Сергей Кузьмин

Википедия недовольна, что корпорации используют ресурс без согласования

Википедия недовольна, что корпорации используют ресурс без согласования
Фото: mtdata.ru

Крупные корпорации используют Википедию в качестве источника информации, но, как оказалось, их действия не всегда можно назвать корректными.


План YouTube по борьбе с дезинформацией, который подразумевает подсказки со ссылками на Википедию, не был поддержан некоторыми компаниями, и в их числе сам фонд «Викимедиа». Похоже, Google не поинтересовался планами фонда, прежде чем обнародовать свой проект на конференции SXSW в начале этого месяца. Исполнительный директор фонда «Викимедиа» Кэтрин Махер заявила, что, несмотря на то, что информация из Википедии бесплатна для использования, было бы неплохо, если бы корпорации, так активно использующие её, немного остудили свой пыл.

Содержание Википедии свободно для использования, – сказала Кэтрин Махер, – и это часть нашей миссии: каждый человек может делиться знаниями свободно. Мы хотим, чтобы люди по всему миру могли использовать, делиться, добавлять информацию в Википедию и редактировать её. В то же время мы поощряем компании, которые используют контент «Викимедиа» и согласовывают это с нами.
Фото: Wikimedia

Разумеется, Google уже не первый раз использует работу всей армии преданных авторов и редакторов Википедии, и компания вряд ли является единственной в своём роде. В последние годы сайт стал источником огромного количества зарекомендовавшей себя информации, и, хорошо это или плохо, но он смог стать и ресурсом, к которому обращаются огромное количество сервисов, в частности, умных помощников. Спросите помощников Alexa, Google Assistant или Siri, кто является королевой Англии, и все они обратятся за нужной информацией к одному источнику — к Википедии.

На этой неделе Лиза Груэлл из Главного Управления доходами фонда «Викимедиа» сообщила, что такое использование не является частью формальных взаимоотношений. Большинство компаний просто подключаются к API, чтобы использовать эти знания. Это очень удобно и, в общем-то, вытекает из правил использования контента, принадлежащего «Викимедиа». Однако Груэлл, как и Кэтрин Махер, выражает некоторую озабоченность по поводу взаимоотношений, которые кажутся односторонними.

Наш контент публикуется для того, чтобы его использовали, – пояснила Груэлл. – Он имеет свободную лицензию. В то же время, контент как окружающая среда — он может использоваться, но не эксплуатироваться. Нам нужны люди, которые аккуратно используют контент — мы это поощряем. Да, вся информация бесплатна, мы не взимаем за неё плату. Если вы можете позволить себе заплатить, мы просим вас это сделать, а если нет — вы всё равно сможете использовать информацию. Это своего рода социальный контракт с нашими пользователями.

«Эксплуатация», конечно, сложное слово, когда речь идет о Википедии. Подобно National Public Radio или Public Broadcasting Service, это сервис, предлагаемый всем без исключений, но он держится на плаву благодаря благотворительным взносам. Различные умные помощники, безусловно, работают по обозначенным правилам, когда речь идет об использовании информационной базы, но способ, которым они пользуются, в конечном итоге может оказать сильное влияние на Википедию.

Фото: mchildren.ru

Так, например, в случае с Alexa даже при прямом цитировании Википедии помощник не даёт прямых ссылок на исходный материал. Это означает, что пользователи не имеют чёткого представления о первоисточниках.

Если вы злоупотребляете чем-то и не компенсируете это, то такие действия могут нанести источнику вред, – говорит Груэлл. – В случае с Alexa и Siri они выступают посредниками между пользователями и нашим контентом. Википедия работает, потому что люди ей помогают и редактируют её. Кроме того, раз в год мы просим пользователей о пожертвованиях. Когда они получают свою информацию не от нас напрямую, но обращаются к контенту Википедии через что-то вроде Siri или Alexa, то у них нет возможности ни пожертвовать деньги, ни внести свой вклад в редактирование статьи.

Большая часть поддержки в фонд поступает от отдельных спонсоров из числа 6 млн пользователей, которые жертвуют в среднем по $10. По словам Лизы Груэлл, поддержка со стороны корпораций (за исключением фондов) составляет около 4% от всех взносов. Конечно, возможно, что некоторые крупные анонимные спонсоры напрямую связаны с этими компаниями, но список лучших корпоративных спонсоров, на самом деле, немного удивляет.

Вот данные за финансовый год 2017/2018:

  • Google — более $1 млн;
  • Humble Bundle — $456 000;
  • Фонд Craigslist — $250 000;
  • Cards Against Humanity — $35 000.
Несмотря на недавнюю ситуацию с YouTube, из отношений с пятью крупнейшими интернет-компаниями и крупными технологическими корпорациями, наши взаимоотношения с Google, безусловно, лучше всех — они вносят вклад в нашу организацию и обычно работают с нами, – говорит Лиза Груэлл. – Я добавлю, что во многих случаях они обращаются к нам напрямую и взаимодействуют с нами. У нас с ними партнерские отношения, и это хорошие отношения по сравнению с остальными.

Другие крупные игроки рынка также вносят свой вклад в пожертвования. Apple, Facebook и Microsoft в сумме внесли около $50 000 с учётом взносов от их сотрудников. А вот Amazon в этом списке нет.

В эпоху, когда со всех сторон сыпятся обвинения в поддельных новостях, ресурс для цитирования и проверки фактов становится всё более важным. Для обеих задач уже давно используется Википедия, поскольку сайт пытается сохранить нейтралитет даже в самых острых темах.

Как и другие интернет-платформы, мы иногда сталкиваемся с недобросовестными участниками, – говорит Груэлл. – Это реальная проблема. Мы многое сделали, в том числе используя такие инструменты, как средства машинного обучения, чтобы выявлять подобные страницы.

Тогда как умные помощники, YouTube и другие сервисы становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, тем важнее будет, чтобы фонд «Викимедиа» мог выполнять свою работу. А пожертвования, увы, не растут на деревьях.

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Комментарии