Юлия Блинова
Автор новостей

Как соцсети стали местом для розовых воротничков

В цифровом мире существует работа, отдающая предпочтение женщинам: менеджер социальных сетей. Изображение: mediasat.info
В цифровом мире существует работа, отдающая предпочтение женщинам: менеджер социальных сетей. Изображение: mediasat.info

Часто компании в описании вакансий для технических специалистов пишут, что ищут «ниндзя», которые справятся с конкурентами и способны доминировать. Подобные формулировки свидетельствуют о предвзятости, выливающейся в то, что среди кандидатов мужчин больше, чем женщин.

Однако в цифровой экономике есть и женская профессия. Это часто упускаемая из виду позиция, основанная на маркетинговых и редакционных навыках, которая становится все более важной как для успеха в бизнесе, так и для онлайн-дискурса. Зарплата невысокая и статус занижен. Взгляните на любую вакансию менеджера социальных сетей, и вы увидите обратную предвзятость к поиску кандидатов-женщин.

Брук Эрин Даффи, работающая доцентом по коммуникациям в Корнелльском университете, утверждает, что менеджеры социальных сетей – это закулисные работники, которые используют средства массовой информации и технологии, что занимает центральное место в продвижении нашей цифровой экономики. На американском сайте Payscale, который предоставляет информацию о зарплатах, пособиях и компенсациях, от 70 до 80% работников социальных сетей – женщины. Карьеру назвали розовым гетто (то есть исключительно для женщин).

Согласно исследованию Даффи и Бекки Шварц из Оксфордского университета, опубликованном в New Media & Society, компании рекламируют социальные сети как «женскую работу», одновременно с этим недооценивая ее. Чтобы определить, как привлекают специалистов в области социальных сетей, Даффи и Шварц изучили 150 вакансий. Компании, в том числе BuzzFeed, Equinox и Thrillist, в объявлениях о рабочих местах искали общительных кандидатов, способных к ловкому эмоциональному управлению и гибкости – эти черты, по словам Даффи, обычно ассоциируются с женщинами.

Даффи и Шварц полагают, что феминизированный характер занятости в социальных сетях связан с его «характерной невидимостью, низкой зарплатой и маргинальным статусом» в технологической отрасли. Девушки приводят статистику Payscale, в которой средняя заработная плата специалиста по социальным сетям составляет 41 000 долларов (что довольно мало по американским меркам). И это касается штатных сотрудников.

Даффи, которая в прошлом году опубликовала книгу «(Not) Getting Paid to Do What You Love: Gender, Social Media, and Aspirational Work» ((Не) Получать деньги за то, что вам нравится: пол, социальные сети и желанная работа), некоторое время изучала эту сферу. Весной этого года для лучшего ознакомления с динамикой развития профессии она провела 25 интервью с менеджерами социальных сетей. По ее словам, большинство рабочих мест в социальных сетях – это контрактные позиции, и «призраки» в Twitter могут поддерживать социальное лицо сразу нескольких брендов.

© Brooke Erin Duffy
© Brooke Erin Duffy

В описаниях вакансий, которые изучали Даффи и Шварц, компании часто делали работу похожей на веселое хобби, за которое люди будут только рады, если им заплатят (большинство стажировок неоплачиваемые). Работа описывалась как социальная, при этом размывались границы между работой и игрой. Среди дополнительных бонусов были скидки на занятия в Equinox и бесплатные массажи.

Предполагалось, что эти рабочие места – продолжение того, что люди в любом случае делают ради забавы, – говорит Даффи.

Даффи отмечает, что специалисты в сфере социальных сетей не просто управляют присутствием бренда в социальных сетях, а выступают в качестве личного круглосуточного представителя бренда. Компании искали работников, которые уже имели активных социальных подписчиков и могли доказать, что регулярно пользуются множеством различных сервисов от Twitter до Instagram и Pinterest. Кандидатам предлагалось всегда быть в сети и лично фанатеть от брендов, на которые они работали. Например, если деятельность компании связана с путешествиями, то кандидату необходимо показать страсть к путешествиям.

В то же время человек остается непризнанным. В отличие от журналистов, менеджеры социальных сетей не оставляют своей подписи. Когда они размещают очередной твит или пост в Instagram, они не показывают, кем являются на самом деле. Таким образом, сотрудник, отвечающий за социальные сети, представляет собой цифровой вариант специалиста по связям с общественностью, которым часто является женщина с низким статусом в корпоративной Америке.

Статус менеджеров социальных сетей обычно ниже, чем у менеджеров по связям с общественностью, хотя при этом они берут на себя ответственность за все более важный канал дистрибуции. Стратегическое использование социальных сетей приписывают влиянию на выборы, превращению неоперившихся стартапов в миллиардные компании и одной из форм ведения войны. Но это влияние не приводит к более высокой зарплате или большей внутренней власти.

Исследование также предполагает, что компании ищут кандидатов, способных к «эмоциональному труду». Они ищут оптимистичных и доброжелательных кандидатов, способных в 140-значных твитах отстаивать лицо бренда, а также управлять своими сотрудниками, чтобы те участвовали и взаимодействовали с более широкой аудиторией приверженцев бренда. Менеджеры соцсетей вынуждены противостоять троллям с вагоном негативных сообщений.

Вы с другой стороны публичного лица, – говорит Даффи. – Вы сами имеете дело с троллями.

Даффи и Шварц считают, что наплыв женщин на эти должности является причиной того, что зарплаты и статус остаются низкими. Исторически сложилось так, что, когда в конце 19 века женщины начали участвовать в журналистике и общественных отношениях, общество стало меньше ценить эти виды деятельности. Предполагается, что аналогичным образом, использование компаниями женского языка для рекламы девальвирует стоимость работы.

Но в сфере социальных сетей есть и другие работы, которые высоко ценятся компаниями, например, кодирование и создание сетей. Аналогичным образом, их работа остается скрытой от широких глаз и основана на серии специальных навыков. Эти профессионалы, в подавляющем большинстве белые и мужчины, на вес золота для работодателей, им предоставляется огромная ставка, высокие пособия и изобилие льгот. Они высоко ценятся обществом.

Женщины же вынуждены брать на себя бремя труда в области коммуникации и брендинга – необходимые роли, которые не обладают подобным престижем. Это цифровая версия женской профессии, и, пока компании не изменят процесс найма, это разделение труда будет только укрепляться.

По материалам Wired.com