Анастасия Кириченко
Начинающий художник, настольный игроман и жуткий любитель природы

6 приемов, на которые пошли компании ради природы

Компании, как и люди, некоторые преследуют только корыстные цели, в то время как другие искренне верят в то, что могут изменить мир.

Скульптура кита из пластика в Брюгге © Trendolizer
Скульптура кита из пластика в Брюгге © Trendolizer

Но никто из них не откажется от бесплатной рекламы, которую сейчас так легко получить на пике "экологической лихорадки".

На что же пошли компании в погоне за устойчивым производством?

Керамические кружки вместо одноразовых стаканчиков

Владелица La Tour Cycle Café © East Anglian Daily Times
Владелица La Tour Cycle Café © East Anglian Daily Times

Перенесемся в La Tour Cycle Café, уютную кофейню в Ипсуиче, неподалеку от Лондона. Сюда можно приехать на своем велосипеде, а для любителей творчества здесь часто проходят всевозможные мероприятия.

У чопорного официанта вы можете заказать ароматный латте с пышной пенкой и мягким, горьковатым вкусом. Но даже на вынос подадут его вам не в пластиковом стаканчике, а в шероховатой керамической чашке.

На этот шаг руководство заведения пошло после публикации ежегодного отчета по загрязнению окружающей среды. В нем говорилось, что только в Великобритании ежедневно выбрасывается около 7 млн одноразовых стаканчиков из-под кофе.

Анна Метьюс (Anna Matthews), владелица La Tour Cycle Café, решила вопрос кардинально — заведение закупило керамические чашки и использует их даже для подачи напитков "на вынос".

Корзина для кружек в La Tour Cycle Café © Facebook
Корзина для кружек в La Tour Cycle Café © Facebook

Можно было бы предположить, что кружки будут украдены, но нет, этого не произошло. Каждое утро персонал выставляет на пороге специальную корзинку, в которую люди кладут чашки, взятые прежде. Отдают их чистыми и целыми, как бы это ни было удивительно.

Анна не сетует на порчу имущества и добавляет, что количество чашек не то, что не убавляется, а даже растет. Местные жители, узнав о такой инициативе, порылись в собственных закромах и несут свои чашки, которые до этого пылились где-то в темных чуланах. В кафе же они будут служить не только людям, но и природе.

Идея оказалась выигрышной по всем параметрам: кафе избавилось от значительной доли мусора, снизило собственные расходы, отказавшись от покупки пластиковой одноразовой посуды, и прославилось на всю страну.

Идеей замены пластиковых стаканчиков какой-то альтернативой озабочены и в Starbucks. В рамках конкурса The NextGen Cup Challenge компания предлагает любому, кто разработает биоразлагаемый стаканчик для горячих напитков, приз в $10 млн. В английских филиалах бренда также не обошли стороной керамику. Поэтому каждому, кто принесет в кафе с собой чашку и попросит налить кофе в нее, организация будет предлагать скидки.

Банковские карты из океанского пластика

© American Express
© American Express

Карты вашего банка — это всего лишь кусочек пластика, который есть в бумажнике каждого из нас. Осознав это, финансовая компания American Express решила изготавливать карты для своих клиентов из дрейфующего в океане пластика.

Для этого организация нашла надежного партнера в лице Parley. Это компания, принимающая меры по очищению океанов и береговых линий от пластиковых загрязнений. Первые карты будут готовы попасть в руки счастливых обладателей уже в следующем году, пока же только разрабатываются полноценные прототипы.

© Parley
© Parley

На волне защиты окружающей среды многие компании, вкладываясь в переработку отходов и уменьшение их количества, получат известность и почти бесплатную рекламу. Неудивительно, что бренды переходят на "зеленую" сторону, делая одно громкое заявление за другим.

Не исключение и American Express. Вслед за картами из океанского пластика компания объявила о том, что уже к 2021 году будет обеспечивать все свои филиалы и отделения энергией из возобновляемых источников.

Также в стенах организации нельзя использовать одноразовые стаканчики и трубочки. Кстати, о трубочках...

Трубочки из водорослей и бумаги


© Mental Floss
© Mental Floss

Трубочки в напитке как брелок на ключах: лишний, но, тем не менее, необходимый аксессуар. На этот раз в центре внимания оказывается два гиганта общественного питания: уже известный нам Starbucks из первого сюжета и McDonalds, не менее именитый фаст-фуд.

Эти корпорации решили отказаться от пластиковых трубочек. Их заменят бумажные, биоразлагаемые прототипы или съедобные соломинки из водорослей. С мая этого года в McDonalds Великобритании пластиковых трубочек не сыскать, а через пару недель они пропадут и в американских филиалах Starbucks.

На пути к созданию "устойчивого кафе", названного так по аналогии с устойчивым развитием мира в целом, только трубочками и стаканчиками общепиты не ограничились. Искоренению подлежат любые одноразовые изделия из пластика, вплоть до крышечек на стаканчики.

Несмотря на то, что в McDonalds и до этого использовались трубочки, подлежащие переработке, этого оказалось недостаточно. Компания получила множество жалоб от своих клиентов и теперь встала на верный курс.

Если такие крупные гиганты примут позицию отказа от пластика, это станет началом масштабной цепной реакции. За ними пойдет весь мир общественного питания. Если нет, то даже если около 60 тыс. кафе, а именно столько их у этих двух компаний, перестанут создавать пластиковый мусор, мир станет лучше.

Обувь и одежда из пластика

© Adidas
© Adidas

Parley помогает не только в создании банковских карт. Уже несколько лет компания сотрудничает с Adidas для производства одежды и обуви. Основой для него служит многочисленный пластиковый мусор.

В результате мир увидел износостойкие кроссовки, глядя на которые, никто и предположить бы не мог, что недавно материал для них еще плавал где-то в океане. За последний год было продано миллион пар таких изделий.

© Adidas
© Adidas

Это отличный пример того, как можно решать сразу несколько проблем. Во-первых, компания неплохо заработала на этой акции. Во-вторых, она сформировала имидж организации, следящей за экологическим следом своей продукции. В-третьих, океанский мусор достается корпорации не дороже другого, привычного сырья.

Всего за год компания продала более 450 млн пар обуви из других материалов, и им есть куда расти. В следующем году планируется сделать уже 5 млн пар "мусорных" кроссовок.

Учитывая, что на каждую пару уходит в среднем 11 пластиковых бутылок, нетрудно подсчитать тот колоссальный объем мусора, который утилизируется таким образом.

© Adidas
© Adidas

Наряду с обувью Adidas производит и одежду. В частности, это футболки для Манчестер Юнайтед. Известная футбольная команда сыграет в них уже этим летом, а директор клуба надеется привлечь таким образом внимание болельщиков к столь актуальной мировой проблеме.

Levi’s, Asics, Topshop, Marks&Spencer, Max Mara, H&M, Patagonia и Nike тоже присоединились к этой "гонке на пластиковых бутылках". Если так пойдет и дальше, то в скором времени мы с вами будем с головы до ног одеты в брендовый "мусор".

В использовании "мусорной фишки" известные модные дома не одиноки — стильные и недорогие мужские шорты из океанского пластика изготавливает и Fair Harbour. У этой компании два основателя. Брат — географ, который узнал о проблеме пластика в институте, и сестра — дизайнер, которая придумала стильные модели на этой основе.

Владельцы магазина © Fair Harbour
Владельцы магазина © Fair Harbour

Клиенты магазина могут купить мягкие, яркие и долговечные плавки из вторсырья примерно за $68. Внести, так сказать, свой вклад в охрану природы.

Ассортимент представлен также женскими купальниками, шортами и аксессуарами. Выбор в магазине невелик, а "дискриминация" налицо: если мужских шортов множество, то вот купальники все однотипные и не самые интересные. Но продавать помогает осознание того, что вы очищаете эту планету.

На одни шорты, как и на кроссовки Adidas, требуется около 11 бутылок. В ходе обработки полученные из отходов волокна сплетаются с органической хлопковой основой. В результате этого ткань получается приятной телу и износоустойчивой.

© Fair Harbour
© Fair Harbour

Расход на пошив одежды на 30% ниже, чем при изготовлении ткани "с нуля". Такое решение не только экологически, но и экономически обоснованно.

Ткань из органических отходов

Гэри Касс, один из директоров, держит в руках волокнистую основу для ткани © Nanollose
Гэри Касс, один из директоров, держит в руках волокнистую основу для ткани © Nanollose

С одной стороны не только синтетические, но и биоразлагаемые производственно-бытовые отходы нуждаются в переработке. С другой — выращивание привычного сырья для текстиля, хлопка, требует внушительного объема пахотных земель, удобрений и пестицидов. Учитывая это, австралийская компания Nanollose нашла решение: ткань, полученная из биоотходов, переработанных бактериями.

Продукт специалисты называют наноцеллюлозой и надеются, что он произведет настоящую революцию на рынке текстиля. На Planet Textiles в Ванкувере в этом году Nanollose назвала свой текстиль первым экологическим вискозным волокном.

Один из этапов производства © Nanollose
Один из этапов производства © Nanollose

Сейчас для производства используется кокосовое волокно из Индонезии, где оно является мусором. Но компания рассчитывает расширить производство с использованием других биоотходов. Отлично подойдут побочные продукты винного производства и пищевых предприятий.

Биопластик в игрушках Lego

© designindaba.com
© designindaba.com

Начиная с этого года, компания Lego решилась производить часть, а затем и полный комплект конструкторов из биопластика. Он экологичен и безопасен, изготавливается на основе растительных волокон.

На ощупь материал невозможно отличить от обычного пластика, поэтому разницы в качестве исполнения не будет. Пока из растительного пластика будет изготовлена лишь сотая доля всех частей конструкторов: деревья, листья и прочие "зеленые" детали. Но уже за 2 года компания планирует полностью заменить сырье, с которым работает.

© Новости экологии
© Новости экологии

Есть основания верить этому обещанию. К примеру, уже в этом году Lego полностью обеспечивает свои потребности возобновляемыми источниками энергии. Это случилось на 3 года раньше, чем компания анонсировала прежде.


За последние несколько лет на "зеленую" сторону перешло множество брендов. Это говорит о решительных шагах, которые делает производство на пути к гармонии с природой.