Анастасия Кириченко
Начинающий художник, настольный игроман и жуткий любитель природы

Как основатель Mobike превратила безумную идею в $3 млрд

Велосипеды Mobike (Фото: yicaiglobal)
Велосипеды Mobike (Фото: yicaiglobal)

Три года назад Ху Вэйвэй и другие соучредители решили начать бизнес — в рамках их идеи потребители могли недорого арендовать велосипеды и меняться ими. Явление получило название байшеринг. Так люди могли быстро добраться до метро, места работы или супермаркета, а затем оставить велосипед здесь же, избавляясь от необходимости искать парковку.

Удивив весь мир, китайский бизнес процветал и на этой неделе бывший журналист и ее команда продали Mobike, организацию, которая теперь оценивается в $3,4 млрд. Покупателем стала компания Meituan Dianping, в рамках сделки учредители и инвесторы заработали около $1 млрд наличными, а Ху — которой в этом году исполнилось 36 лет, — и ее команда будут продолжать вести бизнес.

Эта история — о Новом Китае, где технологические «выскочки» накапливает богатство с невероятной скоростью, а поколение молодых предпринимателей выигрывает от массового внедрения смартфонов, высокоскоростного интернета и упрощенных мобильных платежей.

Велосипеды Mobike (Фото: machi-nori.jp)
Велосипеды Mobike (Фото: machi-nori.jp)

Опираясь на технологических гигантов типа Alibaba Group Holding Ltd. и Tencent Holdings Ltd., китайские стартапы смогли потратить миллиарды на создание бизнес-моделей, которые в конечном итоге приносят пользу этим корпорациям. Бен Харбург, управляющий партнер Magic Stone Alternative Investment Ltd., который инвестировал в Meituan и Mobike, заявил:

В мировой интернет-истории вы никогда не увидите такого феномена; так много денег, заработанных так быстро такими молодыми предпринимателями.

Советником компании выступила China Renaissance, при этом по данным исследования CB Insights, Mobike оценивается в порядка $3 млрд. При этом в рамках сделки о продаже, капитал компании был оценен в порядка $2.7 млрд, но Meituan возьмет на себя около $700 млн долга.

Невероятный рассказ Mobike начался в 2015 году, когда Ху, наряду с соучредителями, выступила с одновременно простой и гениальной идеей. Команда предложила объединить велосипеды с помощью людям, желающим избавиться от пробок. В это же время над созданием аналогичного проекта работала группа студентов, во главе с Дай Вэй. В результате была создана компания Ofo — самый серьезный соперник Mobike.

Велосипеды Ofo (Фото: Wired UK)
Велосипеды Ofo (Фото: Wired UK)

Это было непросто. В Китае интернет-бизнес проходит жесткое испытание. По крайней мере, три десятка компаний освоили нишу, и колоссальное количество велосипедов появилось в Пекине и Шанхае. Муниципалитеты изо всех сил старались держать улицы и тротуары свободными для движения. В то же время местные власти в США и Европе отказались от этой идеи, хотя китайские стартапы пробовали реализовать свои представления о передвижении и за рубежом.

По словам Ассоциации потребителей Китая, более 34 мелких конкурирующих компаний закрылись из-за высоких эксплуатационных расходов и отсутствия финансирования. По результатам Counterpoint Research, в настоящее время Mobike и Ofo занимают около 90% этого рынка.

Mobike заманивала инвесторов грандиозными идеями. Компания создала велосипеды с оригинальным дизайном и оранжевыми колесами, средство передвижения комплектовалось системой навигации. Цена одного такого велосипеда была вдвое выше, чем у Ofo и составляла порядка 3 тыс. юаней ($476), но со временем она снизилась.

Велосипед Ofo (Фото: Li Tao)
Велосипед Ofo (Фото: Li Tao)

Постоянный денежный поток от крупных инвесторов, таких как Alibaba, Tencent и Sequoia, помогли Mobike наводнить улицы велосипедами. Даже противодействие со стороны властей не остановило развитие компании. Так, в начале муниципальные организации конфисковывали десятки велосипедов ежедневно, пытаясь очистить свои тротуары от такого «беспорядка». Тенг Бингшенг, профессор Высшей школы бизнеса Чунг-Конг, сказал:

Случай с Mobike показывает, как Китай в полной мере открывает возможности стремительного роста для небольших стартапов за короткий промежуток времени. Многие китайские технологические стартапы в конечном итоге займут место между Alibaba и Tencent, потому что эта «пара» покрывает широкую область с точки зрения интернет-услуг.

По данным Boston Consulting Group, в США стартапу требуется в среднем семь лет, чтобы достигнуть стоимости $1 млрд, в то время как в Китае эта цифра составляет всего 4 года.

В настоящее время экономическая ниша Китая разделена на три «лагеря». В первом из них находятся Meituan и Mobike, поддерживаемые Tencent. Во втором— Alibaba, которая разработала Ofo, а в третьем — Hellobike.

Наряду с этим, есть еще и крупнейшее приложение проката в Китае, Didi Chuxing. До недавнего времени, компания была одним из самых влиятельных поклонников Ofo, однако эти «отношения» испортились после того, как Didi Chuxing захотела контролировать Ofo. Затем, компания попыталась инвестировать в Mobike, при этом в Tencent, корпорации, являющейся сторонником Didi, одобрили эти «отношения».

Компания Meituan сама балансирует на грани в отношениях со своим главным сторонником. В настоящее время организация проводит 60% своего платежного трафика через Tencent, что не мешает ей разрабатывать собственную систему транзакций. Поскольку Meituan превращается в супер-приложение, предлагающее все, начиная от доставки еды и заканчивая прокатом, она может больше не довольствоваться тем, что является прокси-сервером Tencent. Чжоу Синь, президент интернет-консалтинга Jkinvest Bigdata, сказал:

Эти компании второго уровня могут использоваться в качестве прокси-серверов для Alibaba и Tencent на данный момент, но в их собственных офисах они также ведут свою игру, пытаясь построить крупные экосистемы.

Тем не менее, байкшеринг все еще остается переполненной нишей. По данным Counterpoint, обе компании, и Ofo, и Mobike смогли «сколотить» миллиарды только после нескольких этапов финансирования. И даже после этого, по мнению Чжана Менгэнга, аналитика Counterpoint, компании остаются нерентабельными. Он заявил:

Взимаемой платы недостаточно, чтобы покрыть расходы на проведение операции. Кажется маловероятным, что в ближайшем будущем появятся четкие способы эффективной монетизации.

После совершения сделки, на странице аккаунта Ху Вэйвэй в WeChat появилась новая запись. В ней говорилось, что Ху считает миссию Mobike соответствующей видению Meituan. По ее мнению, это только начало:

С моей точки зрения, это новое начало, — написала она, добавив ссылку на песню группы Nine Inch Nails «The Beginning of the End».

Источник: Bloomberg