Екатерина Авдеева

Instagram может передавать или продавать контент без ведома владельца

Вы пользуетесь Instagram? Вероятно, да.

Вы читали Условия использования? Скорее всего, нет.

И вы не одиноки. Большинство людей не читают их. Однако, некоторые ключевые вещи знать стоит.

© smm-lab.kiev
© smm-lab.kiev

Условия создают путаницу

Пользователи должны согласиться с условиями использования, прежде чем получат возможность иметь учетную запись в Instagram. Минимальный возраст для регистрации — 13 лет. Но в таком возрасте сложно понять, о чем говорится в Условиях. Они написаны сложным запутанным языком.

Например, предоставленная соцсети лицензия на ваш контент описывается как «неисключительная, не требующая уплаты роялти, действующая по всему миру, с правом передачи, использования, распространения, изменения, копирования и создания производных работ».

Согласитесь, в 13 лет мало кто задумывается о смысле всех этих слов, если вообще открывает Условия использования соцсети.

Вы владелец собственных фото, верно?

Instagram утверждает, что не получает права собственности на контент своих пользователей. Но в Условиях указано, что пользователь предоставляет Instagram «неисключительную, полностью оплаченную и не требующую роялти, передаваемую, сублицензируемую, всемирную лицензию на использование своего контента».

Это означает, что Instagram имеет все права оригинального владельца контента — кроме того, что это не эксклюзивная лицензия. Важно, чтобы фотографы знали об этом, потому что, если они продают изображение под исключительной лицензией, публикация изображения на Instagram нарушит её.

Многие люди загружают изображения на свои учетные записи Instagram без понимания условий использования © Disobeyart/Shutterstock
Многие люди загружают изображения на свои учетные записи Instagram без понимания условий использования © Disobeyart/Shutterstock

Instagram может передавать или продавать ваш контент

Instagram может сублицензировать ваш контент. Это означает, что он может бесплатно передать фотографию или видео пользователя любому третьему лицу без права на получение разрешения от пользователя, предоставления какого-либо уведомления или каких-либо платежей пользователю. Он также может позволять другой компании использовать эту фотографию в обмен за плату, — которая останется в Instagram.

Соцсеть может использовать ваш контент в своих целях

Аналогично, Instagram может использовать любой материал для своих целей или рекламных акций, не запрашивая разрешения, не уведомляя пользователя и не отчисляя ему платежи за это. Этот пункт также включает в себя возможность редактирования, изменения, совместного использования, копирования и передачи контента.

Instagram также может передать эти права

Мало того, что сублицензия позволяет Instagram использовать, распространять, изменять, копировать, публично представлять, отображать, транслировать и создавать производные пользовательского контента, соцсеть также может передавать права на эти действия сторонним пользователям — без вашего разрешения.

Это возможно, поскольку в Условиях указано, что лицензия может быть передана. А значит Instagram может свободно лицензировать права на использование контента пользователя другой компании или отдельному лицу.

Эти правила действуют по всему миру

Поскольку географического ограничения соглашения не существует, Instagram вольна сделать любое из вышеуказанных действий в любой точке мира.

Это «игра в одни ворота»

Условия утверждают, что эти же правила не могут быть применены к контенту Instagram, который они определяют как интеллектуальную собственность. Его нельзя копировать, изменять, редактировать, публиковать, использовать или лицензировать.

Этот ограничительный подход создает большие препятствия для разработчиков других приложений, таких как анализ фоловеров, отказа от подписки и прочих.

Вам могут предъявить иск за нарушение авторских прав

Несмотря на то, что культура социальных сетей связана с совместным использованием, техническая публикация фотографии или видео, которые не являются вашей собственностью, противоречит условиям Instagram и может быть квалифицировано как нарушение авторских прав.

В Условиях пользователи соглашаются, что они либо владеют тем контентом, который они публикуют, либо получили разрешение на его использование.

В противном случае это может быть истолковано как нарушение авторских прав. Например, Хлои Кардашьян столкнулась с судебными исками после того, как она опубликовала фотографию в Instagram, которая принадлежала фотоагентству.

Правильно ли это?

Instagram, которая была запущена в 2010 году и куплена Facebook в 2012 году, имеет более 500 миллионов активных пользователей, которые выкладывают примерно 80 миллионов фотографий в день.

Это прибыльный бизнес, и ожидается, что он достигнет $10,87 млрд в 2019 году. Основной поток доходов компании — это реклама. По сути, чем больше людей используют Instagram и делятся фото, тем больше денег зарабатывает соцсеть.

Пользовательское соглашение Instagram дает соцсети излишне широкие права на контент своих пользователей. Она поощряет совместное использование — в интересах доходов от рекламы, — но оставляет пользователей уязвимыми в нарушении их авторских прав.

Что необходимо изменить?

Instagram должна ввести улучшенную политику в отношении авторских прав, которая включает:

  • изменение Условий использования, чтобы они стали более понятными для пользователей и не оставляли их уязвимыми при нарушениях авторских прав или лицензирования;
  • принятие «процедуры уведомления и удаления», чтобы пользователи могли запросить удаление нарушающих их авторские права копии с Instagram - подобно тому, как контент блокируют по причинам авторского права на YouTube;
  • компания должна внедрить инструмент в области авторского права для предоставления информации и уведомления, когда кто-либо использует ваш контент (с аналогичным уведомлением о том, что контент защищен авторским правом другому лицу);

Если Instagram не предпримет эти шаги, компания может оказаться в затруднительном положении. В этом месяце Парижский суд обнаружил, что Условия использования Twitter (не отличающиеся от Instagram) были недействительными и не имеющими законной силы, поскольку они «оскорбительны» по отношению к пользователям. Twitter, которой грозит штраф до 30 000 евро, должна будет удалить эти Условия и заменить их теми, что будут соответствуют требованиям.

По материалам TheConversation