Алина Олешко
Интересуюсь всем, что связано с миром высоких технологий.

Пчёлы могут решать простые математические задачи

Математика может быть очень сложной и элегантной. Она может объяснить, как планеты движутся в пространстве и как взаимодействуют между собой частицы, составляющие вселенную. И хотя пчёлы ещё не могут продемонстрировать общую теорию относительности Эйнштейна, новые данные учёных говорят о том, что эти умные маленькие опылители после нескольких занятий могут выполнять простые математические действия, такие как сложение и вычитание.

В опубликованной в журнале Science Advances статье команда исследователей из Австралии и Франции говорит, что пчёлы могут выполнять простые арифметические задачи, складывая и вычитая небольшие числа, путём изучения форм с цветовой кодировкой.

Наше исследование представляет собой важный блок в формировании понимания того, как можно развить способности к математике, – говорит Эдриан Дайер (Adrian Dyer), соавтор исследования из Мельбурнского королевского технологического института (RMIT University).

Чтобы проверить способность пчёл к арифметике, команда учёных использовала трёхкамерный Y-образный лабиринт, обучая пчёл проходить через отверстия в нём, увидев синие или жёлтые геометрические фигуры на сером фоне. Количество фигур варьировалось от 1 до 5, а цвет фигур говорил пчёлам о том, нужно ли добавить (синий цвет) или вычесть (жёлтый цвет) одну фигуру из исходного числа. Затем пчела влетала в следующую камеру, где ей предстояло выбрать правильный вариант ответа из двух предложенных. За выбор правильного варианта пчела получала вознаграждение в виде капелек вкусного сахарного раствора - восхитительного десерта для пчелы. А за неправильный ответ пчела получала воду с хинином.

В исследовании приняли участие 14 пчёл, каждая из которых прошла четыре теста. Ожидалось, что чисто случайно пчёлы будут выбирать правильный вариант ответа примерно в 50% случаев. Но оказалось, что верное решение насекомые выбирали примерно в 65% случаев. Это высокий результат, учитывая, что для выполнения арифметических действий требуются сложные когнитивные процессы с использованием долгосрочной и краткосрочной памяти. Мы можем рассматривать сложение и вычитание как простые задачи, но для хранения информации и понимания порядка действий требуется задействовать разные части нашего мозга.

Исследование меняет наше представление об арифметике. Конечно, простое сложение и вычитание может быть выполнено мозгом с менее чем 1 млн нейронов, – отмечает Дайер.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что миниатюрный мозг пчёл может по крайней мере использовать символы для сложения и вычитания. Медоносных пчёл и людей разделяют примерно 400 миллионов лет эволюции, но команда учёных утверждает, что их исследование доказывает, что численное познание может быть более доступным для животных, чем предполагалось ранее.

Кстати, ранее исследователи выяснили, что пчёлы понимают концепцию нуля, что довольно редко встречается в животном мире. В дальнейшем они надеются проверить, смогут ли пчёлы справиться с немного более сложной арифметикой, например, смогут ли обрабатывать большие числа.

Учёные в очередной раз доказали, что пчёлы не только одни из самых полезных для людей насекомых, но и одни из самых умных. А вы согласны с этим или считаете высокие результаты исследования случайным совпадением? Делитесь мнением в комментариях!

Источник: CNET