Игрок со стажем.

Как искусственный интеллект работает в видеоиграх

Как искусственный интеллект работает в видеоиграх
© Wallpaper Cave

Разработка видеоигры – сложный процесс, требующий усилий огромной команды специалистов. Обычно это выглядит так: дизайнеры вырисовывают масштабные открытые миры и концептуальные арты, сценаристы пишут нетривиальную историю, а разработчики соединяют всё это в готовый продукт, не забывая о наполнении игры. Для обозначения любого живого объекта в игре, кроме игрока, используются два понятия – NPC (non-player character) и игровой искусственный интеллект.

Без финального штриха разработки в виде искусственного интеллекта, ни одна одиночная игра не смогла бы завлечь вас дольше, чем на несколько часов. Поэтому я изучил эту тему и готов вкратце рассказать, как искусственный интеллект работает в современных и не очень видеоиграх.

Симуляция, как способ обмана геймера

NPC в Red Dead Redemption 2 при появлении игрока постоянно заняты чем-то интересным, например, делами в лагере © Itc
NPC в Red Dead Redemption 2 при появлении игрока постоянно заняты чем-то интересным, например, делами в лагере © Itc

На самом деле, любая одиночная игра будет ощущаться пустой без симуляции жизни. Что я понимаю под словосочетанием «симуляция жизни»? Практически естественные поведение и реакция окружения на действия игрока. Отличным примером симуляции жизни является Red Dead Redemption 2. Конечно, все мы понимаем, что поведение окружения прописано на программном уровне и ничего магического здесь нет, но наблюдать за тем, как персонажи делают что-то самостоятельно вне сюжета, при этом влияя на игровой мир – бесценно.

Отличная симуляция битв животных в Far Cry 4

Ещё одна игра с крутой симуляцией – Far Cry 4. В ней довольно часто происходят стычки между различными видами животных, которые перетекают в кровавую бойню. Выглядят подобные встречи интересно, безусловно, но как это работает?

© Ubisoft
© Ubisoft

Сражения нескольких NPC между собой обозначаются термином Ai infighting и чаще всего они встречаются в старых играх от третьего лица. Здесь всё просто. Есть враги, есть игрок, а есть его союзники (ну или третья воюющая сторона) – при столкновении нейтральные стороны могут случайно атаковать друг друга, после чего обе фракции на короткий срок становятся враждебными. А если быть точнее, воевать они будут до того момента, как одна сторона полностью не перебьет другую в зоне видимости.

Как сложность влияет на восприятие качества искусственного интеллекта

© Activision
© Activision

Некоторые геймеры думают, что чем вражина сильнее бьет, тем он умнее. Но это не так. Во многих проектах неумелые разработчики используют грязный прием, завышая характеристики NPC для обмана геймерского восприятия.

Какой неигровой персонаж покажется вам умнее: тот, что старается использовать укрытия и снаряжение, но умирает от первого выстрела, или тот, который не применяет тактических действий, при этом убивая вас за считанные секунды? Думаю, что большинство выберет второй вариант.

Что интересного NPC могут делать в играх

© GTA Myths Wiki
© GTA Myths Wiki

В зависимости от того, какие условия прописаны для того или иного NPC, он будет выполнять разные задачи. Давайте рассмотрим несколько примеров того, что может делать искусственный интеллект в видеоиграх:

  • если вы часто играете в RTS-стратегии против компьютера, то, вероятнее всего, вы сталкивались с тем, что противник слишком быстро применяет контрмеры к вашим юнитам. Так происходит потому, что компьютер анализирует все действия игрока и пытается предсказать, что будет дальше;
  • в искусственном интеллекте для игр часто применяют схему IFTTT (if this then that/если это, значит так). Чтобы вам было проще понять приведу простой пример с GTA – если у игрока есть уровень розыска NPC полицейский будет атаковать или пытаться арестовать его;
  • искусственный интеллект может повышать свою сложность с течением времени. Сражаясь с ботами в Counter-Strike, вы наверняка замечали, как они вначале «катки» не представляют особой угрозы, а ближе к ее завершению стараются не издавать лишних звуков и использовать дополнительное снаряжение.

Некоторые проблемы игрового искусственного интеллекта

© Kotaku Australia
© Kotaku Australia

Эта технология, как и любая другая обладает некоторыми изъянами, которые могут подпортить общее впечатление от игры. Ниже я привел 3 самые раздражающие проблемы искусственного интеллекта в видеоиграх:

  • эта проблема часто встречается в играх Ubisoft. Враждебные NPC могут обнаруживать главного героя, не имея никаких предпосылок к этому. Особенно это раздражает в заданиях, которые ограничивают нас «обязательным стелсом» (провал в случае обнаружения);
  • командное взаимодействие врагов, управляемых компьютером это хорошо, но в меру. Я уверен, что вы встречались с ситуацией, когда один противник, обнаружив вас, «ментально» оповещал всех своих товарищей без анимации и слов;
  • во многих RTS-стратегиях противники увеличивают технологический уровень и выстраивают армии, несмотря на то, что абсолютно все точки, добывающие ресурсы, принадлежат игроку.

В этом материале я хотел максимально интересно изложить основы искусственного интеллекта в играх и подкрепить их примерами. Углубляться в технологический вопрос смысла нет. Многие термины не будут понятны большинству из нас. Надеюсь, что эта статья была полезна для вас и вы поддержите меня своими «овациями» и конструктивной критикой, которую я так жду!