Олег Михеев
Фанат виртуальной реальности, высокотехнологичных гаджетов, хороших видеоигр и просто бездарный автор.

Облачный гейминг: прогнозы на будущее и популярные сервисы

© Nintendo Enthusiast
© Nintendo Enthusiast

Сложно найти человека, который бы не слышал про облачные хранилища. А вот такое понятие как «облачный гейминг» знакомо даже далеко не каждому любителю видеоигр. Это упущение необходимо исправить, попутно рассказав про нюансы и перспективы данной технологии.

Облачный гейминг, т.н. «игры по требованию» – это такой тип онлайн видеоигр, которые запускаются на удаленном сервере ( в «облаке») компании поставщика услуги, а не на игровом устройстве пользователя.

Принцип работы технологии: File Streaming и Video Streaming

По принципу работы облачный гейминг делится на два основных типа: File Streaming и Video Streaming.

Video Streaming

По сути, представляет собой потоковое интерактивное видео. Удаленный сервер обрабатывает все вычислительные операции и отправляет к вам на ПК или игровую консоль видео геймплея. Пользователь же, в свою очередь, отсылает на сервер команды ввода, выполняемые клавиатурой или геймпадом, тем самым удалено управляя игровым процессом.

Кроме того, существует еще два подтипа сервисов работающих по принципу Video Streaming . Первые из них предлагают пользователям свою библиотеку игр. Тут геймер приобретает ключ от игры непосредственно у поставщика услуги или в сервисе Steam, а затем пользуется купленным контентом.

Во втором случае сервис не обладает собственной библиотекой игр. Геймер покупает лишь ресурсы на удаленном сервере, а непосредственно игру приобретает в Steam и затем переносит ее в «облако».

Video Streaming сервисы самые популярные, в отличие от File Streaming, которые себя не оправдали и практически «вымерли».

File Streaming

Подобные сервисы позволяют начать играть мгновенно: при этом на ваш ПК или консоль загружается примерно около 5% файлов игры. Оставшиеся 95% данных загружаются по ходу игрового процесса, т.е. фактически, игра хранится и запускается на вашем устройстве. Это, в принципе, сводит на нет все преимущества облачного гейминга (о которых ниже), что и привело к угасанию подобных сервисов.

Преимущества облачного гейминга

Теперь стоит определиться с тем, зачем вообще нужны «игры по требованию», тем более что сейчас у каждого есть ПК или консоль. Итак, плюсы:

  • Отсутствие необходимости обновлять старое и покупать новое игровое «железо». Используя облачный гейминг вам не нужно следить за актуальностью своего игрового устройства.

Самые «тяжелые» и современные игры, такие как Witcher 3: Wild Hunt или FarCry 5, запустятся даже на самом стареньком ноутбуке независимо от того какой у него процессор и сколько Гб оперативной памяти в нем стоит (минимальные системные требование, разумеется, есть, но они очень низкие).

© Pinterest
© Pinterest
  • Скорость запуска игр. Большинство современных игр даже в не распакованном виде (установочные файлы) занимают 20-30 Гб, а установленные на жесткий диск «весят» еще больше.

Кроме того, процесс установки в зависимости от мощности ПК может быть очень долгим. Например, установка Fallout 4 у меня занимает 2,5 часа (и это не на самом слабом «железе»). «Игры по требованию» же не требуют установки и запускаются мгновенно.

  • Кроссплатформенность системы. С помощью облачного гейминга можно играть как в ПК-проекты, так и в консольные игры – никаких ограничений тут нет.

Это огромный плюс, особенно для владельцев консолей: обладатели ПК при желании могут установить эмулятор и насладиться эксклюзивами с других платформ, а пользователи PS4 или Xbox таких возможностей лишены.

© 9Gate
© 9Gate
  • Интеграция облачного гейминга в различные устройства. Теоретически, в будущем может начаться повсеместное внедрение (отдельные производители уже используют данную опцию в своих интеллектуальных телевизорах) технологии в различные девайсы: смартфоны, ТВ и т.д. То есть, поиграть в современный шутер можно будет даже с телефона.
© NVIDIA Blog
© NVIDIA Blog

Недостатки облачного гейминга

Они весьма существенны и являются главной причиной слабой популярности «игр по требованию».

  • Платная подписка. Это самое больное место облачного гейминга. Например, один из популярных сервисов PlayKey за безлимитный тариф просит 2290 рублей в месяц. Несложно посчитать, что годовая подписка будет стоить пользователю столько, сколько стоит бюджетный игровой ПК.
  • Необходимость наличия высокоскоростного интернета. Большинство современных игр с отличной графикой потребуют для плавного геймплея наличия надежного интернет-соединения.

Используемый трафик здесь может доходить до 3-х Гб в час. То есть мобильным 3G-4G интернетом тут обойтись очень сложно – понадобится оптоволокно и тариф с пропускной способностью 5 Мбит/с и выше.

© l34.news
© l34.news
  • Задержка (latency). Этот минус вытекает из предыдущего пункта. Если интернет у вас не ахти, то лаги и фризы вам обеспечены. И если Scyrim или Bioshock: Infinity вам это «простят», то многопользовательские игры типа Dota 2 или Overwatch – никогда.
  • Графика. Для того чтобы оптимизировать потоковое видео сервисы облачного гейминга сжимают его. В результате к пользователю на ПК приходит картинка, которая уступает по качеству изображению игры, запущенной непосредственно на мощном игровом ПК. Но так как «играми по требованию» пользуются только обладатели стареньких ПК, то на подобный недостаток, вряд ли стоит обращать внимание.
  • DRM (digital rights management). Для игроделов подобная защита своих творений от пиратства это, конечно, плюс, а вот для геймеров наоборот.

Если предположить, что облачный гейминг станет основой игровой индустрии, то от бесплатных пиратских репаков из интернета придется отказаться. Однако такой вариант событий вряд ли осуществим: если пользователю придется тратить деньги на саму игру+подписку на облако+оплату интернета, то отрасль начнет стагнировать из-за оттока потенциальных клиентов.

  • Непредвиденные обстоятельства. Так, в 2015 году сервис OnLive обанкротился и пользователи, оплатившие подписку, просто потеряли свои деньги. Компания Sony, купившая активы банкрота, никаких компенсаций не производила.

Сервисы облачного гейминга

Liquidsky

Зарубежный сервис облачного гейминга, который поддерживает работу с OS Windows 8+ и Android 6.0+. Сервис предоставляет доступ к таким игровым библиотекам как Steam, Origin и Blizzard. Кроме того, Liquidsky можно использовать не только для игр, но и как обычное облачное хранилище.

Годовая подписка обойдется пользователю в 300 долларов: она включает в себя 1440 часов геймплея и 750 Гб игрового хранилища.

PlayKey

Отечественный сервис «игр по требованию» в каталоге которого имеется 250 современных игр. Поддерживает работу с OS Windows 7+ и MacOS 10.7. Очень необычно подошли авторы проекта к оплате подписки: помимо обычных тарифов, здесь есть поминутная тарификация. Стоимость минуты – 1 рубль, а платит пользователь только за фактически отыгранное время.

Есть раздел с 5-ю демоиграми, где можно опробовать возможности сервиса бесплатно. Кроме того PlayKey предлагает различные акции. Например, за оформление карты банка-партнера, пользователь получит месяц бесплатной безлимитной подписки.

PlayStation Now

Сервис в представлении не нуждается: его библиотека состоит из 650+ игр и постоянно пополняется. Поиграть можно в проекты выпущенные как для PS4, так и для PS3, PS2. PlayStation Now позволяет пользоваться облачным геймингом для PS4 и ПК на OS Windows 7+.

Стоимость годовой подписки здесь скромнее, чем у конкурентов – всего 100 долларов. Также имеется бесплатный тестовый период продолжительностью в 7 дней.

GameFly

Пример редкого сервиса «игр по требованию», для которых не требуются ПК или игровая консоль. Достаточно будет смарт-телевизора (Samsung Smart TV, LG Smart TV, Philips Smart TV и др.) и геймпада.

Большой выбор игр разных жанров, возможность бесплатного тестирования, поддержка большинства популярных контроллеров (их список можно найти на официальном сайте компании) и месячная подписка стоимостью около 10 долларов – в целом удобно, однако на территории нашей страны популярностью он не пользуется.

Vortex

Перспективный англоязычный сервис, который предлагает массу современных видеоигр за 10 долларов в месяц. Огромный плюс платформы – поддержка работы как с ПК и консолями, так и с ТВ, и смартфонами и даже браузерами на различных устройствах.

Geforce Now

Облачный гейминг, предназначенный для устройств Shield Portable, Shield Tablet, Shield Android TV. Авторы проекта обещают плавную трансляцию геймплея: с разрешением до 1080 пикселей и FPS до 60 к/с.

Первый месяц использования сервиса бесплатный, а затем стоимость месячного использования становится равной 8 долларам.

LoudPlay

Еще один отечественный сервис, который порадует не только большой библиотекой (любые игры из Steam, Origins, Battle.Net), но и демократичной ценовой политикой. Разработчики предлагают три различных тарифа, самый выгодный из которых 890 рублей за 47 часов игрового времени. Ночью действует 50% скидка (9 руб/час).

Playincloud

Сервера этого отечественного сервиса «игр по требованию» расположены в Саратове. Стоимость часа игры варьируется от 30 до 40 рублей. После посещения их сайта создается впечатление, что проект как говорится «создан на коленке» энтузиастами, но никак не профессионалами. Вряд ли стоит рассматривать его как альтернативу вышеописанным конкурентам.

Прогнозы

По прогнозу компании Technavio рост сервисов облачного гейминга в период 2016-2020 будет составлять 30% в год. Однако по факту эта цифра будет гораздо скромнее – от силы 8-10%. Этому есть несколько причин, включающих дороговизну тарифов (2-3-х летная подписка обходится пользователям в стоимость равную цене среднего игрового ПК), а также отсутствие доступа к высокоскоростному интернету у части потенциальных клиентов.

К тому же, крупные высокотехнологичные гиганты-корпорации заинтересованы в продаже новых игровых устройств: ПК, консолей, смартфонов. И если все вдруг перейдут в «облако», то они понесут огромные убытки, ведь в самый современный шутер можно будет играть на «стареньком железе».

Поэтому можно с большей уверенностью утверждать то, что облачный гейминг просто займет свою нишу и станет спасением для небольшого количества геймеров, которые не могут позволить себе апгрейдить железо каждые несколько лет. Однако обширной популярности технология не получит. А как считаете вы?

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Олег Михеев Фанат виртуальной реальности, высокотехнологичных гаджетов, хороших видеоигр и просто бездарный автор.
Комментарии