Katerina Key
Автор Hype.ru

Ваши смартфоны слушают вас, и это не паранойя

Наши смартфоны нас прослушивают, но всё не так страшно — полученная информация используется для показа релевантной рекламы. Так что, если вы разговаривали с другом о поездке в Японию, а потом Facebook предложил вам дешево купить билеты в Токио — у вас не паранойя.

Ваши смартфоны слушают вас, и это не паранойя
© altaynews.kz

Сэм Николс из издания Vice открыл неприятную правду, о которой некоторые из нас уже догадывались. Николс рассказывает, что они с другом сидели в баре и обсуждали свои недавние поездки в Японию, говоря о том, как хотелось бы туда вернуться. Их iPhone были убраны в карманы. Уже на следующий день оба приятеля увидели всплывающие объявления в Facebook о дешевых рейсах в Токио. Тогда это показалось просто жутковатым совпадением, но ведь такое случается у многих. И журналист задался вопросом: это просто паранойя или наши смартфоны действительно нас подслушивают?

По словам Питера Хэннея, старшего консультанта по кибербезопасности фирмы Asterisk, а также бывшего преподавателя и исследователя австралийского Университета Эдит Коуэн, смартфоны нас и правда слушают, но в реальности это не так страшно, как поначалу кажется.

Чтобы смартфон начал реагировать на вашу речь и записывать разговор, нужно "нажать на спусковой крючок", то есть произнести фразы-триггеры наподобие "Привет, Сири" или "OK, Google". В отсутствие этих триггеров любая информация, которая будет "услышана", не уйдет за пределы вашего смартфона. С одной стороны, тогда это и не повод для тревоги, но с другой, любые сторонние приложения, которые у вас установлены, например, Facebook, имеют доступ к этим данным. И будут ли они их использовать — вот в чем вопрос.

Время от времени в приложения наподобие Facebook попадают такие аудио-фрагменты, но официальной информации о триггерах нет, – объясняет Питер Хэнней. – Конечно, приложения пользуются возможностью получить эту информацию и периодически ее используют, и это не зависит от времени или места, а также от использования конкретных функций. Но все установленные приложения отправляют такие данные в зашифрованном виде, поэтому точно определить фразы-триггеры крайне сложно.
© Carla Adamo

Также эксперт говорит, что приложения наподобие Facebook или Instagram могут иметь тысячи триггеров. Обычной беседы с другом о том, что вам нужна новая пара джинсов, может быть достаточно, чтобы активировать их. Однако ключевое слово здесь «может», потому что, хотя технология существует, такие компании, как Facebook, категорически отрицают, что слушают наши разговоры.

Например, Google этого не скрывает, и я лично предполагаю, что другие компании делают то же самое, – говорит Питер. – На самом деле нет причин, по которым они не стали бы этого делать. Ведь это действительно имеет смысл с точки зрения маркетинга, и существующие соглашения об использовании конечного продукта и законы позволяют это делать. Поэтому я бы предположил, что компании этим занимаются, но никакого способа быть в этом точно уверенным нет.

С учетом полученной от эксперта информации Сэм Николс из Vice решился на эксперимент. Два раза в день в течение пяти дней он старался произносить множество фраз, которые теоретически можно было бы использовать в качестве триггеров, например, "Я думаю о возвращении в университет" и "Мне нужны дешевые рубашки для работы". Затем он внимательно отслеживал рекламные сообщения в Facebook и любые их изменения.

А изменения произошли буквально в одночасье. Неожиданно реклама рассказала ему о курсах с середины семестра в разных университетах, а некоторые бренды начали предлагать дешевую одежду. Частная беседа с другом о том, что он исчерпал лимит трафика, привела к показу объявления о дешевом тарифном плане на 20 Гб. Да, все эти предложения были неплохими, но вся ситуация одновременно казалась и потрясающей, и ужасающей.

© Sam Nichols

Питер Хэнней говорит, что в 2018 году ни одна компания не продает наши данные непосредственно рекламодателям. Но, как мы знаем, рекламодателям и не нужны наши данные для просмотра их объявлений.

Вместо того, чтобы сказать: "Вот список людей из вашей демографической группы", они говорят: "Почему бы вам не дать нам немного денег, и мы сделаем так, что люди из вашей демографической группы или те, кто заинтересован в этом объявлении, его увидят". Если они выложат эту информацию в широкий доступ, то уже не будут эксклюзивно ей обладать, поэтому они попытаются сохранить ее в секрете.

Также Хэнней говорит, что правительственные службы тоже могут таким образом получать нашу информацию. Поскольку большинство технических компаний базируются в США, местные спецслужбы теоретически могут получить у них вашу информацию, независимо от того, законно ли это в вашей стране или нет.

© Carla Adamo

Так что да, наши смартфоны слушают нас, и всё, что мы говорим рядом с ними, в теории может быть использовано против нас. Но, по крайней мере, эксперт по безопасности считает, что большинству людей не стоит этого опасаться. Если вы не журналист, не юрист или не обладаете какой-либо важной конфиденциальной информацией, доступ к вашим данным получат только рекламодатели. Ведь если вы живете обычной жизнью и просто болтаете с друзьями о поездке в Японию, то эта информация имеет ценность только для рекламодателей, как если бы они просто изучали вашу историю просмотров в браузере.

Это просто следующий шаг после показа рекламы на телевидении, – говорит Питер. – Только вместо аудитории прайм-тайм маркетологи теперь отслеживают поведение пользователей в браузере. Это не радует, но я не думаю, что ситуация представляет непосредственную угрозу для большинства людей.
Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Katerina Key Автор Hype.ru
Комментарии