Алина Олешко
Интересуюсь всем, что связано с миром высоких технологий.

О межкультурной коммуникации

О межкультурной коммуникации
© Squawk Chic

Когда мы смотрим на мир, мы делаем это через «культурную призму». Эта призма «выкована» из культурных влияний, многие из которых довольно мощные, хоть и невидимы. Она заставляет нас иногда рисовать себе негативные, а потому угрожающие отличия. Так считает Крис Ленц (Chris Lentz), автор блога на Medium.

Недоразумение приводит к конфликту, когда люди не могут или не желают отказаться от призмы, через которую они смотрят на мир. Рассмотрение различий в негативном свете – это естественно. А сделать шаг, чтобы смотреть на различия просто как на различия, без осуждения, требует усилий. Но это даёт нам возможность более эффективно общаться с представителями других культур, позволяя развивать более тесное сотрудничество и, в конечном итоге, менять мир.

Сейчас экономики разных стран переплетаются. Технологии и общение объединили нас, и наши культуры должны взаимодействовать.

За семь лет география работы Netflix расширилась на 190 стран, причём, более половины ее пользователей проживают за пределами США.

Двадцать пять лет назад столь быстрая международная экспансия не могла бы произойти. Тогда темп был медленным и более стратегическим. Было время проанализировать все особенности и нюансы конкретной культуры. Но даже тогда допускались ошибки. В 1971 году Ford Motor Company попыталась вывести свой автомобиль Pinto на рынок Бразилии, где слово «pinto» на местном сленге использовалось для обозначения мужских гениталий маленького размера. В итоге продажи автомобилей резко упали.

Сегодня ошибки допускаются чаще. Так, немецкая пивоваренная компания Eichbaum вызвала возмущение в Саудовской Аравии, стране, где запрещено употребление алкоголя, тем, что напечатала её флаг с исламским заявлением о вере на пивных бутылках в честь Чемпионата мира по футболу. В Израиле шеф-повар оскорбил премьер-министра Японии, подав ему десерт в ботинке. В Японии обувь считается грязной и хранится вне дома и уж точно не на столе.

Это мир сверхбыстрого столкновения культур и обмена информацией. Для этого требуется критически проанализировать наши собственные коммуникационные предпочтения и изучить различия в нормах коммуникации других культур. Проще говоря, речь идёт о любопытстве, любознательности и чуткости к другим культурам и их стилю общения. Это особенно важно для бизнес-лидеров. Мировой экономический порядок меняется. Согласно отчёту PWC за 2017 год, в 2050 году в мире будут доминировать рынки, которые сейчас называют развивающимися, а такие страны, как Вьетнам, Филиппины и Нигерия будут оказывать значительное влияние на экономику. Между тем навыки общения исчезают. Согласно опросу Bloomberg, в котором приняли участие 1251 рекрутеров из 547 компаний, коммуникативные навыки относятся к менее распространённым навыкам, которые желают видеть в соискателях при приёме на работу. Те, кто станет культурно гибкими, получат преимущество.


Понимание других культур начинается с понимания самих себя и того, как мы видим мир. В целом, мы создаём объектив, через который смотрим на мир, на основе трёх факторов: человеческом характере (универсальном), унаследованном поведении и идеалах (коллективном) и узнаваемой информации (индивидуальной). Культура – это то, что мы наследуем, и её влияние мощное, прочное и почти неизменное.

Давайте подумаем об этом так. Семья с двумя родителями и тремя детьми будет испытывать основные человеческие потребности. Им нужно будет есть, спать и, в конечном итоге, супруги будут испытывать желание близости. Это универсальные черты, которые не отличают эту семью от других. Тем не менее, эта семья может выделяться иной этикой поведения, традициями, прозвищами членов семьи, а также тем, что, например, предпочитает острую пищу. Именно эти вещи делают их семью семьей. Но если вы спросите родителей, все ли их трое детей одинаковы, в ответ вы услышите громкое «нет!».

© 3kids2dogsand1oldhouse.co.za
© 3kids2dogsand1oldhouse.co.za

Культура – это то, что формирует их семью. Личность – это то, что делает их людьми. Культура наследуется. Личность — гибкая.

Культура формирует то, как мы видим мир. В результате возникло несколько теорий, которые позволяют объяснить влияние культуры на личность. В 60-х и 70-х годах прошлого века социолог Герт Хофстеде (Geert Hofstede) представил структуру, которая объясняет культурные различия в шести измерениях. Рамки были расширены и теперь используются в качестве справочного материала для сравнения культур разных стран.

Американский антрополог Эдвард Твитчелл Холл (Edward T. Hall) исследовал идею высокого контекста и низкого контекста в культурных коммуникациях. Культуры с низким контекстом придают большее значение сказанным словам, чем контексту вокруг них. Культуры с высоким контекстом, напротив, придают ценность тому, что осталось невысказанным.

Понимание этих тонкостей может изменить мир.

В 1978 года представители Израиля и Египта встретились с президентом США Джимми Картером (Jimmy Carter) в Кэмп-Дэвиде, чтобы заключить мирный договор. В какой-то момент дискуссия прервалась. Поскольку премьер-министр Израиля Менахем Бегин (Menachem Begin) был готов уйти, он попросил подписать фотографии с президентом для своих внуков. Вместо того, чтобы просто подписать фотографии, Картер написал персональное обращение каждому из восьми внуков Бегина. Когда премьер-министр вслух прочитал имена свои внуков, он и Картер заплакали. Они начали размышлять о важности мирных переговоров для будущего его внуков и в конце концов вернулись за стол переговоров. Это оказало большее влияние на исход переговоров. Затронуло это и премьер-министра Египта Анвара Садата (Anwar el-Sadat) и в итоге стороны подписали мирный договор и вместе получили Нобелевскую премию мира 1978 года.


Когда мы думаем об эффективной межкультурной коммуникации, мы рассматриваем три движущие силы: знания, мотивацию и навыки. Президент Картер знал о низкоконтекстных и высококонтекстных коммуникациях. Также у него была мощная мотивация к достижению успеха и умение оказывать влияние.

Знание в нас. Сначала мы смотрим внутрь. Мы изучаем наши собственные культурные нормы коммуникации и рассматриваем, насколько наши предпочтения отражают эти нормы. Например, большинство граждан Соединённых Штатов отождествляют себя с заявлением «свобода и справедливость для всех». Это заявление отражает низкую приверженность измерению Хофстеде, называемому «расстоянием власти» - степень, в которой культура принимает эту власть. Для культур на противоположенном конце спектра дальности это утверждение может не вызвать отклика.

Мотивация относится к тому, насколько нам необходимо эффективное общение. Итальянский турист, посетивший Японию в течении 10-дневной поездки, может быть слегка мотивирован в понимании культурных особенностей страны. Мотивация растёт, когда бизнес-лидеры встречаются в Токио, чтобы договориться о многомиллионной сделке.

Навык исходит из практики. Каждый день нас атакуют различные стимулы, связанные с коммуникацией. Наша «призма» помогает нам интерпретировать эти стимулы.Это позволяет нам обратить внимание на некоторые вещи и отказаться от других. Разногласия возникают, когда наш взгляд не совпадает со взглядами других.

Когда мы смотрим на себя со стороны, когда мы приближаемся к культурным различиям, мы можем научиться понимать другие культуры и то, как они общаются.