Дмитрий Суцилов
Игрок со стажем.

Обзор Shadow of the Tomb Raider – финальная часть становления Лары Крофт

© Square Enix
© Square Enix

Для тех, кому лень читать и тем, кто опасается спойлеров – игра великолепна, десять из десяти и мастхэв!

Пять лет Square Enix показывала нам, как закалялся характер легендарной Расхитительницы Гробниц. Эта трилогия – действительно о становлении! На протяжении всего сюжета мы наблюдаем, как Лара Крофт из неопытной, юной девушки становится профессиональным бойцом коммандос, способным потягаться с врагами даже при численном перевесе. Но главное в трилогии то, как раскрывается характер главной героини, сидя у костра можно проникнуться её переживаниями, а читая записки можно вникнуть в некоторые нераскрытые детали сюжета.

И вот, 14 сентября вышла последняя игра, завершающая трилогию становления Лары Крофт. Сдержали ли разработчики свои обещания, чем Shadow of the Tomb Raider отличается от предыдущих игр, особенности и геймплейные нововведения – всё это вы сможете найти в моём подробном обзоре под призмой фанбойства и щепоткой субъективного мнения!

Сюжетная линия Shadow of the Tomb Raider

Лара Крофт за пару мгновений до того как начать апокалипсис
Лара Крофт за пару мгновений до того как начать апокалипсис

С самого начала сценаристы дают нам понять, что это по-настоящему самая мрачная и сложная часть в истории всей серии Tomb Raider как перезапуска, так и игр до него. Нетрудно догадаться, что сюжет игры – прямое продолжение событий, произошедших в двух предыдущих играх. С нами всё та же Лара Крофт, её компаньон Иона Майава и зловещий орден Троицы, который замешан во всех тёмных делах. Завязка сюжета начинается с того, как опьяненная жаждой приключений Лара Крофт забирает древний артефакт, который вызывает майанский апокалипсис.

А вот и Домингез, антагонист Shadow of the Tomb Raider
А вот и Домингез, антагонист Shadow of the Tomb Raider

После непродолжительного диалога с главным злодеем героиню накрывает цунами и ей приходится выживать, наблюдая за тем, как всё вокруг рушится, а в воду то и дело падают дети, и, естественно, погибают. Далее следует спор между Ларой Крофт и её компаньоном, который настаивает остаться и помочь пострадавшим от наводнения жителям деревни.

Дети падают, но скрипты помочь не дадут
Дети падают, но скрипты помочь не дадут

Помимо сюжетной линии в игре есть сайдквесты, которые стали на порядок длиннее и проработаннее, чем в Rise of the Tomb Raider. Взаимодействовать с NPC интересно, но иногда прослеживаются проблемы с диалогами, точнее, с их тупостью. Возможно, что во всем виновата локализация, которая полностью не передает смысл происходящего. Советую проходить игру в оригинальной озвучке, голос Камиллы Ладдингтон и эмоции, которые передаются через интонацию главной героини не были в полной мере переданы в русской озвучке.

Кадр из флешбека об отце, дополняющий воспоминание из Rise of the Tomb Raider
Кадр из флешбека об отце, дополняющий воспоминание из Rise of the Tomb Raider

Нельзя обойти и флешбек в Shadow of the Tomb Raider о детстве Лары Крофт, которая, будучи ещё совсем маленькой, спокойно взбиралась на крышу Поместья Крофтов. Особенно порадовали комментарии юной Крофт, которые поданы с присущим для детей пафосом. Кстати, этот флешбек дополняет воспоминание из начала Rise of the Tomb Raider.

Геймлейные возможности и нововведения

Геймплей в Shadow of the Tomb Raider – самая важная и отполированная часть. Основные нововведения затронули стелс составляющую игры. Убивать стало куда приятнее, а анимации убийства стали ещё красивее.

Теперь Лара Крофт умеет:

  • Обмазываться грязью, и становиться незаметной.
  • Прятаться в зарослях у стены.
  • Совершать двойные убийства ножом.
  • Использовать галлюциногенные стрелы, которые заставляют бойцов Троицы нещадно убивать своих товарищей.
  • Подвешивать врагов на деревьях.
  • Добывать яд из ядовитых насекомых.
  • Бегать по стенам и спускаться на канате.
  • Свободно плавать под водой.
  • Делать селфи при помощи фоторежима.

С такими нововведениями стелс в игре стал действительно важным геймплейным аспектом, который добавляет вариативность прохождения – Лара Крофт может идти напролом сквозь противников, а может, словно профессиональный убийца, ну или боец спецназа, избирательно уничтожать врагов, повергая их в шок.

Одни нравоучения и сопли, так выглядит большая часть диалогов с Ионой
Одни нравоучения и сопли, так выглядит большая часть диалогов с Ионой

Собирательство в игре поощряется не только получением заветных ресурсов, но и возможностью продать награбленное местным торговцам в деревнях. Полученные деньги можно потратить на оружие или редкие ресурсы для крафта. Важной геймплейной особенностью стал Иона, который раньше мелькал лишь в катсценах, но теперь он одаривает Лару Крофт не только бесконечными нравоучениями и сопливыми историями, а ещё и поддерживает её в бою.

В игру наконец-то вернули сложные головоломки и гробницы, которые заставят попотеть даже тех, кто в своё время проходил первые Tomb Raider на PlayStation One. Смертельные ловушки и кровожадные туземцы щедро раскиданы по гробницам, и пройти их ни разу не умерев – невозможно. Загадки в гробницах стали разнообразнее, а одно неверное движение может привести к тому, что Лара Крофт рухнет на заботливо оставленные колья, издаст предсмертный стон и умрёт. И умирать в этой игре придется постоянно, а все благодаря тому, что Лара Крофт не всегда желает цепляться там, где это возможно.

А вот и небольшая стая пираний, которые явно не прочь сожрать Искательницу Приключений
А вот и небольшая стая пираний, которые явно не прочь сожрать Искательницу Приключений

В Shadow of the Tomb Raider появились полноценные подводные уровни, в которых Расхитительнице Гробниц придётся столкнуться с тремя проблемами: нехваткой воздуха, муренами и стаями пираний. Если мурен можно убить, а для пополнения запасов воздуха достаточно ненадолго всплыть на поверхность, то от пираний можно только спрятаться, если они заметят Лару, то моментально разорвут её на части.

Графика Shadow of the Tomb Raider

Визуально игра стала даже лучше, чем Rise of the Tomb Raider, которая в своё время считалась эталоном графики. Тогда, в далеком 2015 году графика казалась чем-то недостижимым и вызывала восхищение – каждый камешек на земле, каждый волос на голове Лары Крофт и погодные эффекты были прорисованы до мелочей, а картинка отлично смотрелась как на Xbox 360, так и на консолях текущего поколения. Катсцены в Shadow of the Tomb Raider стали ещё красивее, а постановка в них действительно удивляет. Анимации лица в видеовставках выполнены на высочайшем уровне, а благодаря фоторежиму можно генерировать забавные ситуации.

Но сейчас, такой графики недостаточно для того, чтобы произвести фурор на перекормленного красивыми эксклюзивами-коридорами геймера, который так и жаждет сравнить Shadow of the Tomb Raider, игру в полуоткрытом мире, с коридорной Uncharted 4. В игре можно наделать кучу красивых скриншотов, благо роскошь южноамериканских джунглей позволяет сделать это.

Уровни сложности Shadow of the Tomb Raider и на что они влияют

Впервые в серии в игру была добавлена гибкая система выбора уровня сложности. Вы можете настроить следующие параметры сложности: исследование, бои и головоломки. Как истинный фанат Tomb Raider, прошедший абсолютно каждую игру и не по одному разу – рекомендую выкрутить сложность на максимум. Тогда, геймплей игры разительно преобразится и вы сможете получить настоящий опыт хардкорного приключения.

Скриншоты с описанием всех уровней сложности

Легендарные костюмы Лары Крофт

Костюмы в Shadow of the Tomb Raider – детализированные и красивые. Команда разработчиков решила не добавлять много новых костюмов, но зато бережно перенесла самые-самые из легендарных игр, положивших начало серии, и чуть не погубивших её.

Три игры – три Лары

Расписывать не буду, многие в прошлые игры не играли, а посему лучше сопоставлю скриншоты игровой модельки Расхитительницы Гробниц из всех трёх игр перезапуска на PlayStation 4.

Tomb Raider Definitive Edition, Rise of the Tomb Raider, Shadow of the Tomb Raider
Tomb Raider Definitive Edition, Rise of the Tomb Raider, Shadow of the Tomb Raider

Мнение о Shadow of the Tomb Raider

Shadow of the Tomb Raider – достойная конкурентка для большинства релизов 2018 года. Игра удовлетворяет требования как новой аудитории, пришедшей после Tomb Raider 2013 года, так и тех, кто играл в более старые части. Главная составляющая игры – гробницы, реализованы они на высочайшем уровне. Головоломки в них стали сложнее, разнообразнее, а ловушки ещё смертоносней, чем раньше. Игра однозначно стоит своих денег!