Анна Теплицкая

Иллюзия многозадачности повышает производительность

Иллюзия многозадачности повышает производительность
© Real Estate Magazine

Принято считать, что наша способность делать всё хорошо страдает, когда мы пытаемся выполнить сразу несколько задач. Но серия экспериментов говорит, что простое предположение о том, что мы выполняем несколько дел одновременно, может повысить нашу производительность, заставив более активно заниматься поставленными задачами.

Выводы своего исследования ученые опубликовали в Psychological Science.

Мультитаскинг часто является вопросом восприятия или даже может считаться иллюзией, – объясняет исследователь Шалена Срна из Школы бизнеса Стивена М. Росса в Мичиганском университете. — Независимо от того, действительно ли люди выполняют одну задачу или несколько, восприятие этой деятельности как многозадачной выгодно для их производительности.

Исследования показывают, что люди на самом деле неспособны одновременно уделять внимание нескольким задачам — мы можем думать, что мы многозадачны, но фактически человек переключается между задачами.

При этом, важно отметить, что наше восприятие многозадачности является гибким.

Мы можем воспринимать сидение на собрании как единственную задачу, — говорит Срна, — но мы можем фактически заниматься двумя задачами: слушать говорящего человека и делать заметки. Когда мы покупаем одежду, мы можем просматривать варианты в поиске лучших предложений или смотреть одежду, одновременно сравнивая цены с конкурентами.

Срна и её коллеги хотели узнать, может ли изменение восприятия многозадачности изменить то, как мы взаимодействуем с задачей (задачами).

162 участника лабораторного исследования смотрели и транскрибировали образовательное видео с Animal Planet. Половина участников полагала, что они будут выполнять две задачи — изучение и расшифровку; другая половина полагала, что они делают одну задачу, — транскрибацию.

Другими словами, обе группы выполнили одни и те же действия, единственное различие заключалось в их убеждении в том, сколько задач они выполняли за один раз.

Результаты показали: участники, которые считали, что они многозадачны, расшифровали больше слов в секунду, написали большее количество слов точно и набрали больше баллов на своеобразном экзамене-проверке.

Аналогичную картину показало и онлайн-исследование: участники, которые считали, что они многозадачны, сделали более качественные заметки с большим количеством слов по сравнению с теми, кто считал, что выполняет одну задачу.

© Alex Murrell
© Alex Murrell

В другом онлайн-исследовании ученые изучили, повлияет ли более тонкая манипуляция на восприятие многозадачности. Все участники одновременно разгадывали две словесные головоломки, представленные на экране. Некоторые видели головоломки, которые предположительно были частью одного и того же исследования и отображались на одном фоне. Другие же видели головоломки, которые предположительно были частью двух разных исследований и отображались на фоне разных цветов, разделенных вертикальной линией.

Как и ожидалось, участники, которые рассматривали головоломки как часть различных исследований, оценили свою деятельность как нечто большее (как многозадачность), чем те, кто считал, что они выполняют задания для одного исследования. Опять же, "многозадачники" выдавали больше слов и более правильные слова по сравнению с их однозадачными коллегами.

Эти результаты были воспроизведены в течение 30 экспериментов, в ходе которых участники получали денежные вознаграждения в зависимости от их эффективности. Так что, в правдивости результатов сомневаться не приходится.

Но почему восприятие деятельности, как многозадачной, повышает производительность? Срна и её коллеги предположили, что подобное восприятие приводит к вовлечению участников в задачи.

Чтобы проверить это, исследователи провели лабораторную версию изучения головоломки, используя технологию отслеживания глаз, чтобы измерить увеличение зрачков участников эксперимента по время их работы.

Мало того, что участники многозадачного состояния выдавали большее количество правильных слов, они также показали большее среднее расширение зрачка во время занятия. Это предполагает, что они проявляли больше умственных усилий для продолжения работы. Хотя многозадачники чаще переключались между головоломками, это, похоже, не мешало их производительности.

Для ясности, эти выводы не предполагают, что мы должны хвататься одновременно за кучу дел, чтобы улучшить нашу производительность. Скорее, исследование показывает, что наше понимание деятельности как многозадачной, влияет на то, как мы выполняем нашу работу.

В современном обществе мы постоянно чувствуем, что жонглируем различными видами деятельности, чтобы соответствовать требованиям нашего времени, как на работе, так и дома. Поэтому кажется, что многозадачность повсюду, — говорит Срна. — Мы (ученые) считаем, что мультитаскинг часто является вопросом восприятия, который помогает, а не вредит, взаимодействию и производительности. Таким образом, когда мы что-то делаем, толкуя это как многозадачность, это может помочь нам.

Источник: Association for Psychological Science