Анастасия Кириченко
Начинающий художник, настольный игроман и жуткий любитель природы

Рисуем машину масляными красками поэтапно

Эта картина была для меня как вызов, ведь раньше я не писала машины, и даже не рисовала их карандашом.

Рисуем машину масляными красками поэтапно

Сразу хочу сказать, что я не художник по образованию, а самоучка. Это скорее хобби, поэтому этапы и решения, описанные мной, запросто могут быть неправильными с технической точки зрения. Предлагаю вам вместе со мной попробовать написать такую картину, а я покажу, как менялась картинка на моем холсте.

Итак, перед нами чистый холст, но всего через несколько сеансов на нем должен появиться ретромобиль.

Обычно я пишу без наброска, сразу расставляя предметы по своим местам по мере написания. Но здесь эта техника не зашла, получилось много грязи и мало результата. Поэтому я пошла по другому пути.

Начнем. Берем карандаш и очерчиваем самые значимые элементы нашего ретрокара, чтобы потом было за что "уцепиться". В первую очередь, это колеса и кузов. Так как машина стоит в развороте, то можно представить ее виде прямоугольника, расставив точки касания колесами поверхности и последовательно соединив их. Затем от этих точек можно поднять прямые, образовав такой себе объемный макет будущей машины. Как кому удобно.

Вот такое чудовище я наваяла карандашом на этом первом этапе.
Вот такое чудовище я наваяла карандашом на этом первом этапе.

Если хотите, можете хоть под копирку контуры перевести, но учтите, что писать маслом — не карандашом, поэтому такое подспорье вряд ли сильно поможет.

Не стремитесь сделать набросок детальным или реалистичным, помните, что он видоизменится еще сотню раз, пока превратиться в готовую картину, поэтому попросту не тратьте на это время. Итак, набросок карандашом в общих чертах готов, теперь нужно немного отметить его красками.


Старайтесь сохранить общие пропорции и время от времени отходите от полотна, чтобы оценить результат.

На наброске видно, что колеса немного не на месте, их разворот не соответствует картинке, а размер не сопоставим между собой. Кроме того, машина как бы невесома: шины округлые снизу, хотя должны немного прогнуться под действием силы тяжести.

Набросок машины красками.
Набросок машины красками.

Не забываем про Его Величество свет из под теневой, это частый гость натюрмортов, но и в нашей картине он более чем уместен. Это добавит ощущения пространства под машиной. Чтобы создать этот эффект, добавляем немного света из-под нижней части авто и задних колес.

Исправляем недочеты и едем дальше, уже непосредственно к написанию.

Если вы пишите машину впервые, как и я, то колеса могут упорно не хотеть становиться на свое место. Негодяи. В таком случае переднюю колесную пару можно немного развернуть вбок, чтобы они виделись практически круглыми. Это немного спасет ситуацию.

Дальше нам нужно будет первично написать фон, обозначить доски, их границы.

На этом этапе фон должен заходить на объект переднего плана. Не забывайте, что фон также пробивается и через стекла автомобиля. Так, в конечном итоге, автомобиль впишется в картину, а два ее элемента (ретрокар и фон) не будут существовать отдельно, а станут единым целым.

Фон зашел на сам автомобиль.
Фон зашел на сам автомобиль.

После того, как зачатки фона будут созданы, можно приступить к самому автомобилю. Для этого возьмем кисть побольше. Мне нравится делать первичные прорисовки, наполнение цветом пальцами и плоской щетиной. Кому-то, возможно, удобно иначе.

Удобнее всего начать с задней части картины. Подкорректируйте заднюю часть кузова авто, поставьте колесо на место, обозначив покрышку, диск и обод. Можно первично наметить спицы и место их соединения. Таким образом, можно выгоднее подчеркнуть положение колеса.

Далее нужно немного прописать салон автомобиля. Помните, что объект мы рисуем трехмерный и где-то там, вдалеке, есть самый темный угол машины. С него и начнем, а далее обозначим крышу, которая частично закрывает от зрителя то, что можно разглядеть позади авто через стекла. Обозначим руль и сидения в машине. Они достаточно низко расположены, поэтому видна только их верхняя часть.

После салона вернемся к дверям. Здесь нужно посмотреть, как располагаются тени и рефлексы на картинке, обозначить их соответственно темными и светлыми оттенками, а далее заполнить все остальное базовым цветом. После того, как архитектура дверей готова, можно схематически обозначить ручки и другие детали.

Не забывайте о том, что машина будет отбрасывать тень, а из под самой ее нижней части выбивается тот самый свет из под теневой. Обозначьте их на картине.

Осталась еще передняя часть авто и запасное колесо, расположенное сбоку. С него и начнем.

Итак, оно заключено в свой чехол, повторяющий цвет и фактуру кузова машины. Тем не менее, спицы и место их соединения отлично видны. Здесь самое важное правильно обозначить форму и размер колеса. Помните, что оно хоть и круглое по форме, но расположено под углом. Это утверждение актуально для всех колес, ведь для зрителя они становятся эллипсами, сплюснутыми в той или иной степени.

Колесо, закрепленное на кузове, частично утоплено в нем, если можно так выразиться. Иными словами, верхняя его часть будет синей, с виднеющимися спицами, ободками и кожухом, а вот нижняя будет серой, как и нижняя часть корпуса машины.

Не забывайте о том, что из-за высокой посадки четвертое колесо машины должно также виднеться. Совершенно не к чему прописывать его, просто сделайте в месте его расположение небольшое темное пятно.

Вот такой вот промежуточный результат.
Вот такой вот промежуточный результат.

После запасного колеса приступим к переднему, но отдаленному. Да, вот такой вот парадокс, переднее дальнее. Итак, для начала обозначим границу покрышки темным цветом. Обратите внимание на то, что она не везде одинаковой толщины из-за того, что колесо стоит боком.

Далее по этому же контуру добавляем белый обод. По сути, если бы эти два элемента были одного цвета, они бы образовали круг, но так это вытянутые подобия окружности которые, в зависимости от положения вытесняют друг друга.

После того, как форма шины и обода обозначены, нарисуйте в центре место крепления колеса к самой машине. От центра к ободу можно провести ряд спиц, они немного скрещиваются. Пока их толщина не имеет значения, ведь все погрешности мы сможем устранить, а то, что нужно детализировать на этапе прорисовок. Когда колесо будет более-менее вам нравится, вернемся к кузову.

Обратите внимание на блики и светлые области, они подчеркивают форму авто, делают его трехмерным, а не плоским. Для начала просто пройдите краской по всем контурам и стыкам деталей, а потом заполните пробелы краской нужного цвета. Не забывайте сверяться с картинкой, чтобы не допустить сильных погрешностей.

Прорисуйте решетку радиатора. Для этого заполните всю область темной краской, а затем пустите вертикальные светлые полосы. На очереди у нас второе, "самое переднее" колесо.

Пишем его по аналогии с предыдущим с той лишь разницей, что здесь спицы сходятся спереди.

Едем дальше и беремся за фары с клаксонами, всякими трубочками и другими деталями. Фара также повернута, здесь все то же, что и колесо. Внутреннюю ее часть наполняем белым и серым цветом. При этом нужно понимать, что ее внутренняя поверхность фактурна, делится на прямоугольники, уложенные сферически. Далее делаем набросок трубок соединения, клакосны. внутри них располагается мелкая сетка. Пока просто обозначьте ее положение немного более темным цветом.

Отойдите и оцените результат. Возможно, вы заметите какие-то дефекты, которые можно устранить. Они касаются не детализации, а только расположения объектов и их формы. Откорректируйте положение предметов относительно друг друга и пространства.

Подчеркните свет и тени картины, сделайте ее немного глубже. Мы отлично поработали, но впереди нас ждет самое интересное и не менее сложное: первичная детализация.

Начнем с заднего колеса. Это последний этап на котором еще можно внести корректировки в положение всех конструктивных деталей. Поэтому здесь нужно все тщательно выверять, начиная от размера и заканчивая самой конструкцией.

Очертите покрышку, сразу разделите ее на несколько одинаковых продольных частей. Резина не лысая, поэтому какой-то маломальский рисунок протектора сделать все же необходимо.

Далее наступает черед обода. Добавляем немного объема, очерчиваем его форму. Внутри обода находится какой-то барабан, спицы и место их соединения. Спицы как бы выходят их под обода и заходят под колпачок в центре колеса.

Задняя часть авто после первичной прорисовки.
Задняя часть авто после первичной прорисовки.

Когда колесо немного "прояснилось", переходим к крылу. Помните, что кузов авто выполнен из металла, соответственно все блики должны соответствовать этому материалу. Делайте свет и тень, по возможности, мягкими, но и достаточно интенсивными, ведь у ровной глянцевой поверхности отличная отражательная способность.

Если на этом этапе вы немного выходите за границы, на фон, ничего страшного, на этапе создания фактуры дерева мы все это исправим.

Далее переходим на крышу и заднюю часть кузова авто: дверки, салон и стекла.

Начнем с салона. Здесь мы работаем тонким, лессировочным слоем, т.к. в такой второстепенной части авто никак нет места детальным прорисовкам. Разве что вы хотите нажить себе геморрой. Нужно подправить положение заднего окна. При желании, его можно продлить, чтобы его было видно сквозь другие три окна: лобовое и 2 ближних боковых.

Я бы даже сказала что это необходимо сделать, ведь на исходнике оно обрывается совершенно неорганично. Возможно, в этой машине оно просто маленькое. Но нам то это неизвестно, поэтому в нашей власти сделать все, чтобы авто было пусть не слишком детальным и достоверным, но и достаточно симпатичным.

Далее нужно сделать однородным тон в дальних боковых окнах. По идее, они открыты, так что затенять их нет необходимости. Просто берем краску, максимально приближенную к цвету фона и равномерно заполняем окошки. Если видны мазки от кисти, то есть отличный инструмент, который поможет сгладить их: палец.

В самом салоне особо ничего не трогаем. Добавляем немного светотени на руль и едем дальше. Сейчас можно написать раму переднего стекла. Обратите внимание на то, что оно слегка выгнутое, поэтому рама должна повторять изгиб кузова. Само стекло пока не пишем — когда высохнет салон мы сделаем его в виде лессировки.

Салон машины
Салон машины

Самое сложно в ближних боковых окнах — прописать раму, определить ее оптимальный размер и форму. Кроме того, одно стекло закрыто. Поэтому для начала рисуем его темно-мутным, затем усиливаем тень от рамы, подчеркиваем слегка затемненным цветом фона заднее окно и делаем пару небольших, пока едва заметных, блика.

Крышу делаем самой светлой — именно сюда падают самые интенсивные лучи предполагаемого источника.

Двери сначала наполняем цветом, затем рисуем петли, накладываем светлые и темные оттенки основного синего цвета там, где на двери приходится рефлекс. Далее Делаем небольшую разметку темным цветом: проводим продольные полосы, отмечаем стык дверей и обводим подножку.

Сейчас достаточно будет просто заполнить подножку светлым цветом, притемнив возле крыла. Далее нужно нарисовать продольные полосы в двух направлениях так, чтобы своими пересечениями они образовали множество ромбов. По задумке каждый из этих ромбов выпуклый. Следовательно середины их нужно немного осветлить. Совсем светлым цветом возле запаски и немного притемненным у крыла заднего колеса.

Подножка и нижняя часть машины
Подножка и нижняя часть машины

Не забудьте обозначить местоположение петель. Удобно будет сделать это плоской кистью: сначала делаете определенное количество белых прямоугольников, а затем в центр этих прямоугольников накладываете немного темной краски. Их отражение на кузове сделаем позднее.

На готовые двери "монтируем" ручки и приступаем к капоту. Там, где детали представлены блестящим металлом, типа нержавейки, выделяем свет и тень на них бело-серыми красками. Сам капот докрашиваем основным цветом и уточняем его границы.

Запасное колеса прорисовываем по аналогии с задним, не забывая о том, что вместо обода и шины у него металлических кожух. Далее прорисовываем бак с несколькими креплениями и все, что находится выше переднего колеса, но дальше фары.

Выравниваем переднее дальнее колесо, создаем фактуру рисунка протектора, немного затемняем и уточняем обод. Добавляем мути, то есть неразличимых деталей, ниже клаксона. Пишем решетку радиатора. Можно взять линейку или что-то ровное чтобы уточнить эти прямые линии. Не забываем добавить немного тени в верхней части решетки. На металл ставим блики.

Сама машина почти готова
Сама машина почти готова

Уточняем очертания трубы в нижней части кузова авто, за передним колесом и пишем "переднее колесо". Выставляем колесо максимально вертикально, регулируем его наклон. Прописываем по аналогии со всеми остальными колесами.

Остается только бампер. Он заходит за оба передние колеса на одном уровне: посередине. Осмотрите свое произведение, при необходимости, усильте светотень и интенсивность красок.

Далее нежно взять тонкую кисть и прорисовать все тонкие детали: стыки на кузове, спицы на колесах, фары, сетку на клаксонах и остальные элементы. Просто смотрите на исходник и добавляйте краску там, где у вас ее не хватает.

Кстати, исходник у меня был отвратительного качества и ничего лучше я, увы, не нашла.

Исходник для картины
Исходник для картины

Когда вы будете довольны результатом, приступаем к доскам. сама машина к этому моменту должна хорошенько высохнуть, иначе картину можно легко смазать.

Проще всего посмотреть, как выглядит фактура дерева и нанесите ее на картину темной краской. Кое-где можно добавить и света. На саму машины я доски не наносила, они остались только на фоне. Вот что у меня получилось.

Конечно, моя писанина не фотопечать и на исходник картина получилась не очень-то похожей, но мне нравится результат. Возможно, что-то в картине еще будет корректироваться.
Конечно, моя писанина не фотопечать и на исходник картина получилась не очень-то похожей, но мне нравится результат. Возможно, что-то в картине еще будет корректироваться.

Вот и все, остается только подождать несколько месяцев, пока можно будет покрыть картину лаком.