Анастасия Кириченко
Начинающий художник, настольный игроман и жуткий любитель природы

Забавная притча о лепреконе и манипулировании информацией

Если говорить об ассоциациях, то первое, что приходит на ум большинства людей при упоминании манипулирования информацией, это цензура. Но это отнюдь не единственный и точно не самый эффективный инструмент из всего многообразия используемых.

Забавная притча о лепреконе и манипулировании информацией
© Fatos Desconhecidos

У цензуры есть много "родственников", которые куда более распространены и действенны. Мы рассмотрим методы, используемые чаще всего и научимся узнавать, когда нами манипулируют.

Нужно понимать, что это весьма провокационная тема, и, когда о ней заходит речь, наш мозг, обычно, закрывается прежде, чем осознает, как это действительно работает. А если мы не осознаем, как работает искажение информации, то, соответственно, не можем и бороться с этим.

Чтобы подойти к этой проблематике, мы будем двигаться ассоциативно, рассмотрим ее на примере притчи об Умном Томе и лепреконе (Scholastic, 1988).

Было это давным-давно…
... Наш герой, Умный Том, неспешно прогуливался по зеленому лугу, залитому солнечными лучами, неподалеку от своего сельского дома в Ирландии. И вдруг он увидел лепрекона. Прислонившись к забору, тот крепко спал. Том не мог поверить собственным глазам.
Да, бабушка с дедушкой рассказывали ему истории о феях и гномах, но он всегда думал, что это были только сказки. Но теперь перед ним был настоящий лепрекон во плоти. И Том уже знал, что это значит.
Ему нужно было поймать лепрекона, и тогда сказочное существо вынуждено было бы показать ему, где зарыты несметные сокровища. Для бедного сельского парня, это был единственный шанс изменить свою жизнь в лучшую сторону. Том решил во что бы то ни стало не упустить эту возможность. Тем более, что лепрекон спал и поймать его было совсем не сложно.
Том пошел в наступление и схватил гнома. Проснувшись, тот сразу понял свою ошибку, но отступать было уже некуда. Он обреченно вздохнул и согласился провести Тома в самую чащу леса. К дереву, под которым были зарыты несметные богатства лепреконов.
Тома переполняло чувство эйфории. Наконец-то он дождался того самого единственного шанса в своей жизни. Уж теперь-то он заживет совсем иначе. Он мечтал покинуть ферму и отправиться в большой город в поисках новых приключений. Именно эти мысли переполняли его, когда они с гномом отправились в лес.
Конечно, Том спешил. То ли он боялся, что лепрекон передумает, то ли торопился заполучить себе все сокровища. Но в спешке он забыл лопату и тачку, с помощью которых он бы мог откопать клад и привезти его к себе на ферму. Он был подавлен: вокруг не было ничего, чем он мог бы выкопать сокровища. Да даже если бы он и сделал это, донести сокровища домой в руках он бы не смог.
В голове Тома лихорадочно носились мысли: в конце концов, должен же быть ответ на эту дилемму. И он нашелся! После того, как лепрекон показал Тому заветное дерево, парень достал из кармана красную ленту. Он обвязал ее у основания дерева. Теперь он знал, что эта метка приведет его обратно на это же самое место после того, как он сбегает домой за тачкой и лопатой.
Но прежде, чем отпустить волшебное существо, он потребовал, чтобы тот пообещал ему не убирать метку с дерева. Том знал, что лепрекон, будучи волшебным существом, не сможет соврать ему и нарушить данное кому-то обещание. Том оправдал свое прозвище. После того, как гном согласился, Том освободил его и со спокойной совестью отправился домой.
Он побежал на ферму во весь опор и также быстро вернулся назад с инструментом, чтобы, наконец, разбогатеть и осуществить все свои мечты. Но когда он подошел к тому самому месту, его сердце упало: нет, лепрекон не тронул ленту. Он обещал не делать этого и сдержал свое слово. Но вместо этого, он повязал такие же точно ленты на стволах сотен деревьев вокруг. В конце концов, Умный Том оказался не таким уж умным.
© NJ Family
© NJ Family

Формы управления информацией, описанные в притче

Была ли здесь цензура? Нет, лепрекон сразу рассказал всю информацию, открыто и не лукавя показал Тому то самое дерево, где зарыт клад. Пусть и нехотя, но информацию он не скрывал. Так какие методы и формы манипулирования общественным мнением задействованы в этой притче?

В этой занятной истории затронуто сразу несколько моральных принципов. Да, пусть эта сказка немного наивна, на то она и сказка, но какие-то полезные уроки из нее можно и нужно извлечь. Итак, здесь встречается манипулирование информацией в нескольких формах. Давайте разбираться.

Начнем с поиска информации. Просто ли было Тому получить информацию о том, где спрятаны сокровища? Нет, ему нужно было выполнить как минимум несколько условий. В первую очередь, нужно было найти сказочное существо. Затем захватить ловкого и проворного лепрекона.

Здесь Тому несказанно повезло: гном спал, поэтому эти два пункта значительно упростились. А если бы этого не случилось, вряд ли он бы вообще узнал о существовании клада. Это и есть метод отвлечения, который намеренно затрудняет поиск фактов.

Например, вам нужно получить информацию, скажем, о климатической среднегодовой статистике города. Метеорологам не трудно дать вам эти цифры, как и гному не трудно предоставить Умному Тому координаты дерева. Но для того, чтобы получить эту информацию, вас, непременно, попросят дать официальный запрос. А это существенно усложняет дело.

© armpd
© armpd

Теперь вернемся к тому, как именно лепрекон помешал Умному Тому завладеть сокровищами. Нет, он не лукавил и ничего не скрывал. Он не стал прятать факты "классически", просто сняв ленту с дерева.

Вместо этого он создал еще тысячи таких же фактов, которые сделали поиск реальной, важной и критической информации просто невозможным. Это информационное "наводнение", метод фрагментации, когда важный факт скрывается в целом океане несуществующих или маловажных.

Как распознать манипуляции

Не только простые обыватели, но и профессионалы в области информационных технологий отнюдь не всегда могут распознать манипуляции. Тем не менее, именно людям, которые не обладают никакими предубеждениями, проще всего разобраться в том, правдива ли представленная им информация.

Как же узнать, что вы стали жертвой манипуляций информацией? Вот некоторые "симптомы" того, что вы столкнулись с этим явлением:

  • Вас просят подать официальный запрос для получения информации, которая по закону должна быть общедоступной.
  • У вас не возникает никаких трудностей в навигации на обычных сайтах, но когда вы пытаетесь найти какую-то важную информацию, в соответствующем разделе ориентироваться очень трудно. Здесь буквально черт ногу сломит.
  • По интересующему запросу поисковая система выдает очень мало результатов.
  • Интересующая информация, которая должна быть в открытом доступе, спрятана за регистрацией, требованиями персональной информации или платной подпиской.
  • Информацию использует аудитория, говорящая на разных языках, а вот данные представлены только на одном.
  • Данные представлены не в удобной текстовой форме, а в формате картинок. В таком случае ее гораздо тяжелее найти, перевести или обработать любым другим способом.
  • Информация публикуется в ночное время, в выходные или праздничные дни.

По сути, ни один из этих тревожных сигналов не может дать стопроцентной уверенности в том, что кто-то имеет злой умысел и препятствует распространению информации. К примеру, могут быть веские, в том числе и юридические, причины, почему то или иное лицо/организация создало такие препятствия на пути получения данных. Просто, когда возникает подобная ситуация, нужно быть осторожным и настойчивым.

Все эти приемы действуют лишь потому, что большинство людей не будет пытаться пройти через все эти препятствия на пути к истине. И это правда, ведь гораздо проще отступить от цели, чем начать предпринимать дополнительные попытки что-то изменить.


Не нужно думать, что манипулирование информацией является какой-то новинкой. Совсем нет, этим инструментом люди пользовались испокон веков. Задачей современного человека является осознание этой проблемы и методов, которые при этом используются, чтобы эффективно противостоять пропаганде и научиться видеть факты.

По материалам Medium