Олег Михеев
Фанат VR, гаджетов, хороших видеоигр, книг и фильмов.

Спорт в виртуальной реальности похож на спортивное чистилище

Фото: sbnation.com
Фото: sbnation.com

Шарлотте Уайлдер, автору портала SBnation.com, удалось побывать сразу в двух местах одновременно, хотя, с точки зрения многих людей, такое невозможно.


Находясь в отдельной комнате в клубе Jay-Z 40/40 в Нью-Йорке, она также пребывала в штате Мичиган, сидя на скамейке и наблюдая за игрой по баскетболу на национальном чемпионате США в Сан-Антонио. И главным недостатком такого путешествия в пространстве и времени стала громоздкая гарнитура виртуальной реальности на голове героини. По словам Уайлдер, она чувствовала себя как болван, которого к тому же слегка тошнит.

Это событие стало рекламной кампанией Intel в области VR-индустрии. Корпорация Intel  заключила сотрудничество с Turner Sports для того, чтобы транслировать в нынешнем году все игры Mad Madness в виртуальной реальности. Множество техноблогеров, маркетологов и бывший главный тренер по баскетболу Калифорнийского университета и St. John's Стив Лавин собрались в клубе, размахивают руками как мельницы, пьют пиво, едят крылышки и надевают себе на головы пластиковые VR-гарнитуры.

Стив Лавин. Фото: bigeastcoastbias.com
Стив Лавин. Фото: bigeastcoastbias.com

Мысль о том, чтобы смотреть спортивную трансляцию «священной» игры в таком нетрадиционном ключе, кажется странной и кощунственной. И это означает, что ее нужно обязательно попробовать. Для тех, кто не знаком с VR, это нечто похожее на индивидуальный кинотеатр iMax. Вы надеваете квадратные VR-очки и когда начинаете двигать головой, ваш угол обзора также изменяется.

Вместо привычного прямоугольного экрана перед вами будет 180-ти или 360-ти градусное изображение. Вы можете осмотреть его без каких-либо ограничений и даже перемещаться, изменяя свой ракурс. Например, перед вами изображение школьного оркестра. Вы можете подойти к детям вплотную и наблюдать за изменением эмоций на их лицах.

Однако технология никогда не работает гладко, когда вам нужно, и сегодняшнее событие не исключение. Оказывается Jay-Z не позаботился о качественном Wi-Fi соединении, что привело к некоторым проблемам. Многочисленная публика подключилась к сети с помощью своих гаджетов, что вызвало частые прерывания видеотрансляции.

Однако, несмотря на эти помехи, все прошло довольно круто. Журналистка отмечает, что наблюдать за тем как Villanova опережает Мичиган в первом тайме с помощью виртуальной реальности гораздо интереснее и информативнее, чем на экране телевизора, стоящим перед диваном.

С помощью камеры, расположенной непосредственно за корзиной, сразу видно какие ошибки совершают защитники. Кроме того с этого ракурса легко предсказать какие броски достигнут цели за несколько секунд после броска мяча. Джален Брансон, лучший игрок года команды Villanova, забрасывает мяч за 15 секунд до окончания первого тайма. Прямо перед лицом Уайлдер.

Фото: nbcsports.com
Фото: nbcsports.com

Однако трансляция игры больше похожа на голограмму, чем на реалистичный спорт. Возможно, в этом виноват некачественный интернет, который не смог обеспечить высококачественное изображение, поэтому спортсмены выглядели как персонажи видеоигр. А люди в клубе в своих VR-гарнитурах похожи на странно запрограммированных роботов, которые поворачивают головы то к столу, то к полу, чтобы увидеть внутри своих пластиковых коробок вещи, недоступные всем остальным.

Такая технология, в ее нынешнем виде, явно для тех людей, кого больше заботит сама трансляция игры, чем возможность, сидя на диване общаться с друзьями и переписываться в Твиттере. Находясь в гарнитуре трудно с кем-то общаться и вообще невозможно пользоваться смартфоном.

Как только технические средства догонят саму концепцию VR-трансляций, у вас появится ощущение, что вы смотрите ее в кругу друзей. Вот тогда она станет популярной и избавится от сегодняшних проблем. Когда-нибудь VR-гарнитуры станут похожи на мои обычные очки, — говорит Лавин.

Когда Лавин называет матч VR-игрой, это означает уход от традиционной трансляции, предназначенной для обычного плоского экрана. Он демонстрирует игровое пространство и акцентирует внимание не только на самом матче, но и на том, что происходит вокруг. Например, есть камера, направленная на аудиторию, поэтому некоторые зрители могут наблюдать за фанатами, в то время как другие – за тренером. Это как выбирать собственное приключение в режиме реального времени, и задача заключается в том, чтобы связать все это воедино и предоставить зрителю гармоничный VR-опыт.

Полученные зрителями VR-гарнитуры не имеют наушников. По словам Шарлотты Уайлдер, отсутствие звука во время трансляции снижает эффект погружения. Матч выглядит каким-то стерильным.

Может быть я луддит, но я считаю, что посещение спортивной игры – это личный захватывающий опыт, который зависит от множества нюансов. Поход на стадион для меня сродни посещению церкви: здесь я чувствую запах пива, яркий свет прожекторов, и все это заставляет меня чувствовать мурашки на коже. Это некая спортивная сенсорная перегрузка для моего организма. И я живу ради таких ощущений.

Ну, а если вы не имеете возможности поприсутствовать на игре лично, то весь смысл ее просмотра по ТВ заключается в общении и обсуждении происходящего на экране с окружающими людьми. Трансляция становится универсальной связующей нитью. Вы чувствуете нечто вроде родства с фанатами из Лос-Анджелеса, которые видят тоже самое, что и вы, находясь в Нью-Йорке.

Фото: sbnation.com
Фото: sbnation.com

А в виртуальной реальности человек находится и не на стадионе, и не в баре, и ни у себя в гостиной. Невозможно почувствовать чужие эмоции и взаимодействовать с другими зрителями, находясь внутри виртуального мира. Это оригинальное, но изолирующее чувство. Кажется, что вы вторглись в чужое пространство, но никак не можете на него повлиять. Словно вы оказались внутри чужого сна, где вас никто не видит и не слышит. И в голову приходят вопросы:

Я умер? Что здесь вообще происходит? Я сейчас в спортивном чистилище?

Снимаем гарнитуру и понимаем, что это всего лишь вещь для кратковременных развлечений: к концу игры основная масса людей наблюдает за матчем по телевизору. Они болтают, смеются, обсуждают интересные игровые моменты. Villanova пытается еще больше оторваться от Мичиган и двумя минутами позже становится ясно, что победа достанется Wildcats.

Это похоже на видеомагнитофон, – говорит Лавин. — Когда они появились, они тоже были не идеальными. Мы и не знали, что техника будет так стремительно эволюционировать. То же самое, например, было и с микроволновыми печами. Теперь стандарты качества у людей очень высоки, поэтому они всегда ждут, что новые технологии будут на самом высоком уровне.

Возможно, Лавин прав и VR-опыт изменится в лучшую сторону, а затем станет неотъемлемой частью нашей жизни. Возможно, маленькая удобная VR-гарнитура и качественный Wi-Fi сделают просмотр спортивных игр приятным событием. Кроме того, ничего не должно мешать общению зрителей.

Но на данный момент такой вид трансляции слишком несовершенен: он изолирует людей друг от друга и это огромный минус.