Начинающий художник, настольный игроман и жуткий любитель природы

Поведение пользователя можно предсказать по постам его друзей

Поведение пользователя можно предсказать по постам его друзей
© Amazon.com

Феномен "предсказуемой рекламы" стал любимой темой для обсуждений среди поклонников теории заговора. Они полагают, что технологические компании прослушивают их разговоры, анализируют переписку и другими незаконными способами собирают о пользователях конфиденциальную информацию. Конечно, все эти опасения, в свете последних событий, трудно назвать безосновательными. Но не все так плохо.

Хорошо подобранная персональная реклама — это просто свидетельство того, что алгоритмы Facebook действительно хороши. Остановимся на одной из гипотез, которая возникла в ходе исследований ученых из Университета Вермонта и Университета Аделаиды. Результаты были опубликованы в журнале Nature Human Behavior.

Как это работает

В чем заключалась суть исследований? Соавтор работы Льюис Митчелл из Университета Аделаиды сказал, что главным результатом его симбиоза с группой ученых стал тот факт, что прогнозировать поведение людей можно не по их постам, а по записям их друзей. Он подробнее рассказал об этом, давая интервью новостному изданию The Register.

Что это значит? Ученым, используя разработанный метод, достаточно проанализировать записи и посты восьми ваших друзей, чтобы с вероятностью в 64% предсказать ваши дальнейшие действия. В исследовании были затронуты и другие важные вопросы конфиденциальности данных. Но обо всем по порядку.

Пока это звучит слишком загадочно и сложно, чтобы оказаться правдой. Да, я тоже так сначала подумала. Но как бы не так. Рассмотрим само исследование и его цели подробнее. В целом, вопрос исследования можно озвучить так:

Насколько хорошо модель может делать предсказание следующей записи пользователя?

И чтобы ответить на этот вопрос группа ученых детально изучила более 14 тыс. пользователей в Twitter и более 30 млн их постов. Внимание было сосредоточено на 927 "эго-сетях", в центре каждой из которых был определенный пользователь. У каждого из них были выделены 15 наиболее часто упоминаемых контактов, а затем отсеяны лишние.

Льюис Митчелл © Australian Institute of Policy and Science (AIPS)
Льюис Митчелл © Australian Institute of Policy and Science (AIPS)

Полученные данные использовались для изменения вариативности (своего рода энтропии), неопределенности и предсказуемости. Все это позволило создать информационную теорию, в которой основной единицей измерения являются уже не привычные нам 1 и 0, а слова.

При этом возможность предсказать ваши действия на 64% не означает, что ученые будут правы, скажем, в 64 случаях из 100. Процент скорее значит, что именно с такой долей вероятности сбывается прогноз.

Но на этом результаты исследования не закончились. К примеру, как думаете, поможет ли удаление аккаунта в социальной сети защитить ваши данные? Станет ли от этого невозможным предсказание ваших дальнейших действий? Ну... не совсем. Анализ записей все тех же 8-9 друзей по-прежнему поможет предсказать ваши действия с высокой долей вероятности.

Но так будет не всегда. Со временем, после удаления аккаунта, "связь" с публикациями друзей слабеет. Соответственно, снижается и точность предсказания действий. Митчелл сказал:

Есть эффект "недавности". Если вы удалите свою учетную запись, информация будет стерта, и предсказуемость на основании постов друзей в конечном итоге исчезнет.

По словам Митчелла, исследование продемонстрировало, что ошибочно переоценивать индивидуальную ответственность за неприкосновенность частной жизни. Конфиденциальность, безусловно, является коллективной ответственностью.

Немного о рекламе

И как все это относится к тем персонализированным рекламным объявлениям, которые заставляют людей думать, что технологические гиганты прослушивают их звонки?

© localvalue.com
© localvalue.com

Представленное исследование дает четкое понимание того, какими инструментами и возможностями, гипотетически, могут обладать технологические компании и социальные сети. И это только вершина айсберга. Митчелл сказал:

После этого меня не удивляет способность Facebook преподносить рекламу так, как будто у них включен микрофон для записи и анализа звонков.

Исследователь уверен, что люди очень предсказуемы по многим вещам, включая посты их друзей. На основании этого можно создать целые поведенческие модели, предсказывающие как поступит тот или иной человек. В дальнейшем эту информацию можно использовать для рекламных рекомендаций.


Если такую занимательную теорию смогли обнаружить и подтвердить всего несколько ученых, то какие методы могут придумать технологические компании, на которые работают сотни лучших умов? Остается только догадываться.

По материалам The Register