Юлия Блинова
Автор новостей

Как соцсети стали местом для розовых воротничков

Как соцсети стали местом для розовых воротничков
В цифровом мире существует работа, отдающая предпочтение женщинам: менеджер социальных сетей. Изображение: mediasat.info

Часто компании в описании вакансий для технических специалистов пишут, что ищут «ниндзя», которые справятся с конкурентами и способны доминировать. Подобные формулировки свидетельствуют о предвзятости, выливающейся в то, что среди кандидатов мужчин больше, чем женщин.

Однако в цифровой экономике есть и женская профессия. Это часто упускаемая из виду позиция, основанная на маркетинговых и редакционных навыках, которая становится все более важной как для успеха в бизнесе, так и для онлайн-дискурса. Зарплата невысокая и статус занижен. Взгляните на любую вакансию менеджера социальных сетей, и вы увидите обратную предвзятость к поиску кандидатов-женщин.

Брук Эрин Даффи, работающая доцентом по коммуникациям в Корнелльском университете, утверждает, что менеджеры социальных сетей – это закулисные работники, которые используют средства массовой информации и технологии, что занимает центральное место в продвижении нашей цифровой экономики. На американском сайте Payscale, который предоставляет информацию о зарплатах, пособиях и компенсациях, от 70 до 80% работников социальных сетей – женщины. Карьеру назвали розовым гетто (то есть исключительно для женщин).

Согласно исследованию Даффи и Бекки Шварц из Оксфордского университета, опубликованном в New Media & Society, компании рекламируют социальные сети как «женскую работу», одновременно с этим недооценивая ее. Чтобы определить, как привлекают специалистов в области социальных сетей, Даффи и Шварц изучили 150 вакансий. Компании, в том числе BuzzFeed, Equinox и Thrillist, в объявлениях о рабочих местах искали общительных кандидатов, способных к ловкому эмоциональному управлению и гибкости – эти черты, по словам Даффи, обычно ассоциируются с женщинами.

Даффи и Шварц полагают, что феминизированный характер занятости в социальных сетях связан с его «характерной невидимостью, низкой зарплатой и маргинальным статусом» в технологической отрасли. Девушки приводят статистику Payscale, в которой средняя заработная плата специалиста по социальным сетям составляет 41 000 долларов (что довольно мало по американским меркам). И это касается штатных сотрудников.

Даффи, которая в прошлом году опубликовала книгу «(Not) Getting Paid to Do What You Love: Gender, Social Media, and Aspirational Work» ((Не) Получать деньги за то, что вам нравится: пол, социальные сети и желанная работа), некоторое время изучала эту сферу. Весной этого года для лучшего ознакомления с динамикой развития профессии она провела 25 интервью с менеджерами социальных сетей. По ее словам, большинство рабочих мест в социальных сетях – это контрактные позиции, и «призраки» в Twitter могут поддерживать социальное лицо сразу нескольких брендов.

© Brooke Erin Duffy

В описаниях вакансий, которые изучали Даффи и Шварц, компании часто делали работу похожей на веселое хобби, за которое люди будут только рады, если им заплатят (большинство стажировок неоплачиваемые). Работа описывалась как социальная, при этом размывались границы между работой и игрой. Среди дополнительных бонусов были скидки на занятия в Equinox и бесплатные массажи.

Предполагалось, что эти рабочие места – продолжение того, что люди в любом случае делают ради забавы, – говорит Даффи.

Даффи отмечает, что специалисты в сфере социальных сетей не просто управляют присутствием бренда в социальных сетях, а выступают в качестве личного круглосуточного представителя бренда. Компании искали работников, которые уже имели активных социальных подписчиков и могли доказать, что регулярно пользуются множеством различных сервисов от Twitter до Instagram и Pinterest. Кандидатам предлагалось всегда быть в сети и лично фанатеть от брендов, на которые они работали. Например, если деятельность компании связана с путешествиями, то кандидату необходимо показать страсть к путешествиям.

В то же время человек остается непризнанным. В отличие от журналистов, менеджеры социальных сетей не оставляют своей подписи. Когда они размещают очередной твит или пост в Instagram, они не показывают, кем являются на самом деле. Таким образом, сотрудник, отвечающий за социальные сети, представляет собой цифровой вариант специалиста по связям с общественностью, которым часто является женщина с низким статусом в корпоративной Америке.

Статус менеджеров социальных сетей обычно ниже, чем у менеджеров по связям с общественностью, хотя при этом они берут на себя ответственность за все более важный канал дистрибуции. Стратегическое использование социальных сетей приписывают влиянию на выборы, превращению неоперившихся стартапов в миллиардные компании и одной из форм ведения войны. Но это влияние не приводит к более высокой зарплате или большей внутренней власти.

Исследование также предполагает, что компании ищут кандидатов, способных к «эмоциональному труду». Они ищут оптимистичных и доброжелательных кандидатов, способных в 140-значных твитах отстаивать лицо бренда, а также управлять своими сотрудниками, чтобы те участвовали и взаимодействовали с более широкой аудиторией приверженцев бренда. Менеджеры соцсетей вынуждены противостоять троллям с вагоном негативных сообщений.

Вы с другой стороны публичного лица, – говорит Даффи. – Вы сами имеете дело с троллями.

Даффи и Шварц считают, что наплыв женщин на эти должности является причиной того, что зарплаты и статус остаются низкими. Исторически сложилось так, что, когда в конце 19 века женщины начали участвовать в журналистике и общественных отношениях, общество стало меньше ценить эти виды деятельности. Предполагается, что аналогичным образом, использование компаниями женского языка для рекламы девальвирует стоимость работы.

Но в сфере социальных сетей есть и другие работы, которые высоко ценятся компаниями, например, кодирование и создание сетей. Аналогичным образом, их работа остается скрытой от широких глаз и основана на серии специальных навыков. Эти профессионалы, в подавляющем большинстве белые и мужчины, на вес золота для работодателей, им предоставляется огромная ставка, высокие пособия и изобилие льгот. Они высоко ценятся обществом.

Женщины же вынуждены брать на себя бремя труда в области коммуникации и брендинга – необходимые роли, которые не обладают подобным престижем. Это цифровая версия женской профессии, и, пока компании не изменят процесс найма, это разделение труда будет только укрепляться.

По материалам Wired.com

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Юлия Блинова Автор новостей
Комментарии