Анастасия Кириченко
Начинающий художник, настольный игроман и жуткий любитель природы

Женщины-новаторы, которые разрабатывали автомобильные интерьеры в 1950-х годах

В середине 1950-х годов в General Motors производили изящные красные Corvettes и мерцающие Cadillac Eldorados. Именно тогда впервые компания пригласила группу женщин в свою команду дизайнеров и с удовольствием рекламировала это решение.

Женщины-новаторы, которые разрабатывали автомобильные интерьеры в 1950-х годах
© General Motors LLC

Они гордились таким дополнением своего штата и выпустили рекламный ролик, освещающий новые, казалось бы, прогрессивные взгляды на наем сотрудников. Один из авторов ролика говорит, что:

Сегодняшняя современная женщина – не просто голос на заднем сидении, имеет решающее слово в покупке 7 из 10 автомобилей. Это женский вкус, представленный девочками из "Damsels of Design".

"Damsels of Design" — это название новой женской команды дизайнеров, которое придумал тогда вице-президент GM Харли Эрл со свей командой по связям с общественностью. Под этим названием компания рекламировала своих новых сотрудниц. Это были девушки в возрасте от двадцати до тридцати лет, которые недавно получили диплом дизайнера в Институте Пратта и Академии искусств Крэнбрук.

Шесть женщин — Сюзанна Вандербильт, Джанет Линдер, Рут Гленни, Сандра Лонгиер, Марджори Форд Полман и Пегги Зауэр — работали над интерьерами разных марок GM. Тем временем остальные четыре женщины — Джер Каванаф, Ян Кребс, Дагмар Арнольд и Джейн Ван Алстайн — разрабатывали автомобильные детали и работали с Frigidaire, дочерним предприятием GM, придумывая дизайн кухонь и бытовой техники.

Как объяснил Эрл в пресс-релизе 1957 года, он предложил девушкам добавить "женскую точку зрения" к товарам GM. В послевоенной Америке женщины изучали дизайн и покупали автомобили в большем количестве, чем когда-либо прежде, и Эрл не упустил из виду этот факт. В пресс-релизе он указал на покупательскую способность женщин:

Они зарабатывают $42 млрд в год, что само по себе делает их очень важными покупателями автомобилей.

Если женщины покупали больше автомобилей, как думал Эрл, именно женщины-дизайнеры должны были выражать все их желания и обращать внимание на их чувства. Как выразилась Сьюзен Скарсгард, дизайнер и архивариус в GM, он "действительно понимал, что привлекать женщин в процесс проектирования имеет смысл".

© General Motors LLC
© General Motors LLC

Ранее, в 1943 году, Элен Ротер стала первой женщиной-дизайнером GM. Она создавала обивку, освещение и оборудование для салонов автомобилей. До этого Элен занималась дизайном ювелирных украшений в Париже и иллюстрировала комиксы для компании Timely Publications, которая впоследствии стала Marvel. Хотя Ротер покинула GM четыре года спустя, концерн принес ей звание "первой женщины-автомобильного дизайнера".

Но только в следующем десятилетии Эрл привлек к работе большую группу женщин, так называемых "девиц дизайна". В эпоху, когда женщины редко получали высокопрофессиональные дизайнерские должности в крупных корпорациях, GM предложила важную стартовую площадку для целой группы. Но работа в GM, назначенная им, как и само название этой дизайнерской группы, были пронизаны сексизмом.

© General Motors LLC
© General Motors LLC

Да, создание этой группы открыло для многих женщин двери в мир "большого" дизайна. Тем не менее, несмотря на то, что "Damsels of Design" играли в компании значительную роль, их фотографировали, как моделей, а не как высококлассных профи. Поэтому окружающие воспринимали их скорее как украшение, а не как ключевых специалистов. Скарсгард говорит:

Все они были очень талантливы, они увидели возможность и воспользовались ею.

Как и все женщины, назначенные в группу автомобильного дизайна, Вандербильт пришла в отдел дизайна, где она работала над интерьерами авто. В 1955 году над созданием Chevrolet, а в 1956 году — над Cadillac. Другие отделы, такие как внешний дизайн автомобилей, для женщин были под запретом. Кроме того, даже в разработке некоторых внутренних элементов автомобиля участвовали только мужчины. В первую очередь, это приборная панель.

© General Motors LLC
© General Motors LLC

Более того, коллеги Вандербильт пренебрегали обязанностями, которые она брала на себя. В своем интервью 1986 года она вспоминает:

Вероятно, от мужчин исходило какое-то чувство, типа: "О, ну, это не продлится долго".

И такое пренебрежение выражалось повсеместно. Девушка быстро научились собирать машину "с нуля", проектируя почти каждую деталь интерьеров Chevrolet, начиная от сидений и дверей до обивки и ковриков.

© General Motors LLC
© General Motors LLC

Вандербильт также пыталась развеять заблуждение о том, что ее работа и работа девушек-коллег такая простая. Она говорила:

Это больше, чем просто украшение или выбор ткани и пошив вещей.

Несмотря на то, что заслуги команды женщин все время преуменьшались, специалисты GM по связям с общественностью часто использовали наличие в своем штате команды "особенных" дизайнеров в собственных интересах. Однажды в 1957 году Эрл заявил:

Помимо того, что они специалисты по цвету и ткани, наши женщины-дизайнеры специализируются на проблемах женщин-водителей.

Женское автошоу (Feminine Auto Show), организованное в 1958 году, было самой значительной и блестящей попыткой GM обратить внимание на девушек. Это выставка, которая была представлена ​​под куполом, изобилующем гиацинтами, поющими канарейками и мягкими щербетами. Каждая из шести женщин-дизайнеров автомобилей создала интерьер ряда новых моделей GM.

© General Motors LLC
© General Motors LLC

В свой кабриолет Cadillac Вандербильт включила инновационные дополнения, такие как складной подлокотник, диктофон и отделение для перчаток. В то же время свой Corvette Рут Гленни оснастила яркими чехлами. Их можно было менять в зависимости от сезона. В свое авто она добавила и, возможно, первые в отрасли выдвижные ремни безопасности.

Проекты, которые заполнили выставочный зал GM, были показаны прессой под заголовками типа: "Автомобильные мечты избалованных девушек". В то время как Вандербильт любила выставки и редкую возможность давать интервью прессе, ей не нравилось проектировать ориентированные на женщин концепт-кары.

© General Motors LLC
© General Motors LLC

Они не только отвлекали от настоящей работы, но и создавали ложное представление о том, что она проектировала авто только для женщин, и что ее обязанности были меньше, чем у ее коллег. В одном из интервью она сказала:

Мы всегда были "женщинами", или "женщинами-дизайнерами". Больше всего нас огорчало то, что нас никогда не воспринимали просто как "дизайнеров".

Хотя их значительные роли в производственном процессе никогда не признавались и не придавались огласке, со временем они все-таки получили внутреннее коллективное признание от других коллег и специалистов. Вот как это объяснила Вандербильт:

Нам особенно понравилось доказывать нашим коллегам-мужчинам, что мы не собираемся добавлять кружевные салфетки на спинки сидений или стразы на ковры.
© General Motors LLC
© General Motors LLC

Вандербильт оставалась в GM в течение 23 лет, поднимаясь вверх по служебной лестнице (хотя и с большим трудом, чем мужчины), и в конечном итоге она заняла должность главного дизайнера. Но большинство женщин, нанятых вместе с ней, покинули компанию через несколько лет. Когда Эрл вышел на пенсию в 1958 году, его преемник Билл Митчелл не видел в женщинах-дизайнерах той же ценности. Об этом говорила Сьюзен Скарсгард.

Скарсгард реалистично оценивает влияние усилий GM по найму женщин-дизайнеров. Но она больше интересуется настойчивостью каждого отдельного дизайнера и карьерой, которую они реализовали после "Damsels of Design".

© General Motors LLC
© General Motors LLC

Например, Джер Каванаф отправилась в Лос-Анджелес, где основала свою собственную студию и занялась дизайном текстиля, изделий, интерьеров, мебели и графики. За свои заслуги она выиграла награду на AIGA Design Conference 2016 года.

Пегги Зауэр присоединилась к команде дизайнеров Studebaker Avanti, помогая реализовать то, что компания назвала "единственный в Америке пассажирский высокопроизводительный автомобиль для 4 пассажиров".

Гленни разрабатывала интерьеры для британского производителя автомобилей Vauxhall, а затем перешла на системы освещения для GTE Sylvania. Арнольд присоединилась к IBM в 1963 году и была первой женщиной в технологической компании, получившей патент на изящный и компактный дисковый накопитель 1301 Disk Storage Unit. Скарсгард о работе девушек в GM сказала:

Я бы никогда не хотела переоценивать идею о том, что это революционная удивительная вещь, которая изменила дизайн. Это было просто маленькое решение, которое привело к большему. Кто-то должен был "пробить потолок" женских возможностей. Да, сначала они могут не пробиться сквозь него, но они делают его слабее.
© General Motors LLC
© General Motors LLC

Да, сейчас, когда женщины есть во всех индустриях, нам трудно понять, каково было занимать аналогичные посты какие-то 70 лет назад.


Для некоторых женщин эти смелые и хрупкие создания стали настоящим вдохновением, о них написали книгу. Это работа Констанс Смит под названием "Damsels in Design: Women Pioneers in the Automotive Industry".

Как видите, даже в то время, когда женщинам практически не было доступа к "мужским" отраслям деятельности, некоторые смелые представительницы прекрасного пола все-таки делали невозможное. Свыкнувшись с пренебрежительным отношением коллег и общественности, они хорошо делали свою работу. И, в конечном итоге, каждая из них построила успешную карьеру. Они стали первооткрывательницами, после которых мир навсегда пересмотрел отношение к женщинам-дизайнерам, в частности, в автомобильной отрасли.

По материалам Artsy