Heavy Metal is the law that keeps us all united free

Чем отличается игровой монитор от обычного: разложим по пунктам

Чем отличается игровой монитор от обычного: разложим по пунктам
© ign.com

Главное в компьютере для геймера – это, конечно, мощное железо. Но и качественная периферия имеет большое значение, поэтому на рынке представлены игровые клавиатуры, мышки, гарнитуры и мониторы. Последние ориентированы на показ яркой, насыщенной цветами и динамичной картинки, а потому отличаются от офисных моделей в плане функциональности и возможностей. Чем же именно игровой монитор отличается от обычного дисплея – попробуем разложить по полочкам.

Дизайн и форма

Желая подчеркнуть игровую направленность, производители создают мониторы, облаченные в агрессивный корпус, зачастую черного цвета с красными вставками. Конечно, это не обязательный атрибут, а среди геймеров по поводу столь избитого шаблона уже ходят шутки, что агрессивная внешность добавляет 10 FPS во всех играх, но факт остается фактом. Смелый дизайн и красно-черные тона типичны для геймерских дисплеев, в особенности, серий Asus ROG, Acer Predator, AOC AGON и т. д.

Помимо цветового оформления, игровые экраны часто оснащаются крючками для крепления гарнитуры, регулируемыми ножками, а их матрицы имеют тонкие рамки. Последнее решение позволяет визуально расширить картинку, чтобы добиться более глубокого погружения в виртуальный мир. С той же целью применяется и изгиб дисплея.

Матрица: тип, частота обновления и время отклика

Так как до полной реалистичности картинки прогресс в 3D-графике никак не дойдет, то придираться к недостаточно точной передаче оттенков монитором пока нет. В играх на первый план выходят не цветовой охват и баланс изображения на экране, а его быстродействие. Типичная частота обновления картинки на офисном или мультимедийном дисплее составляет 60 Гц, но для геймерского решения этого бывает мало.

До недавних пор (года так 2013) действительно игровые мониторы делались только на базе матриц TN и VA. Они хоть и обладали не идеальным качеством передачи цвета, ограниченными углами обзора, но имели важное преимущество над IPS в виде скорости. Время отклика (полного, а не GtG) у IPS составляло около 15-20 мс, что ограничивало частоту обновления 50-65 Гц, которых мало для идеально плавной картинки. Поэтому прерогативой игровых мониторов были матрицы TN, лучшие из которых обеспечивали 144+ Гц.

Современные матрицы IPS уже могут обеспечить и больше 100 Гц, так как их полное время отклика сократилось менее, чем до 10 мс. Однако за это же время TN панели научили реагировать меньше, чем за 1 мс. Поэтому игровые экраны с частотой 144 Гц и выше до сих пор выполняются только на базе TN, который также стал лучше и в плане углов обзора, и передачи цвета, или VA. Также постепенно набирают вес игровые дисплеи на базе OLED (органических светодиодов). Однако они могут быть склонны к выгоранию, поэтому все еще редки.

Синхронизация картинки

Показатель FPS в играх меняется динамически, в зависимости от нагрузки на процессор и видеокарту, а частота обновления картинки у офисного дисплея фиксирована. По этой причине несовпадение FPS с частотой монитора вызывает рассинхронизацию, которая приводит к фризам, разрывам изображения и другим мелким его дефектам. Вертикальная синхронизация в настройках игры частично спасает, но при росте нагрузки видеокарта не может дотянуть показатель FPS до 60. При более высокой частоте кадров синхронизация урезает производительность игры, снижая частоту до 60 FPS, что тоже не очень хорошо сказывается на плавности изображения.

Игровые мониторы часто оснащаются поддержкой технологий Nvidia G-Sync и/или AMD FreeSync. С ней (при использовании видеокарты соответствующего производителя) графический процессор получает возможность двустороннего взаимодействия с монитором. В период просадок производительности (например, при взрыве гранаты в CS:GO) монитор снижает частоту обновления изображения до уровня частоты FPS, а при росте количества кадров за секунду – увеличивает. За счет этого события на экране воспроизводятся плавно, без разрывов и мелких артефактов.

Разъемы и интерфейсы

Игровые мониторы часто отличаются от дисплеев для офисной работы и мультимедиа расширенным набором портов. Так как для высокой частоты обновления картинки нужен широкий канал данных, такие дисплеи оснащаются портами HDMI версии не ниже 2.0 и/или DisplayPort 1.2 и новее. Они позволяют передавать картинку в разрешении FullHD (и выше) с частотой 60+ Гц.

Начиная с версии 1.4, HDMI может передавать звук в обратном направлении, поэтому игровой экран может иметь разъем не только для наушников/колонок, но и микрофона. Также его поддержка геймерским дисплеем может быть реализована и с помощью дополнительных гнезд 3,5 мм. Для быстрого подключения гарнитур с USB и других аксессуаров игровые мониторы оборудуют портами USB.

Заключение

Прогресс в технологиях не стоит на месте, а потому границы между игровыми и офисными или мультимедийными мониторами постепенно стираются. Качество дисплеев TN растет, а IPS становятся быстрее, потому оба типа матриц могут использоваться в геймерских устройствах. Развитие OLED экранов (которые в теории вообще лишены инерционности и обладают нулевой задержкой отклика) может вытеснить ЖК-панели в близкой перспективе. Высокая частота и скорость реакции все чаще встречаются в устройствах, не имеющих выраженной геймерской направленности.

Главными критериями, позволяющими безошибочно выделить игровой монитор, остаются только поддержка G-Sync или FreeSync, а также характерная внешность. Поэтому выбирая дисплей для игр, следует уделить внимание этим пунктам, ведь с видеокартой AMD Radeon бессмысленной окажется поддержка G-Sync, а технология FreeSync бесполезна для обладателей графических ускорений Nvidia. А какие из перечисленных критериев игрового монитора играют решающую роль для вас? Делитесь своими мыслями по этому поводу в комментариях.