Анна Теплицкая

Как геоданные влияют на цены авиабилетов и товаров из интернета

Как уже только не использовали наши многострадальные пользовательские данные. Но для маркетологов нет предела совершенству в деле вытягивания денег из потребителей.

© Fast Company
© Fast Company

Согласно новому исследованию TheBestVPN, мы можем заплатить почти вдвое больше (и более) фактической стоимости интересующего нас продукта или услуги в зависимости от того, откуда получаем доступ на веб-сайт, предлагающий продукт. Эта концепция известна как динамическое ценообразование — предприятия взимают большую или меньшую плату с потребителей в зависимости от их платежеспособности, определенной бездушным алгоритмом. Она также имеет название ценовой дискриминации, и может получить далеко идущие последствия.

Например, манипуляции с ценой могут быть основаны на расовых, религиозных и других факторах. В США это уже даже было предметом расследования Управления экономических консультантов, правда, при администрации Обамы.

Теперь же исследование TheBestVPN показало, что ритейлеры манипулируют данными о местоположении, чтобы взимать с людей разные тарифы за одну и ту же услугу на основе их местонахождения.

Например, в то время как в США за подписку на Apple Music взимают $9,99, эта же подписка поднимается в стоимости до $13,33 в месяц тем, кто находится в Великобритании, или опускается до незначительных $1,75 для тех, кто находится в Индии.

Если заказать рейс туда и обратно из международного аэропорта Куала-Лумпур (Малайзия) до международного аэропорта Лос-Анджелеса, он может стоить всего лишь $1 307,74 при бронировании из Польши и до $2 426 при бронировании из США. Разница в $1 118,26 при бронировании зависит только от места, откуда вы заказываете услугу.

Бизнес оправдывает динамическое ценообразование (или ценовую дискриминацию), используя множество причин, например, тот факт, что они могут предлагать автоматические скидки студентам, ветеранам или людям, находящимся в неблагоприятном положении. Однако остается фактом, что оно также может использоваться для дискриминации людей, которые, по их мнению, имеют возможность платить больше.

Вы можете убедиться, что ваши данные местоположения не используются для управления ценами на ваши покупки, следующим образом:

  • Отключить стороннее отслеживание файлов cookie.

Согласно исследованию, от 85 до 90 процентов людей допускают сторонние файлы cookie в своем браузере. Это позволяет рекламодателям и розничным торговцам ориентироваться на них, беря за основу вашу деятельность на других веб-сайтах.

Хотя это не приведет к прекращению всех форм дискриминации по цене, отключение сторонних файлов cookie будет иметь большое значение. Если вы еще не отключили файлы куки, перейдите к настройкам браузера и сделайте это.

  • Попробуйте разные браузеры и устройства.

Исследователи также обнаружили, что большинство крупных интернет-магазинов взимают разные цены за один и тот же продукт в зависимости от устройства, используемого для заказа продукта. В ходе исследования Home Depot обнаружил не только разные цены для настольных и мобильных пользователей, но и для мобильных пользователей в зависимости от ОС (с Android-пользователей взимается дополнительная сумма в размере $0,41 в среднем, по сравнению с пользователями других устройств).

Возможно, стоит попробовать просмотреть страницу интересующего вас продукта на другом устройстве или в другом браузере перед покупкой. Это может фактически сэкономить ваши расходы.

  • Очистите файлы cookie или войдите инкогнито.

Вы также можете обеспечить получение более нейтральных результатов, очистив файлы cookie перед совершением покупки. В этом случае у ритейлера не будет достаточно данных, с помощью которых можно отрегулировать цену интересующего вас продукта или услуги.

Если же каждый раз "тереть" данные неудобно, просто войдите в браузер инкогнито с помощью клавиш Ctr + Shift + N (на компьютерах с Windows, Linux и Chrome) или ⌘ + Shift + N на компьютерах Mac.

  • Отключите отслеживание местоположения.

Большинство устройств и приложений настаивают на доступе к местоположению, и эти данные, вероятно, могут использоваться для корректировки цен на продукты и услуги. Просто отключите отслеживание.

  • Использование VPN или другие технологии маскировки местоположения.

Вы также можете использовать для маскировки местоположения службу VPN. Фактически этот вариант самый предпочтительный, поскольку вы можете использовать VPN, чтобы притвориться, что находитесь в другом месте, и воспользоваться более дешевыми предложениями, доступными только людям в этом месте.

При бронировании рейса из Малайзии в Лос-Анджелес, например, вы можете установить свое местоположение в Польше, тем самым предоставив себе огромную скидку, первоначально предназначенную для поляков.


Мы не можем остановить маркетологов в их эволюции использования наших данных. Бездушные корпорации и интернет-гиганты поглощают наши данные и вместе с ними и деньги. Но мы можем, по крайней мере, понимать эти методы и иметь возможность защищать себя.

Источник: TNW