Анастасия Кириченко
Начинающий художник, настольный игроман и жуткий любитель природы

Как будет выглядеть Интернет после принятия в ЕС Директивы об авторском праве

Принятие в ЕС новой Директивы об авторском праве нельзя считать решенным вопросом. Тем не менее поразмышлять о возможных последствиях и о том, каким после этого станет интернет, можно уже сейчас.

Как будет выглядеть Интернет после принятия в ЕС Директивы об авторском праве
© European Parliament - Europa

Проекту предстоит пройти этап доработок и рассмотрения всеми странами Европейского Союза. Пока же 11 государств уже отказались признавать новый законопроект в его текущем состоянии. Но начнем с того, с чего все началось.

Директива "зарождалась" еще в начале прошлого года. Ее первая версия, которая попала в Европарламент летом 2018 года, была отклонена. Особенной критике тогда подверглись одиннадцатая и тринадцатая статьи. Их нужно было доработать.

За несколько месяцев все было сделано и в сентябре 2018 года Европарламент уже поддержал этот пакет новых правил. До начала 2019 года законодатели обсуждали и комментировали статьи, выдав, наконец, их финальную версию. Теперь дело за окончательным голосованием в Европарламенте, которое пройдет этой весной.

В чем суть ?

Если большинство статей более-менее понятны и приемлемы, то 11 и 13 пункты все еще остались спорными. Так, 11 статья подразумевает, что издатели и обладатели авторских прав (журналисты, авторы, знаменитости, СМИ и т.д.) имеют право получать от цифровых гигантов компенсацию за то, что те используют их материалы в своих коммерческих целях. Например, выдают фрагменты ваших статей в результате поиска по запросу.

13 статья гласит, что такие платформы, как Google, Facebook и прочие крупные организации (старше 3 лет и с годовым доходом не менее €10 млн), будут обязаны иметь инструменты для отслеживания текстового, графического и видеоконтента, проверяя его на предмет нарушения авторских прав. Мы еще остановимся на этом аспекте, но и так становится ясно, что это весьма затратное с финансовой и ресурсной точки зрения требование.

Как отреагировали технологические гиганты и издательства

Стоит ли говорить о том, что большинство крупных технологических компаний выступают категорически против нового пакета законов? Еще бы, ведь если его примут, им придется делиться своей прибылью с небольшими средствами массовой информации, знаменитостями и, в конце концов, даже с простыми журналистами.

Особенно рьяно противится закону основатель Wikipedia Джимми Уэйлс. В знак протеста компания, в частности, ее испанский, итальянский и латышский "филиалы" даже приостанавливали доступ к статьям.

Джимми Уэйлс © Теплица социальных технологий
Джимми Уэйлс © Теплица социальных технологий

Отрицательно к законодательной инициативе относится и Google. Из-за реформации авторского права на территории ЕС, значительно затрудняется работа некоторых сервисов компании. Например, Google News. В январе в компании объявили, что в случае, если директива таки будет принята, Google News больше не будет в Европе. Оно и понятно, никто не захочет платить за то, что раньше получал бесплатно: статьи со сторонних сайтов, из которых формировался сам перечень новостей.

Не желая терять свою аудиторию или платить, Google пытается акцентировать внимание на возможных негативных последствиях директивы. В частности, в компании провели эксперимент, направленный на то, чтобы установить, как будет выглядеть поиск, если соблюдать все требования новой директивы. И вот каким унылым он может быть (конечно, при условии, если компания сэкономит и не купит лицензию у издательств, как того требует закон):

© Google
© Google

Говоря о результатах экспериментов, в Google сообщили, что трафика станет на 45% меньше, по сравнению с современными значениями.

Если говорить об издательствах, которым законопроект предлагает еще одну возможность заработать, то они, конечно, его поддерживают. Сами пользователи разделились на 2 лагеря: один не против ужесточения законов об авторском праве, в то время как другие полагают, что такая директива станет противоречить свободе слова и даже использованию мемов.

Что будет с интернетом после принятия директивы

Если все технологические компании вдруг начнут следовать новым правилам директивы (что практически невозможно), то пользователи не увидят разницы. Гораздо вероятнее то, что компании, которые имеют еще какой-то объемный рынок, кроме европейского, предпочтут покинуть эту "агрессивную" среду вместо того, чтобы тратить лишние деньги на ее повторное освоение.

Пакет законов не лишен положительных моментов. Например, правообладатели, а это может быть как компания, так и простой человек, смогут получать дополнительный доход от своих работ. Их права будут защищены.

© Aussiedlerbote
© Aussiedlerbote

В то же время трудностей и отрицательных аспектов здесь тоже хватает:

  • технологические компании вынуждены будут покупать лицензию на контент, а это сопряжено с дополнительными юридическими трудностями.
  • Может появиться множество "патентных троллей", которые так и ждут повода побежать в суд для подачи исков и получения компенсации.
  • Журналистам и изданиям нельзя будет цитировать чужие статьи. Допускается только заимствование отдельных слов.
  • Не исключено, что поисковые системы будут выводить только результаты от издательств, у которых они уже купили лицензию. Согласитесь, вряд ли тот же Google будет покупать лицензии у всевозможных множественных мелких сайтов и, тем более, у частных лиц. Скорее компания предпочтет "не нарушать их права" и показывать статьи так, как мы могли видеть в результате эксперимента выше. Таким образом небольшие издания могут потерять и без того немногочисленных читателей.
  • Инструменты по поиску и блокированию материалов, нарушающих авторские права, которыми будут обязаны обзавестись технологические компании, сложны в реализации. Представьте себе, какие мощности нужно будет задействовать, чтобы проверять каждое изображение, видео или аудио во всей европейской части интернета. Даже если отбросить сложности в реализации, одно лишь поддержание таких систем в исправном, рабочем и актуальном состоянии будет стоит миллионы долларов.

Ладно, с последствиями для компаний и правообладателей более-менее ясно. А что ждет обычных пользователей?

В первую очередь, сложность в поиске информации. Представьте, что вы ищете что-то и вводите определенный запрос. Сейчас мы видим в результатах выдачи небольшой "анонс" того, о чем будет тот или иной материал. Но, если закон будет принят и у технологической компании не будет права показывать никакие изображения и фрагменты текста, то пользователь будет видеть только названия сайтов, не более.

Кроме того, все изменится не только в поиске. Взять хотя бы социальные сети. Они могут стать скучнее, чем сейчас. Например, при отсутствии лицензии здесь не будет новостей, прикольных картинок и мемов, созданных на основе фильмов/сериалов, ведь они будут являться объектом авторского права.

© Картинки мемы - Генератор мемов
© Картинки мемы - Генератор мемов

Справедливости ради стоит заметить, что эти законы практически не коснутся простых людей: мы также сможем делиться ссылками, мемами и любой другой информацией, которой пожелаем. Полная свобода касается и некоммерческого использования информации. Правда, остается загадкой, насколько быстро и эффективно регулирующие инструменты будут отличать коммерческую информацию от некоммерческой.

Также законопроект предусматривает возможность пересмотра условий лицензии. Например, вы создали интересный логотип для компании за весьма символическое вознаграждение. Но потом стартап превратился в многомиллиардный холдинг. Так почему же вы не имеете права получить свою выгоду от этого? Согласно новой директиве, имеете: правообладатель получает возможность пересматривать условия сотрудничества с компаниями.


Как видите, не так страшна эта новая директива, как ее описывают. Тем более, что сейчас она еще не принята, а случится ли это, – и, если случится, то когда и с какими поправками, – неизвестно. Давайте не будем паниковать раньше времени, тем более что на странах, не входящих в Европейский Союз, эти новые законы практически не отразятся.