Анна Теплицкая

Исповедь автора фейковых новостей

В последнее годы тема поддельных новостей поднимается чуть ли не ежедневно. Крупные корпорации, поисковики и социальные сети изобретают механизмы и стратегии, чтобы побороть явление фейковых новостей. Эта проблема не нова, она существовала всю жизнь человечества, начиная с незапамятных времен. Ведь уже официально доказано, что даже некоторые отрывки летописи "Повесть временных лет" были заменены на поддельные.

Уинстон Вордсворт в своем блоге на Medium рассказал о том, как работает "кухня" фейковых новостей изнутри, и что он, как автор, чувствует, выпуская в общество заведомо ложные заявления.

Далее текст от лица автора.

Исповедь автора фейковых новостей
© Kaspersky Lab

Рождество. В то время как все остальные сидят дома, попивая эгг-ног* и смотря "Крепкого орешка", я нахожусь в инсценированном офисе популярной кликбейт**-фермы. Это переоборудованный склад, заваленный макбуками, халявными пригласительными от компаний, отчаянно нуждающихся в продвижении своего продукта, столами для пинг-понг и игровыми консолями. Также здесь есть бар, который вы найдете в каждом офисе, где хотят, чтобы вы находились в нем как можно дольше.

*Эгг-ног — популярный американский напиток из яиц и молока.

Сегодня на вечерней сцене четыре автора, и все мы хлещем "Jack Daniels" прямо из бутылки. Все немного взволнованы, потому что это Рождество, и недостаточное количество людей читает наши ужасные 300-словные сообщения в блогах с такими названиями, как "5 вещей про Канье Уэста, в которые вы не поверите, номер 4 реально шокирует вас". Потому что, в отличие от нас, они проводят праздники с любимыми людьми и не читают мусор из Интернета.

Работа в нашей контент-мельнице (по иронии судьбы, раньше здесь была мельница) не для слабонервных. Каждый автор должен "выдавать" восемь статей в день, пять дней в неделю. Если вы не принесете приличного трафика, вас вызовут в блестящий зал заседаний совета директоров и скажут: "Послушайте, этого недостаточно. Если вы не можете выполнить эту работу, мы возьмем людей, которые смогут".

Количество посетителей веб-сайта отображается в реальном времени на больших экранах. Наша производственная контент-машина работает непрерывно, она не останавливается несмотря ни на что и ни на кого. Новая наскоро слепленная статья публикуется каждые 10 минут, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Это вращающаяся дверь редакционного мусора.

Если вы когда-нибудь задумывались, почему так много компаний прибегают к ложным и вводящим в заблуждение заголовкам и спрашивали: "Почему бы им просто не написать об определенных реальных достоинствах?", то ответ прост. Если вы что-то пишете честно, то не получите драгоценные клики. И если кликов будет недостаточно, автор вроде меня потеряет работу.

Поскольку это Рождество, цифры на экране становятся угрожающе низкими.

Нашему рекламодателю это не понравится, – говорит босс.
Х*й с ним, давай придумаем историю на ходу! — шипит коллега.

Так материализуется непристойная небылица о личной жизни человека. Ее публикуют, а цифры выстреливают со скоростью электрического разряда. Публикация становится супервирусной, и на следующей день расходится в новостях по всему миру. Что на тот момент, если быть откровенным, я находил слегка забавным.


Я много лет работал внештатным автором. В течение этого времени за моей подписью появилось много достойных работ. Но несмотря на неисчислимое количество часов, потраченных на исследования и написания, проверку фактов и интервью, фриланс просто не приносит достаточно денег, чтобы выжить в большом городе.

Чтобы сделать мою работу финансово жизнеспособной, я трачу половину своего времени на что-то стоящее, а остальное время занимаюсь проституцией под названием "фейковые новости".

Я знаю, что это позорно. На каждую достойную статью, написанную мной, приходится пять таких, от которых мне хочется выколоть себе глаза чем-то большим и острым. Сейчас я не могу смотреть на них. Раньше я говорил себе, что мои поддельные новости — это капля в океане, и они не имеют никакого значения. Что я делал это только для того, чтобы выжить; и что это помогло мне финансово, поэтому я мог писать о проблемах, которые я считал важными.

Оглядываясь назад, я признаю, что это было напыщенное оправдание. Но, эй, оно позволяло мне смотреть на себя в зеркало по утрам.

Есть весьма очевидные причины, по которым сайты распространяют фальшивые новости, включая политическую выгоду. Но основным мотиватором является реклама — всеобъемлющая, могущественная и контролирующая значительное количество медиаконтента в наших новостных лентах.

© jornalggn.com.br
© jornalggn.com.br

Кликбейт-сайты хотят как можно большего количества просмотров, потому что им платят за каждое показанное объявление на странице рядом с материалом. Но коммерческие спонсоры и рекламодатели могут исказить редакционную статью гораздо более пагубными способами — и это будет продолжаться до тех пор, пока вообще существуют СМИ.

Крупный музыкальный журнал попросил меня взять интервью у популярного коммерческого диджея и написать рецензию на его рейв. Рекламные агенты неуклонно настаивали на том, чтобы описать его музыку как "андеграунд", несмотря на то, что он имел большого и жирного спонсора, производящего энергетические напитки. А это уже не совсем Spiral Tribe*, не так ли?

*Spiral Tribe — музыкальный и арт-коллектив в жанре Free tekno, Breakbeat hardcore.

Я пошел. Мероприятие походило на скотный рынок, там не было места для танцев, атмосфера была враждебной и 80% "гуляк" постоянно снимали сцену для соцсетей. Я связался с редактором и спросил его, спонсируемый ли это контент. Он ответил: "Нет, просто напиши честный отзыв".

Рекламные агенты неоднократно хотели увидеть статью до ее публикации. Это абсолютно неприемлемо для любого уважающего себя журналиста, потому что в основном они просят копии для утверждения. Мне неоднократно напоминали, что необходимо включить и как написать, и с готовностью предлагали посмотреть статью и "внести предложения". И снова: нет, от*ебитесь.

Личный рекламный агент диджея «предварительно подготавливал» меня в течение часа. Затем он заставил меня ждать восемь часов. И затем он отложил интервью. Четыре раза. В конце концов мне удалось взять интервью по телефону. Я подал материал. Я не написал хороших вещей об "андеграундном рейве". Я привык к надоедливым рекламным агентам и старался быть объективным, несмотря на все их дерьмо.

И вот, когда статья действительно вышла, она была совсем не похожа на мою работу. Ее сильно отредактировали. Были добавлены целые абзацы, мое мнение извратили, а окончательная версия даже заявила, что это было лучшее событие года.

Очевидно, что за этим стояли его представители. У этого богатого человека была армия PR-профессионалов, агрессивно охраняющих его интересы и его бренд. И позже я понял, что этот диджей покупает столько рекламного пространства, что способен редактировать весь журнал.


В совокупности мое портфолио фейковых новостей может показаться довольно забавным. В то время моя карьера начала жить своей собственной жизнью, я был очень обеспокоен тем, чтобы собрать достаточно денег и заплатить за аренду. Теперь я оглядываюсь назад и вижу ужасную галерею преступлений против журналистики. Я надеюсь, что моя исповедь вдохновит вас на критическое размышление о том, что вы читаете, и о том, как это может повлиять на вас. Так вот.

Я писал полностью выдуманную историю от лица медика в зоне боевых действий; писал о трудностях, с которыми "столкнулась" как домохозяйка среднего возраста и к тому же мусульманка. Медиа-агентства (странное название, потому что они в основном являются рекламными компаниями) вынуждены выпускать так много статей, что им нужны авторы, которые могут быть всеми и всегда. Работа представлена как журналистика, но на самом деле это сочинение.

Другая работа была для лидера религиозной общины, который любил похвастаться в Twitter своим творчеством и колонками, где он публиковал обширные материалы. Единственная проблема заключалась в том, что он не был великим писателем, поэтому он передал работу в медиа-агентство, которое писало для него. Я так и не смог понять, был ли он слишком занят или слишком ленив.

Писать от чужого лица, имея весьма приблизительное понятие о направлении, достаточно трудно. Не зная, с чего начать, я изрыгал клише, которое слышал в документальном фильме о рейв-вечеринке 1990-х годов.

Нам нужны мир, любовь, единство и уважение, — писал я.

Они, похоже, не заметили, что материал был вдохновлен рейв-культурой, и опубликовали его не меняя ни слова.

"Победил" © jrnlst.ru
"Победил" © jrnlst.ru

В то время я был так сломлен, что забрался на крышу ночного клуба, чтобы попасть внутрь бесплатно. Я начал писать и пропагандировать марихуану для компании, которая хотела легализации. Они создавали собственные интернет-журналы, надеясь распространить достаточно статей, чтобы завоевать поддержку общественности.

Мы писали о травке изо дня в день, превознося как настоящие, так и преувеличенные достоинства каннабиса. Заказчик сказал нам, чтобы мы описали марихуану как чудо-растение, с помощью которого можно излечить чуть ли не все болезни — избавиться от бессонницы, остановить мигрени и даже, хм, исцелить рак.

Другими словами, мы публиковали необоснованные медицинские заявления, которые, как мы знали, читали люди, включая уязвимые категории. И в тоже время мы знали о том, что вводили их в заблуждение. Спустя некоторое время наши научные утверждения становились все более приукрашенными.

Чувство вины омрачило мои рабочие будни, как пыльца жаркий летний день.

Это все было подделкой. Фейк. Фейк. Фейк.


Как неизбежное, мне трудно читать новости, потому что я вижу их только через призму своего опыта. Мне трудно доверять кому бы то ни было, и есть только несколько сайтов, на точные сообщения которых я могу ориентироваться.

Дезинформация и пропаганда — это не новое социальное явление, но с интернетом они стали проще, дешевле и потенциально более разрушительны, чем когда-либо прежде.

Я понимаю, что учитывая мою редакционную исповедь, я точно не имею морального превосходства над кем бы то ни было, но выслушайте меня: ничего не изменится, пока читатели не будут активно менять свое поведение онлайн-чтения — отказываясь читать или расшаривать новости с сомнительных ресурсов, или оплачивая редакционные статьи. Мы все должны критически обдумывать то, что мы читаем. Мы должны думать сами за себя.

Сегодня все мы знаем, что рост социальных сетей и мгновенный способ обмена информацией позволяют поддельным новостям наносить огромный ущерб нашему обществу.

Маркетинговые компании будут упорствовать в использовании ложных и вводящих в заблуждение медиа, чтобы все больше манипулировать людьми. Недобросовестные люди не прекратят создавать фермы фейковых новостей, чтобы исказить общественную дискуссию и склонить политические события в свою сторону, а ультраправые и исламисты будут продолжать использовать их для радикализации уязвимых людей и воспитания в них идеологии ненависти.

Когда я думаю о фейковых новостях, мой разум возвращается к тому убогому Рождеству на дряхлой фабрике контента, каблуки офис-менеджера цокают по деревянному полу пустого отдела новостей. Она думала, что мы будем в приподнятом настроении, когда увидим рейтинги, и потому, что сейчас Рождество, и потому, что все мы пьяны. Но мы выглядим мрачными и угрюмыми, потому что авторы фейковых новостей ненавидят их так же, как и читатели.

Автор Winston Wordsworth, перевод с Medium