, первая в мире трехмерная камера для измерения глубины и отслеживания движения. Успешно применяется для создания AR/VR контента.

Инструменты разработки VR

© SeedInvest
© SeedInvest

Unity. Универсальный и очень популярный инструмент, поддерживающий работу с VR.

Unreal Engine. Еще один движок, на котором, помимо стандартных видеоигр, можно создавать и VR-контент.

Worldviz. Внушительный набор инструментов, программного и аппаратного обеспечения, которые могут быть использованы для проектирования, разработки VR-сред, интеграции оборудования и многого другого. Могут быть использованы в промышленности, образовании, военной сфере и т.д.

NVIDIA VRWorks™. Это комплексный набор API, библиотек и движков, которые позволяют разработчикам приложений и гарнитур создавать потрясающие виртуальные реалии.

OSVR. Это платформа, предназначенная для создания универсальной экосистемы VR с открытым исходным кодом для технологий различных брендов и компаний.

High Fidelity. Платформа с открытым исходным кодом для развертывания пространств VR.

Mozvr. Платформа с открытым исходным кодом от Mozilla, позволяющая создавать VR-контент непосредственно с помощью браузера и веб-среды A-Frame.

Производство развлекательного VR контента

© Freeman EMEA
© Freeman EMEA

Созданием игр в виртуальной реальности занимаются следующие студии (список далеко не полный): Insomniac Games, Ubisoft, CCP, Gunfire games, 4A Games, Carbon Games, Climax, Harmonix, High Voltage Software, Ready at Dawn, Otherworld Interactive, Square Enix, Thotwise, Roqovan, nDreams и другие.

NextVR. Компания занимается съемкой и трансляцией видеоконтента в режиме Live. Спортивные мероприятия, развлекательные концерты и т.п.

EmergentVR. Приложение для мобильных устройств, позволяющее создавать 3D панорамы и фотографии в формате 360 градусов.

The VR Company. Студия, которая занимается производством качественных игр и видеоконтента.

Livelike VR. Компания занимается спортивными VR-трансляциями.

SpaceVR. Видео в виртуальной реальности на космическую тематику. Полеты на орбиту, изучение рукотворных спутников и все в таком роде.

Felix & Paul Studios. Компания разрабатывает высококлассное VR-видео. Ее услугами пользуются даже голливудские киностудии.

Видеоплатформы, магазины контента и социальные сети

© CNET
© CNET

YouTube VR. Самая крупная видеоплатформа, на которую в настоящее время подписаны почти 3 млн пользователей. Здесь найдутся видеоролики на любой вкус, начиная от экскурсий по Букингемскому дворцу и заканчивая путешествиями на дно океанов.

Within VR. Крупная видеоплатформа, создающая разнообразные VR-видеоролики. В ее копилке найдется все, начиная от самых простых роликов и заканчивая полноценными короткометражными фильмами.

Littlstar. Агрегатор VR видеоконтента, собравший в себе сотни материалов на различные тематики.

Wear VR. Магазин виртуальной реальности, где выложены тысячи игр и приложений для всех самых популярных VR-устройств.

AltspaceVR. Одна из самых популярных социальных сетей в VR. Здесь можно встречаться и общаться с другими людьми, играть с ними в игры, рисовать и создавать различные мероприятия. Поддерживается большинством известных платформ.

vTime. Захватывающая VR-соцсеть, доступная как на ПК, так и на мобильных устройствах. Красивая графика, удобный интерфейс и множество активных пользователей со всего мира.

vTime. © Affinity VR
vTime. © Affinity VR

Facebook Spaces Beta. Популярность данной виртуальной соцсети ограничена поддержкой двух платформ: Oculus и HTC.

Sansar Beta. VR-преемница знаменитого симулятора/соцсети Second Life. Доступна только на Oculus Rift и HTC Vive.

RecRoom. Не совсем соцсеть: люди собираются здесь, чтобы поиграть в пейнтбол, квесты и другие миниигры. Однако возможность общения между собой тут никто не отменял.

Образование и искусство

© Road to VR
© Road to VR

Boulevard. Крупный проект, который занимается переносом существующих предметов искусства в виртуальную реальность. Насладиться арт-шедеврами и посетить различные выставки/музеи мира можно с помощью ряда VR-гарнитур.

zSpace. Образовательная платформа all in one, которая предлагает аппаратную, программную поддержку и непосредственно сам контент для обучения. Медицина, математика, инжиниринг и другие науки.

DrashVR. Компания известна своей впечатляющей экскурсией по Солнечной системе Titan of Space.

Медицина

© Jasoren
© Jasoren

Psious. Онлайн-платформа и приложение для лечения обсессивно-компульсивных расстройств. Использует в работе систему Gear VR и биодатчик обратной связи.

MindMaze. Крупный проект, специализирующийся на восстановлении пациентов после инсульта с помощью VR.

Vivid Vision. Компания разрабатывает VR-видеоигры, с помощью которых можно лечить косоглазие и амблиопию.

HumanSim. Виртуальный симулятор для обучения медиков основам общения с пациентами, анестезиологии, седации и вентиляции лёгких, оказания первой помощи в военно-полевых условиях и т.д.

NeuroVR. Тренажер для нейрохирургов, позволяющий оттачивать навыки оперативного вмешательства на виртуальных пациентах.

KindVR. Компания создает индивидуальную терапию в виртуальной реальности, чтобы помочь пациентам снизить болевые ощущения и стресс во время медицинских процедур.

VEDAVI. Компания занимается разработкой медицинского ПО для виртуальной реальности в области образования. Также команда создает софт непосредственно для клинического оборудования с использованием VR.

Решения для бизнеса и промышленности

© The Architect's Newspaper
© The Architect's Newspaper

Autodesk. Создававшееся изначально как обычное ПО для архитекторов, дизайнеров и проектировщиков, программа была адаптирована и под работу в VR.

insiteVR. Набор инструментов для проектирования и дизайна в области строительства, архитектуры.

IrisVR. Инструменты 3D-моделирования для строительной отрасли.

Inreal Technologies. Команда, занимающаяся проектированием и VR-визуализацией архитектурных решений по схеме all in one.

Заключение

Выложенную здесь информацию полноценной картой экосистемы VR можно назвать лишь условно. Это, скорее, ее «скелет», костяк, на котором она держится. Если вы знаете, чем еще ее можно дополнить — всегда, пожалуйста: оставляйте комментарии ниже.

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Олег Михеев Фанат VR, гаджетов, хороших видеоигр, книг и фильмов.
Комментарии