Коля Сулима
guerrilla radio

Новые дзайбацу

Новые дзайбацу
©Paramount pictures

Дзайбацу, или всемогущие транснациональные корпорации, которых так опасался фантаст Уильям Гибсон, оказались в конце концов вовсе не японскими, а американскими.

Япония росла когда-то невероятными темпами, но в итоге упёрлась в собственные заборы: тяжёлый государственный сектор и бюрократическую машину фантастического могущества. На этом японский Годзилла забуксовал и перешёл в режим летаргии, где и находится по сей день. А ведь я ещё помню цитату из фильма «Назад в будущее», где Марти объясняет профессору Брауну, что японские вещи – это давно не говно и бамбук, а передовые технологии самого высокого качества. Примерно в конце восьмидесятых эта гегемония и завершилась, словно Япония испугалась собственных перспектив. Тогда же канули пророчества Гибсона и других футуристов, и мир успокоился лет на тридцать.

Новые Голиафы мира бизнеса тем временем росли в другой части света. Вот они: Facebook, Amazon, Google, Netflix.

Буквально на днях по сети побежали пиктограммы, где каждый из семи смертных грехов был связан с одной из семи знаменитых корпораций. Фейсбуку досталось тщеславие, Нетфликсу - лень. Была алчность, но тут бери любое название из списка. Истории успеха почти идентичны: начинали с удачной идеи, победили конкуренцию, захватили рынок и в итоге переродились в явления куда большие, чем просто доходное предприятие. Во что-то грандиозное и плохо доступное пониманию в силу размеров.

Тут к месту будет цитата из «Тумана» Стивена Кинга:

Когда это существо прошло над «Скаутом», у меня создалось впечатление, будто оно настолько огромно, что синий кит по сравнению с ним будет выглядеть как форель...Что-то такое огромное, что ни под силу никакому воображению. Потом оно миновало нас, но мы еще долго слышали его сотрясающую землю поступь.

Фейсбук последовательно задушил или скупил компании, которые составляли или могли составить ему конкуренцию – MySpace и Instagram, например. Помните Livejournal, который так же пал жертвой ФБ? Даже толкать не пришлось, настолько говенным был тамошний менеджмент. WhatsApp купили, чтобы прихватить сектор мессенджеров, потом было еще много разного, по мелочам. Сегодня, через четырнадцать лет, ФБ и есть социальные сети, за исключением островов вроде Твиттера или местной азиатской партизанщины.

©breadtagsagas.com

Амазон рубит розничную торговлю не хуже Железного Дровосека. Онлайн-шоппинг давно пробил дыру в традицион-ной торговле, но только Амазону удалось расширить её так, чтобы всем стало понятно – корабль потонет куда скорее, чем хотелось бы капитану. Последние пять лет физические торговые площади в США сократились втрое, и это не конец.

Ритейл переходит к формату «шоу-румов», магазинов-примерочных без склада, а заказывать вещи покупатели станут из дома, но даже это никого не спасёт. Покупки уже делают нажав всего одну кнопку на специальном брелоке, заказы формируют складские роботы, впятеро быстрее обычного, а скоро начнут доставлять с помощью дронов. Прощайте, белые грузовики DHL с мексиканскими водилами.

Гугл стал нарицательным даже раньше, чем ФБ и Амазон. Тут и добавить нечего. Самая верная примета человека со странностями? Имейл на Yahoo, например. Где-нибудь, кроме Гугла, короче. Гугл-карты и их грузовики с панорамными камерами, вокруг которых вырос целый фотографический флэшмоб, облачные гугл-документы, Андроид и так далее.

©breadtagsagas.com

Нетфликс начинал с того, что рассылал DVD почтой по подписке. Возможность получать кино на дом так понравилась людям, которые даже до почтового ящика ездят на автомобиле, что за несколько лет Нетфликс уничтожил один из столпов американской культуры, видеопрокат Blockbuster.

Когда началась эпоха стриминга, шансов у конкурентов не осталось, ведь Нетфликс уже был на несколько шагов впереди. Сегодня он грозит перевернуть всю систему кинопроизводства в Америке. Туда и дорога, как по мне, особенно судя по качеству голливудского фуфла последних лет.

Но интересен даже не размах бизнеса или история побед, интересней то, как Большая Четвёрка запускает щупальца в другие рынки. Они хотят стать всем и быть повсюду, а глобализация им только на руку.

ФБ и Гугл занимались проектом глобального интернета – у одних были стратосферные воздушные шары, у других планёры на солнечных батареях, Гугл работает с искусственным интеллектом, Big Data в медицине и финансах и получает результаты, которые им самим не очень пока понятны. Амазон разрабатывает магазины без кассиров, купил знаменитую сеть Whole Foods и снизил там цены, выпускает собственные смартфоны и планшеты, инвестирует в телевидение. Все, как один работают над голосовыми сервисами (прекрасно), и новыми способами целевой рекламы (нехорошо). Для этих благородных целей за нами круглосуточно следят (очень плохо).

Благодаря американским дзайбацу аналитики теперь рассуждают о невиданной ранее экономической модели, я называю её «бизнес-велосипед». Это значит, что корпорации полагаются на постоянные вливания капитала и должны бесконечно развиваться и искать возможностей для роста. Если велосипед замедлится или остановится, он упадёт.

Корпорации вроде нашей четвёрки участвуют в таком количестве проектов разной степени сложности, что достоверно рассчитать текущие и долгосрочные финансовые результаты становится невероятно трудно. То, что дзайбацу пытаются откусить от каждого пирога, делает работу аналитиков не только очень сложной, но порой бессмысленной. Больше нет профильных и непрофильных активов, денежные потоки постоянно меняются, как и капитализация. Потенциальные инвесторы вынуждены полагаться на стоимость акций, которая зависит от чего угодно, включая едва ли не прогноз погоды.

В новой экономической реальности куда больше неопределённости и степеней свободы, чем когда-либо.

Интернет приучает нас к этому уже почти двадцать лет и словечко «постправда» отлично отражает порядок вещей, при котором истина часто требует столько сил и времени на установление, что мы задумываемся – нужна ли она нам?
©breadtagsagas.com

В этом смысле я рад, что новые дзайбацу выросли в Америке, где принята хотя бы понятная мне логика поступков и христианская этика, а менеджмент харизматичен и появляется на публике. В отличие от мрачного мира Гибсона, где корпорациям нет ни конца, ни начала, а руководители их сидят на космических станциях и никто их никогда не видел.

У гигантов гигантские ресурсы – денежные, трудовые, технологические, которых нет и не будет у компаний меньшего размера – эти будут поглощены и переварены. Ждите больших прорывов в медицине, цифровых технологиях, космических проектах и далее. Это также означает и огромную власть, ведь одно без другого не существует. Как Гугл и сотоварищи этой властью воспользуются? Судя по последним тенденциям, свободнее мы точно не будем. Надеюсь также, эти бегемоты не станут воевать и не потопчут нас по ходу дела.

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Коля Сулима guerrilla radio
Комментарии