Начинающий художник, настольный игроман и жуткий любитель природы

Как NASA использовало искусство для формирования видения будущего

Человечество всегда хотело увидеть будущее, прогнозировало его и представляло, насколько развитой станет наша цивилизация. Но одно дело представить, и совсем другое – увидеть. Пусть и на картине художника-фантаста.

Как NASA использовало искусство для формирования видения будущего
Представление Рика Гвидича о тороидальной колонии © NASA Ames Research Center via Flickr

После того, как человек сделал первую фотографию Земли в 1968 году и представил, насколько бескрайним является космос, мы стали мечтать о далеких внеземных колониях. Чтобы проиллюстрировать их, в 1975 году ученые из Исследовательского центра НАСА в Маунтин-Вью придумали, какими могли бы быть наши космические места обитания.

Внештатным иллюстратором, который должен был продемонстрировать, как это будет выглядеть, стал Рик Гвидич (Rick Guidice), художник с опытом работы в архитектуре.

В рамках исследования, занявшего 10 недель, ученые разработали три проекта: тороидальную, бернальную сферическую и цилиндрическую колонии. Каждая из этих гипотетических колоний представляла собой массивный космический корабль с пологими поверхностями, на которых можно было бы строить дома и развивать инфраструктуру. И, конечно, с искусственной гравитацией.

В семидесятых годах, когда космические корабли могли перевозить максимум по несколько человек, на иллюстрациях Рика Гвидича мы можем увидеть потрясающие диаграммообразные колонии, приспособленные для жизни миллиона человек.

Экстерьер тороидальной колонии на картине Рика Гвидича © NASA Ames Research Center
Экстерьер тороидальной колонии на картине Рика Гвидича © NASA Ames Research Center

Изобразить жизнь в космосе — значит посвятить себя надежде и стремлению человечества к светлому будущему. Хотя Гвидичу были даны схемы и изометрические чертежи для работы, он сказал, что:

На этом пути предстояло принять сотни и тысячи решений, и каждое из них зависело от моего видения, моего вдохновения и опыта, который был у меня как у иллюстратора.

Карьера Рика Гвидича в качестве редактора и коммерческого иллюстратора позволила ему отточить навыки визуального повествования. Они были необходимы для того, чтобы правильно подать перспективу жизни в космосе. На автора также оказали влияние современники, которые уже оставили свои следы в нашем коллективном понимании того, как может выглядеть будущее.

Экстерьер бернальной сферы на картине Рика Гвидича © NASA Ames Research Center
Экстерьер бернальной сферы на картине Рика Гвидича © NASA Ames Research Center

Среди таких современников был и Роберт Макколл, который иллюстрировал "Положение нашего мира в космосе" Айзека Азимова, и Сид Мид, чья работа по дизайну позже принесла ему роль концептуального художника в фильме "Бегущий по лезвию".

Картины, которые написал Гвидич, демонстрируют, как люди могут выжить в космосе. Это процветающие колонии. В них мы видим огромные поля, пышные английские сады, много домов и зелени. Это поистине райское место.

Интерьер бернальной сферы на картине Рика Гвидича © NASA Ames Research Center
Интерьер бернальной сферы на картине Рика Гвидича © NASA Ames Research Center

Мы видим также солнечные панели, которые по задумке в будущем могут питать такие огромные космические корабли. По сути, на картине самодостаточная система: здесь и сельскохозяйственные угодья, и жилье, и зеленые насаждения, производящие кислород. Это очень продуманное моделирование фантазии NASA о будущем.

Сельскохозяйственные модули бернальной сферы на картине Рика Гвидича © NASA Ames Research Center
Сельскохозяйственные модули бернальной сферы на картине Рика Гвидича © NASA Ames Research Center

Эти изображения оказали фундаментальное влияние на то, как мы представляем себе будущее, и иллюстрации Гвидича сыграли в этом не последнюю роль. Они были частью широко распространенных пресс-релизов NASA и стали синонимом видения будущего исследователя Джерарда О'Нила. Они также нашли свое отражение в искусстве, поп-культуре и архитектуре, начиная с фильмов "Элизиум – рай не на Земле" и "Интерстеллар" и заканчивая картинными галереями Парижа.

Это стало общей культурой. В душе каждого человека заложено представление о том, как может выглядеть будущее, – говорит Гвидич.

Интерес к футуризму, как и многие другие явления, цикличен. Поэтому сейчас можно наблюдать, как мы снова переживаем новую волну этого явления. С появлением социальных сетей, Гвидич заметил, что его футуристические работы стали источником вдохновения для многих людей.

Еще один вид на внутреннюю и внешнюю часть бернальной сферы на картине Рика Гвидича © NASA Ames Research Center
Еще один вид на внутреннюю и внешнюю часть бернальной сферы на картине Рика Гвидича © NASA Ames Research Center

Ретрофутуризм склоняет наше нынешнее видение будущего в пользу того, что мы уже наблюдали прежде. Вот попробуйте представить себе космическую колонию. После просмотра этих удивительных картин ваше сознание точно нарисует нечто подобное.

Сегодня давно выросли те, кто во время первых открытий в космосе был ребенком. И в итоге картины отразились на всех сферах человеческой деятельности: начиная от политики и заканчивая творчеством. Люди, вдохновленные этим видением будущего, могли даже не помнить, где почерпнули ту или иную идею. Когда-то человек мог видеть работы Гвидича, а потом просто подсознательно использовал их для своей работы.

Вот как может выглядеть цилиндрическая колония, Рик Гвидич © NASA Ames Research Center
Вот как может выглядеть цилиндрическая колония, Рик Гвидич © NASA Ames Research Center

И все это — часть естественного развития. Десятилетие за десятилетием, будущее, которое мы когда-то представляли, плавно перетекает в настоящее. В 1950-х годах Гвидич читал комиксы о Флэш Гордоне и удивлялся тому, как маленькие корабли могут летать с планеты на планету. Это увлечение продолжалось.

Потом он жадно всматривался в оригинальную версию "Звездного пути". Тогда он уже работал над визуализацией космических колоний. Понимание прошлого и наша концептуализация будущего находятся в постоянной динамике. Представление адаптируется, в зависимости от настоящего, которое связывает два этих временных этапа.


Спустя четыре десятилетия у Роберта Херта (Robert Hurt), ученого и художника, который более 15 лет работает над миссией NASA "Спитцер" (Spitzer), другая задача: проиллюстрировать экзопланеты. Это часть масштабной миссии — выявить потенциально обитаемые тела за пределами нашей Солнечной системы.

В частности, в системе TRAPPIST-1 были обнаружены семь экзопланет размером с Землю, вращающихся вокруг ультрахолодного красного карлика.

Сравнение размеров одной из  экзопланет и Земли, Роберт Херт © NASA
Сравнение размеров одной из экзопланет и Земли, Роберт Херт © NASA

С каждым новым открытием мнение об этих мирах меняется и трансформируется. Экзопланета 55 Рака e, как отметил Херт, оказалась особенно трудной для визуализации:

Я проиллюстрировал ее как минимум пятью разными способами, потому что каждый раз, когда появляется новое открытие, мы меняем рисунок, чтобы отразить наше обновленное понимание того, какой планета может быть.

В работах художника эта экзопланета изменилась: из шара теплого газа превратилась в скалистый мир, покрытый расплавленной лавой. В какой-то момент считалось, что 55 Рака e покрыта вулканами, извергающими вздымающиеся газовые облака в атмосферу.

Планета 55 Рака e в представлении Роберта Херта © NASA
Планета 55 Рака e в представлении Роберта Херта © NASA

Процесс иллюстрирования экзопланет Хертом происходит параллельно с постоянным переосмыслением человечеством будущего. Он пояснил свою работу:

Мы можем выдвинуть одни гипотезы, и со временем, по мере того, как мы узнаем больше, все может измениться.

Убедившись, что научные данные точно отображены, Херт сотрудничал с бывшим голливудским художником спецэффектов Тимом Пайли (Tim Pyle), чтобы заполнить некоторые пробелы. Вместе они брали базовое понимание NASA об этих экзопланетах и ​​превращали его в прекрасные, красочные гипотезы внешнего вида планет. Делается это, чтобы пробудить интерес общественности к нашему общему будущему.

Планета 55 Рака e возле своей звезды, Роберт Херт © NASA
Планета 55 Рака e возле своей звезды, Роберт Херт © NASA

Сегодня наше медийное пространство гораздо более насыщенно всевозможными изображениями, чем это было в семидесятых годах прошлого века. Херт говорит, что сегодня его иллюстрации должны конкурировать с кадрами фильмов, не отстают и всевозможные программы для визуализации.

Так недавно NASA представило новое приложение, которое позволяет совершить экскурсию на одну из экзопланет системы TRAPPIST-1 (на Хайпе уже писали об этом). Программа была разработана с использованием данных команды миссии "Спитцер". Как видите, необходимость увлекательного визуального повествования в науке так же важна, как и 40 лет назад. Но вот форматы этой визуализации меняются со временем.


Космические разработки сегодня ведутся по всем фронтам. В то время как аэрокосмические агентства вовсю рыщут по космосу в поисках обитаемых планет, успехов добиваются и частные компании, вроде SpaceX. Правительственные учреждения исследуют, как долго и насколько благополучно человек может жить без земной гравитации, в то время как другие готовятся к колонизации Марса.

Несмотря на всю важность этих исследований и проектов, постоянная и успешная жизнь за пределами Земли все еще кажется нам фантастикой, пусть уже и не такой далекой, как в семидесятые годы.

Как вы думаете, в ближайшие десятилетия у человека получится создать внеземную колонию? Я думаю, что, учитывая решительные темпы развития науки, это вполне возможно. Согласны? Делитесь в комментариях!

По материалам Artsy