Анна Теплицкая
Какой смысл быть моряком, если не возить контрабанду? ;-)

«Момент»: интерактивный фильм, сюжет которого можно контролировать разумом

К этому фильму нельзя снять трейлер потому что даже сам создатель не знает, что вы в конечном итоге увидите на экране.

«Момент»: интерактивный фильм, сюжет которого можно контролировать разумом
Сцена из фильма «Момент», который зрители могут контролировать с помощью гарнитуры, записывающей электроэнцефалограмму

Фильм Ричарда Рамчурна «Момент» позволяет зрителю примерить роль режиссера, используя лишь собственные мозговые волны.

Обычно мы смотрим фильмы, сидя на диване или в кресле, глядя в экран, на котором разворачиваются определенные, снятые режиссером, события. И это очень отличается от последнего фильма Ричарда Рамчурна.

Рамчурн, аспирант из Университета Ноттингема в Англии, художник и режиссер, последние несколько лет занимается созданием фильмов, которые можно контролировать с помощью разума. Для этого он использует гарнитуру стоимостью $100, которая обнаруживает электрическую активность в головном мозге. С помощью этой гарнитуры сцены, музыка и анимация меняются в зависимости от вашего разума всякий раз, когда вы смотрите на них.

NeuroSky MindWave

Последняя работа Рамчурна, 27-минутная авангардная повесть под названием «Момент», исследует темное будущее, когда нейромозговые интерфейсы являются нормой. Фильм могут одновременно смотреть до восьми человек, при этом один из них является своеобразным оператором. Именно этот человек неосознанно контролирует развитие событий на экране с помощью гарнитуры NeuroSky MindWave. Фильм будет представлен на кинофестивале в Шеффилде в июне.

Гарнитура будет отслеживать уровень внимания, измеряя электрическую активность в частотном диапазоне, который, как считается, соответствует внимательности (хотя следует отметить, что есть сомнения в том, насколько хорошо такие устройства действительно могут выполнять подобное отслеживание). Постоянно вычислящиеся баллы отправляются на ноутбук по беспроводной связи, где Рамчурн использует специально построенное программное обеспечение для редактирования сцен, потока фоновой музыки и т. д.

Ричард Рамчурн © Horizon Digital Economy Research

Изначально, Рамчурна захватила идея о том, чтобы это сработало.

Но помимо этого, — говорит он, — возможность зрителя эффективно редактировать фильм, сознательно думая об этом или естественно реагируя на происходящее на экране, создает своего рода двухсторонний цикл обратной связи. Фильм меняется из-за того, что вы чувствуете, а ваши чувства меняются из-за фильма. Он почти становится частью системы вашего разума.

Нейрокомпьютерные интерфейсы: начало

39-летний Рамчурн провел годы, снимая короткометражки, документальные фильмы и музыкальные клипы, экспериментируя с путями включения технологий в свою работу. Он начал «играть» с идеей мозговых интерфейсов в 2013 году, когда впервые попробовал гарнитуру NeuroSky. В конечном итоге он использовал ее для создания своего первого контролируемого мозгом фильма «Недостатки путешествия во времени» (The Disadvantages of Time Travel) в 2014 и 2015 годах.

Вот так проходила демонстрация этого фильма:

Этот первый фильм более абстрактен, чем «Момент», порхающий между состоянием сна и реальностью главного героя. Гарнитура контролировала моргание зрителя, чтобы выяснить, когда нужно переходить от одного кадра к другому, а также внимание и созерцание (еще один диапазон частот мозга, который может записывать и оценивать гарнитура), чтобы определить, когда и как переключаться между фантазией и реальностью.

Оглядываясь назад, Рамчурн говорит:

«Недостатки путешествия во времени» были сильно навязчивыми. Моргающий контроль фактически удалил людей из интерактивного опыта.

Триллионы возможностей

В создании «Момента» Рамчурн сосредоточился на данных о внимании. Внимание имеет тенденцию повышаться и снижаться, как синусоидальная волна, примерно каждые шесть секунд. Таким образом, он использовал эти естественные провалы, чтобы сигнализировать о переходе к новому кадру.

Тем не менее, трейлер все таки нашелся на просторах Сети

Рамчурн говорит, что существует около 101 триллиона различных версий «Момента». В любой определенной точке фильм переключается назад и вперед между двумя из трех повествовательных нитей (нарративов), которые следуют за тремя взаимодействующими персонажами. Чтобы сделать это возможным, ему пришлось снять в три раза больше кадров и свести в 6 раз больше аудиофрагментов.

Старший редактор MIT Technology Review Рэйчел Метц (Rachel Metz) получила от Ричарда Рамчурна две записи «Момента», контролируемые двумя разными людьми.

Расхождения были в основном едва различимыми, такими, как вариации в музыке и анимации, перемежающейся между кадрами реальных актеров. Но были и некоторые явные различия: одна версия позволила заглянуть в ноутбук, в котором главный герой писал и рисовал, и включила в себя больше диалогов, которые помогли разгадать эту историю.
Рэйчел Метц © TechfestNW
Общий эффект от просмотра фильма, траектория которого несколько контролировалась предыдущими зрителями, был странным и убедительным. Я продолжала задаваться вопросом, что именно они сделали (или не сделали), и насколько они думали об этом, пока смотрели. И как они (или я) точно знали, что они вообще что-то контролируют? — говорит Метц.

Этот вопрос она задала Стиву Бенфорду, профессору компьютерных наук Университета Ноттингема и консультанту Рамчурна. Он согласился с тем, что, хотя зрители знали, что их моргания контролируют кадры в «Недостатках путешествия во времени», роль зрителя в управлении «Моментом» с помощью мозга более неопределенная. По словам Рамчурна, она зависит от алгоритма, но какого — автор умалчивает.

Участие аудитории

Рамчурн не первый человек, который пытается заставить зрителей взаимодействовать с фильмами. Джейкоб Габури, помощник профессора кино и СМИ в Калифорнийском университете в Беркли, вспоминает, что сидел в кинотеатре в 1990-х годах и использовал джойстик для выбора между двумя разными окончаниями фильма. Он говорит, что создание фильмов, реагирующих на мозговую деятельность, может побудить кинематографистов создавать абсолютно иной тип историй, изображений и звуков, чем обычно.

Рамчурн говорит, что он экспериментировал с тем, как эти фильмы могут работать перед более широкой аудиторией, например, позволяя трем людям конкурировать за главный контроль (моргая больше или зарабатывая более высокие баллы концентрации), или брал среднее количество реакций.

В итоге, по его словам, кооперативный режим, который заставлял каждого человека отвечать за отдельный элемент фильма — саундтрек или нарезку кадров, работали лучше всего.

Фильмы, которые они сделали, стали лучше, — говорит он.

«Момент» не станет коммерческим проектом, он интересует автора только с точки зрения науки. В дальнейших планах ученого — снять в скором времени фильм, которым можно будет управлять именно в таком многопользовательском режиме.

По материалам MIT Technology Review

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Анна Теплицкая Какой смысл быть моряком, если не возить контрабанду? ;-)
Комментарии