Энн Бригман – фотограф и пионер обнаженных автопортретов

На фотографии, сделанной в начале XX века, изображена Энн Бригман. Она стоит обнаженной у скалы, ее лицо закрыто тканевой накидкой и широкоформатной камерой, которую Энн использовала для съемки сцены.

Энн Бригман – фотограф и пионер обнаженных автопортретов
Anne Brigman, Автопортрет без названия © Предоставлено George Eastman Museum

Изображение приковывает взгляд не из-за обнаженной натуры – привычного приема в западном искусстве, – но тем, что оно показывает женщину как автора сцены. Она не пассивный объект, похожий на разбросанные яблоки в студийном натюрморте, а исследователь дикой природы.


Некоторые искусствоведы считают, что Бригман был первой женщиной в Америке, которая сфотографировала себя обнаженной в таком ключе. Ее новаторская, но давно забытая работа стала предметом обширной ретроспективы в Музее искусств Невады.

Использование собственного обнаженного тела как предмета фотографии в начале 1990-х годов было радикальным методом, –пишет куратор Энн М. Вулф. – Делать это на открытом воздухе, в почти необитаемой и безлюдной местности, было революционно.

Сопоставляя ретроспективу с выставкой "Обнаженная в ландшафте", музей обеспечивает жизненно важную связь между Бригман и феминистским искусством 1970-х годов и после – произведениями таких художников, как Ана Мендиета, Синди Шерман, Мэри Бет Эдельсон, Джуди Чикаго, Барбара Крюгер и Ханна Уилк, которые вернули образ женского тела из патриархальной истории искусства.

Работа американского фотографа и феминистки Джуди Датер изображает Имоджен Каннингем и Твинку Тибод в Национальном парке Йосемите, 1974 © Judy Dater and Modernism, San Francisco
Работа американского фотографа и феминистки Джуди Датер изображает Имоджен Каннингем и Твинку Тибод в Национальном парке Йосемите, 1974 © Judy Dater and Modernism, San Francisco

Цель этих работ состояла в изменении взглядов: история искусства традиционно была сосредоточена на женщине как на модели-объекте потребления мужчинами, женщины-художницы бросили вызов этой условности в фотографиях своих обнаженных форм. Снимая свои фотографии на фоне драматических пейзажей, Бригман, по словам Вулф, практиковала раннюю форму перформанса.

На "невесомых" фотографиях Бригман, женщины изображены не дома или в студии, а в неограниченных пространствах американского Запада – скалистых утесах и прекрасных мысах Сьерра-Невады, среди можжевельников и сосен. В визуальном переплетении тела и пейзажа, женская обнаженная фигура часто расположена между замысловатыми переплетениями деревьев и ветвей так, что они сначала кажутся единым целым. Фотографии для Бригман были возвышенным выражением единства с землей, признанием священного в мире природы, и они стали важным символом модернизма Западного побережья.

Anne Brigman, The Bubble (Пузырь), 1906 © Предоставлено Wilson Centre for Photography
Anne Brigman, The Bubble (Пузырь), 1906 © Предоставлено Wilson Centre for Photography

Любовь Бригман к природе идет своими корнями из детства, проведенного на Гавайях. Энн родилась в состоятельной миссионерской семье, сама себя она называла "ребенком тропиков". Когда девушке было 16 лет, ее семья переехала в Лос-Гатос в Северной Калифорнии. Девять лет спустя, в 1894 году она вышла замуж за капитана дальнего плавания Мартина Бригмана.

Они вместе ходили по Тихому океану, прежде чем обосновались в заливе Сан-Франциско, где она начала фотографировать своих сестер и подруг на высотах близлежащих гор, в основном покоряемых мужчинами.

Они были настоящими, современными женщинами, такими как она, действующими по собственной воле, а не профессиональными студийными моделями, которые представляли собой обычные тела, – пишет профессор Кэтлин Пайн в своей работе "A Tale of Two Coasts: Anne Brigman’s ‘Wonderful Terrible’".

Бригман отправила свои работы нью-йоркскому импресарио Алфреду Стиглицу. Они произвели на него такое сильное впечатление, что он пригласил ее присоединиться к известным фото-сецессионистам* рубежа 20-го века.

*Сецессион – в искусстве название нескольких групп прогрессивных художников, отклонившихся от признанных и консервативных художественных организаций.

Энн Бригман была одной из немногих женщин и одним из двух художников Западного побережья, присоединившихся к группе, которая переосмысливала значение фотографии 20-го века.

Для Стиглица мечтательные фотографии Бригман отбрасывали все пережитки викторианской сентиментальности, чтобы предложить оживленное изображение новой "современной женщины".

Я считаю вас одним из немногих фотографов, которые сделали какую-то индивидуальную работу, – написал Стиглиц в своем письме к Энн.

В образах Бригман он также увидел эротизм, который ему понравился. Увлеченный новыми исследованиями сексуальности Хэвлока Эллиса и Зигмунда Фрейда, Стиглиц полагал, что плотское влечение является источником творчества. Но Бригман не рассматривала свои обнаженные воплощения как скрытые сексуальные желания, она видела их как проявления духовного.

В "Душе взорванной сосны", снятой в 1906 году, Бригман изображает обнаженную женщину, поднимающуюся из пня в той же эпической позе, что и героиня романтического шедевра Эжена Делакруа "Свобода, ведущая народ" (1830).

Anne Brigman, Soul of the Blasted Pine (Душа разрушенной сосны), 1906. © Предоставлено Wilson Centre for Photography.
Anne Brigman, Soul of the Blasted Pine (Душа разрушенной сосны), 1906. © Предоставлено Wilson Centre for Photography.
Эжен Делакруа "Свобода, ведущая народ" (1830)
Эжен Делакруа "Свобода, ведущая народ" (1830)

Движение за избирательное право женщин набирало силу (калифорнийские женщины получили право голоса в 1911 году). А в 1910 году Бригман рассталась со своим мужем.

Три года назад мы расстались. У него был свой образ мышления, а у меня – свой, и мы развивались по-разному. Так что теперь я здесь, работаю над своим предназначением, – сказала позднее Бригман газете в Сан-Франциско. – Мои картины рассказывают о моей свободе души, о моем освобождении от страха.

Отказавшись от предписанной ей роли жены и матери, Бригман назвала "детьми" свои фотографии. Камера была инструментом ее личного освобождения.

Anne Brigman, The Spider’s Web (Паутина), 1908 © The Metropolitan. Courtesy of Art Resource, NY
Anne Brigman, The Spider’s Web (Паутина), 1908 © The Metropolitan. Courtesy of Art Resource, NY
Anne Brigman, The Source (Источник), 1905 (1907) © Wilson Centre for Photography.
Anne Brigman, The Source (Источник), 1905 (1907) © Wilson Centre for Photography.

Фотографии Бригман предвосхитили большую часть феминистского искусства, которое появилось десятилетия спустя – в бесстрашных изображениях тела, выражении мятежной свободы, а не подчинения, – даже если эти художники не знали о ее работах.

Хотя Стиглиц объявил ее выдающимся модернистским фотографом, живописные снимки Бригман вскоре потеряли популярность. В течение десятилетий после ее смерти в 1950 году мир искусства пренебрегал Бригман, и все же ее работы наконец-то получили признание, которого заслуживают. Красота и откровенная романтика образов скрывали их истинный взрывной дух.

Я хотела уйти и быть свободной, – писала Бригман о горах Сьерры. – Я желала эти грубые гранитные склоны гор и сладкую землю… Я хотела забыть все, кроме того, что я возвращаюсь на небеса в моих высоких сапогах, брюках и макинтоше. Это было все, чего я хотела.

Источник: Artsy.net