Начинающий художник, настольный игроман и жуткий любитель природы

#10yearchallenge: забавный мем или изощренный план сбора данных Facebook

Современные реалии таковы, что мы и недели не можем прожить без какой-то угрозы безопасности нашей персональной информации. Нападкам критиков снова подвергается Facebook и новое развлечение пользователей: #10yearchallenge.

#10yearchallenge: забавный мем или изощренный план сбора данных Facebook
© Wired

Суть этого челленджа такова, что вам нужно загрузить в свой профиль мем с двумя фотографами: каким вы были 10 лет назад и каким стали сейчас. Мем подписывается хэштегом #10yearchallenge. В развлечении уже поучаствовало множество людей, включая знаменитостей и футболистов. Всем интересно посмотреть, как друзья изменились за это время и, в свою очередь, получить оценку своих "метаморфозов".

В этом челлендже пользователи привлекают внимание не только к себе, но и к глобальным проблемам.

Однако Кейт О'Нил (Kate O’Neil), автор книг "Технический гуманист" (Tech Humanist) и "Пиксели и место: связь человеческого опыта в физическом и цифровом пространстве" (Pixels and Place: Connecting Human Experience Across Physical and Digital Spaces), уверена, что это совсем не безобидное развлечение, а очередной способ сбора информации. Она убеждена, что таким образом Facebook упрощает поиск данных для создания новых алгоритмов машинного обучения.

Иными словами, они стараются собрать колоссальный объем данных о возрасте и возрастных изменениях. О'Нил говорит:

Представьте, что вы хотите научить алгоритм распознавания лиц возрастным характеристикам и в частности прогрессированию с возрастом (например, тому, как люди будут выглядеть по мере взросления). В идеале, для этого нужен обширный набор определенных данных со множеством фотографий людей. Было бы полезно знать, что они взяты на определенное количество лет, скажем, за 10 лет.

Зачем Facebook еще фотографии, если в профилях пользователей и так достаточно фото? Дело в том, что хронологические рамки того, когда фотографии, загруженные на сайт, были сделаны, отнюдь не точны.

Кроме того, если извлекать фото из профилей, это займет больше времени, чем потребуется в том случае, когда пользователь сам найдет, подпишет и совместит фото. Компании останется только поискать записи с соответствующим хештегом и все – дело в шляпе.

Риз Уизерспун тоже поучаствовала в челлендже.

К слову, за 3 дня, пока продолжается это движение, было опубликовано уже более 5 млн #10yearchallenge-записей, и это только в Facebook, не считая постов в Instagram и Twitter.

Свою причастность к организации этого нового социального веяния Facebook настойчиво отрицает. В сообщении компании говорится:

"Десятилетний вызов" — это созданный пользователями мем, который возник сам по себе, без нашего участия. Это доказательство того, что в Facebook люди веселятся, вот и все.

В компании также добавили, что не видят в этой информации никакой пользы. Несмотря на это, многие пользователи придерживаются теории О'Нил. И в лишней подозрительности их винить трудно: компания уже замарала свою репутацию посягательствами на неприкосновенность частной жизни пользователей. В прошлый раз она передала данные третьим лицам, включая Cambridge Analytica, так что же мешает сейчас делать то же самое?

Что же касается области потенциального использования такой информации, то ее не трудно описать: вероятнее всего, это будет реклама. К примеру, можно адаптировать интерфейсы сайтов или оформление рекламных объявлений в зависимости от возраста человека. Это поможет рекламным продуктам еще точнее поражать сердца целевой аудитории, приводя к требуемому действию — покупке.


Даже если Facebook действительно ни при чем, это отнюдь не значит, что эти данные кто-то не сможет использовать в своих целях. Иными словами, нам нужно быть весьма осторожными с тем, что мы делаем в социальных сетях и в интернете в целом. Нам нужно тщательнее филировать информацию, которая попадает в открытый доступ, ведь удалить оттуда что-то безвозвратно практически невозможно.

Как вы думаете, причастны ли социальные сети к рождению этого нового тренда? Мы будем держать руку на пульсе времени, а вы подписывайтесь на новые статьи, чтобы не пропустить еще больше "хайповых" тем для размышлений!