Олег Михеев
Фанат виртуальной реальности, высокотехнологичных гаджетов, хороших видеоигр и просто бездарный автор.

Методы современной пропаганды: как распознать «дезу» и ложь

Методы современной пропаганды: как распознать «дезу» и ложь
© youtube.com

В наш информационный век очень сложно избежать лжи, которая маскируясь под правду, стремиться занять прочное место в сознании человека. Никогда раньше пропагандистская машина не имела таких действенных инструментов как сейчас: телевидение и интернет. Можете считать меня параноиком, но я на 100% уверен, что большинство государств имеют собственные секретные органы, которые разрабатывают новые и улучшают старые методы промывания мозгов населения. И методы эти направлены не на развитие нации и каждого отдельного человека, а скорее на деградацию и дибилизацию масс.

Чтобы не попасть в сети пропаганды нужно развиваться интеллектуально, не принимать ничего «на веру» и искать информацию касательно какого-либо вопросы из разных источников.

Воспользуемся этим мудрым изречением и заранее приготовимся встретить ложь с опущенным забралом. Я постараюсь охватить самые популярные механизмы пропаганды, которые каждый из нас встречал, и объяснить их максимально простым языком.

Эффект первичности

Его кратко можно сформулировать таким выражением:

Кто первый сказал – тот и прав.

Человеческая психика так устроена, что люди воспринимают за истину первичную (услышанную впервые) информацию, а на вторичную, уже мало кто обращает внимание, даже если она 100% правдива и идет в разрез с уже озвученной. Поэтому всегда эффективнее та пропагандистская машина, которая работает быстрее.

Повторение

Ad Naseaum (до тошноты, лат.) © reddittt.com

Пропагандисты используют упрощенный текст, рассчитанный на низко интеллектуальную аудиторию (которая всегда в любой стране мира в большинстве) и повторяют его столько раз, что информация закрепляется в подсознании людей и становится для них истиной.

Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой, – Йозеф Геббельс.

Информационная блокада (неполная информация)

© Demotivators.ru

Государственные СМИ освещают события с той точки зрения, которая удобна власти, преподнося частичную информацию, но не показывая всей картины происходящего. Например, нам демонстрируют многочисленные проправительственные митинги, куда люди тысячами идут сами без принуждения, а затем показывают митинги оппозиции, куда, якобы, пришло всего 100 человек и те «проплачены Госдепом». Примитивно, но на людей действует.

Если какое-то значимое событие нужно утаить, устанавливается информационная блокада, препятствующая появлению тех или иных сведений. И обыватель спит спокойно, не зная того, что происходит у него под носом.

Лишить возможности противника публично высказать свою позицию – это одна из главных целей информационной блокады.

Полуправда

© falyosa.livejournal.com

Если в море лжи добавить каплю правды, то эта ложь смотрится уже совсем по-другому. Такое «смешивание» часто используется пропагандистами, которые к 90% вымысла добавляют один-два правдивых факта, идущих в начале новости или сообщения.

Игра на предрассудках (стереотипы мышления)

© hunterbailey.com.au

Играя на предрассудках малообразованных людей, манипуляторы сознания добиваются немалых результатов. Пример из жизни: мой сосед – старый дедушка – свято верит в то, что в Европе живут одни геи и развращенные люди. Когда, я рассказываю ему о том хорошем, что несет в себе Западная цивилизация, он отвечает:

Ты что хочешь, чтобы я их образ жизни принял? Русскому человеку он противен.

Иллюзия поддержки большинства и образ врага

© YouTube

Лживые манипуляторы всегда пытаются преподнести свои идеи так, словно их поддерживает большинство населения. Чаще всего сюда подключают и «образ врага»: СМИ рассказывает о том, какие мы хорошие и добрые, а злодеи из другой страны хотят нас захватить и уничтожить. Однако нас большинство и любой ценой мы врага победим.

Правители часто объясняют низкий уровень жизни населения проделками внешних сил, перекладывая всю ответственность за свои не профессиональные действия на некоего противника. Причем врагом может служить как другая нация, например, «американцы», так и внутренний враг в лице известного оппозиционного политика, ученого, деятеля культуры, т.е. «пятой колонны».

Жертва

© theseanbarkesclinic.co.uk

Для консолидации общества пропагандисты находят опасную для режима личность или группу лиц и начинают ее всеобщую травлю. Такое «жертвоприношение» связывает и объединяет низко интеллектуальные слои населения лучше, чем что-либо другое.

Ярлыки

На неугодного власти общественного деятеля СМИ начинают навешивать различные ярлыки: вор, экстремист, шпион и т.д. Общество, не разобравшись что к чему, верит услышанному. И достойному человеку уже сложно отмыть с себя эту грязь.

Информационная волна

© vistanews.ru

Сразу множество различных СМИ начинают проталкивать одну и ту же идею, высказывание и т. д. Затем после первичной информационной волны, наступает вторичная, которая представляет собой общение уже между отдельными людьми. Волны идут друг за другом и заставляют общество сфокусироваться на обсуждении этой идеи.

Свой человек

Простой пример: политик начинает играть роль простачка из народа. Он посещает больницы наряду с простыми гражданами, выпивает у всех на виду, пляшет и т.д. Тем самым, заставляет подавляющее большинство поверить в то, что он – человек из народа. А это значит, что он поймёт их проблемы и сделает все для их решения. Так сказать «свой человек».

Держи вора

© news2.ru

Если власть имущие не могут подавить некое сопротивление, то лучший вариант – возглавить его. Чтобы не попасть под молот народного гнева, эффективнее первому закричать «держи вора» и тем самым переключить внимание общественности с себя на других.

Культ личности

© BLSE

С помощью СМИ можно возвеличить любую бездарность и серую личность. Главное показывать ее в нужном «ракурсе». Немного времени и народ начинает верить, что перед ними истинный лидер, настоящий герой и человек, за которым все готовы пойти. Хотя по факту, перед людьми обычная «серость». Примеров приводить не буду, но все и так знают, кто ими может послужить.

Констатация фактов

© lawyer-site.org

Метод заключается в том, что пропагандисты преподносят некое событие как уже свершившееся. Например, СМИ сообщает, что в первом туре за какого-то политика проголосовало большинство. При этом конкретные цифры проголосовавших приведены не были, а у людей уже создается иллюзия того, что данный политик практически победитель. Это, в свою очередь, заставляет их отдать за него свои голоса.

Расчеловечивание врага и пропаганда превосходства

© Adeevee

Все тот же «образ врага» начинает преподноситься обывателю в новой форме: противников режима или государства СМИ начинают показывать не как людей с противоположными взглядами, а как животных, насекомых, т.е. низших существ. С такой психологической установкой люди перестают испытывать жалость и человеческое сострадание к противнику и воспринимают его уничтожение как нечто обыденное.

Это очень страшное явление. Все знают примеры и конечный итог такой пропаганды из истории...

Обыденный рассказ

Это тоже не менее страшный метод пропаганды, чем предыдущий. СМИ спокойно рассказывают о страшных убийствах и зверствах, словно это обыденность, а не настоящие ужасы. Со временем зрители привыкают к этому и относятся к подобным событиям как к чему-то будничному…

Психологический шок и эмоциональный резонанс

© onedio.ru

Сначала СМИ вводят зрителя в психологический ступор, показывая ему картины убитых людей, массовых разрушений, а затем «вливают» в шокированный разум человека нужную информацию, которую он критически в этот момент воспринимать, не способен.

Кроме того, показанные по ТВ последствия разрушений в ходе военных действий ставят общественное мнение на сторону пострадавших, даже если «потерпевшая» сторона сама виновата в развязывании военных действий. То есть пропагандисты играют на эмоциях людей, склоняя их мнения в нужную для власти сторону.

Пробные шары или упреждающий удар

© www.profi-forex.org

Их «закатывают» в общество, чтобы узнать реакцию населения на то или иное действие и проанализировать, стоит ли проводить озвученную инициативу. Так, например, общественное мнение россиян уже давно тестируют сообщениями о повышении пенсионного возраста. Так как никакого серьезного протеста со стороны общества не наблюдалось, значит можно принимать соответствующий закон.

Отвлечение внимания

© Автосреда

Вместо того чтобы сфокусироваться на собственных проблемах, что, конечно же, приведет к раскрытию их истинных виновников, государственные СМИ переводят «стрелки» на события, происходящие чаще всего в других странах.

А Америка вот-вот развалится, а доллар – ничем не обеспеченная бумажка, а в США негров линчуют и все в таком роде.

Никакой значимости для обывателя эти новости не несут, зато позволяют отвлечь его внимание от низкой заработной платы, плохих дорог и некачественной медицины, например.

Рейтинги

© moldovenii.md

Часто пропагандисты манипулируют мнениями людей лживыми рейтингами. Получив такую информацию люди соглашаются с мнением этого «виртуального» большинства и, например, отдают голос за кандидата, чей рейтинг выше.

Сенсация

Грубый метод, который используется для того, чтобы отвлечь ваше внимание от по-настоящему значимых событий. Является разновидностью приема «отвлечение внимания».

Обратная связь

© SoundSkills

Прямая линия с неким президентом – это самый показательный пример данного пропагандистского метода. Любой разумный человек понимает, что будут заданы «нужные» вопросы, а на них – даны «нужные» ответы. А в целом, создается иллюзия общения с народом.

Очевидцы

По ТВ показывают сюжет, где некая женщина, мужчина или ребенок рассказывают о зверствах вражеских сил. Плач, истерика, игра на публику и неискушенный зритель начинает верить в сказанное, не удосуживаясь проверить информацию о том, кто перед ним: настоящая жертва или хороший актер.

Авторитеты или эффект ореола

По словам ученых, нас ожидает глобальное потепление. Однако в данном примере не приводится информация, что за ученые это сказали и на основании каких исследований был сделан такой вывод. Это, так называемое, использование анонимного авторитета.

В целях пропаганды еще более убедительным является использование популярного человека, медийной личности (например, знаменитого певца или спортсмена), которая говорит то ТВ только то, за что ему заплатили. Люди спешат принять на веру слова своего кумира, хотя эта знаменитость может и вовсе ничего не смыслить в том вопросе, который она освещает.

Лжецитаты

© ys.sakh.com

Некоему человеку приписывают цитаты, которые дискредитируют его как профессионала или личность, а затем тиражируют их в СМИ. Люди начинают думать о таком человеке, как о глупом и некомпетентном, хотя он к этим лжецитатам вообще никакого отношения не имеет.

Сросшиеся предложения

«Будь мужчиной! Используй AXE Effect!»

Это упрощенный пример того, как два предложения, не имеющие логически обоснованной связи, срастаются и воспринимаются как одно целое.

Ядовитый и сахарный сэндвичи

Метод заключается в особой структуризации подачи сообщения: между негативным началом и заключением «вкладывается» позитивная новость (ядовитый) или наоборот (сахарный). Ложь, вроде бы, и не употребляется, однако сообщение воспринимается людьми не правильно.

Большая ложь

Принцип, который применялся нацистами: обычные люди охотнее верят в большую ужасающую ложь, чем в мелкое вранье. Правда, такая ложь держится на плаву недолго, особенно сегодня в информационный век. Но на короткий срок она способна мобилизовать и консолидировать общество. Про распятого мальчика, я думаю, слышали все, вот это и есть большая ложь.

Ассоциативное мышление

СМИ искусственно «привязывают» к субъекту крайне негативную или наоборот положительную информацию. Тем самым, субъект начинает восприниматься населением как хороший или плохой, хотя в действительности все может быть наоборот.

Переписывание истории

© point.md

Историю, как известно, пишут победители. Причем делают они это в своих корыстных целях и с расчетом на долгосрочную перспективу, чтобы промыть мозги всей нации, а не отдельным общественным слоям.

Метод «40 на 60»

Заключается в том, что некие СМИ освещают события более-менее правдиво, а затем, заработав доверие людей, начинают пускать «в эфир» дезинформацию. Люди по привычке верят источнику, не замечая, что он уже «отравлен».

Принцип контраста

© marcusyeo.com

Если на одном фоне показать политика, который был замечен в борделе и политика, занимающегося благотворительностью, то рейтинг последнего взлетит до небес. И неважно, что этот второй, возможно, является основателем данного борделя, а первый честно трудится на благо общества, но имеет слабость к сомнительным удовольствиям.

Эффект бумеранга

© divomix.com

Если на некого человека дозировано выливать потоки грязи по федеральным СМИ, то высока вероятность того, что он обретет народную любовь. Так работает эффект бумеранга. Здесь показателен пример Ельцина, которого травили в конце 1980-х годов, а в 1991 он уже был избран президентом.

Подмена понятий

Бандитские формирования называют «борцами за свободу», бомбежку территории чужой страны «миротворческой акцией», а подрывные организации внутри чужой страны «фондами поддержки демократии» и т.д. Это и есть подмена понятий.

Эффект присутствия

Для того чтобы снимать поле боя необязательно на нем находиться. С помощью новейших технологий СМИ могут показать такое развитие военного конфликта, например, на Ближнем Востоке, что зритель поверит, что на стороне террористов сражаются ануннаки с Альфа-Центавры, спонсируемые Госдепом.

Комментарии

© ex-Press.by

Я думаю каждый сталкивался с проплаченными «троллями» пропагандистской машины, которые действуют в сети, и своими многочисленными комментариями направляют общественное мнение в нужное русло: «забалтывают» людей и выливают тоны грязи на всех, кто пытается им противостоять.

Заключение

Чаще всего вышеперечисленные методы «поодиночке не ходят» и используются в комбинациях для усиления эффекта.

Помните, что все пропагандистские приемы основаны на невежестве и эмоциональности людей. Чтобы не стать жертвой пропаганды – не поддавайтесь эмоциям, всегда «включайте мозг», отсеивайте зерна от плевел и не будьте обывателями – воспитывайте в себе человека разумного.

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Олег Михеев Фанат виртуальной реальности, высокотехнологичных гаджетов, хороших видеоигр и просто бездарный автор.
Комментарии