Коля Сулима
guerrilla radio

«Смотрит мне в душу улыбчивый взгляд»© — фото и поэзия

«Смотрит мне в душу улыбчивый взгляд»© — фото и поэзия
©eddie adams & sulima

Оказывается, у фотографии так много сходства с поэзией, что дух захватывает.

Силлабо-тонические рамки, в которые надо вложить авторскую мысль без ущерба – что это, если не метафора 24х36мм стандартного фотографического кадра? Как найти и расставить слова, которые не были бы банальными, исходя из выбранного размера стихотворения?

Такая же задача и у фотографа: как средствами композиции расположить объекты в кадре, чтобы они произвели наибольшее эстетическое впечатление?

Когда я стал размышлять об этом, то вспомнил балет - искусство, теснее всего зажатое правилами и традициями. И всё-таки балет слегка мухлюет – иначе зачем бы нам либретто, без которых вряд ли поймёшь, о чём нам вообще танцуют эти люди в трико? Ни на фотовыставках, ни на поэтических чтениях такого не бывает. Но бог с ним, с балетом.

Поэт бесконечно перебирает слова, пытаясь сложить паззл той единственной, неповторимой комбинации, которая только и передаст его замысел, фотограф движется с камерой, меняя композицию, построение кадра и освещение, ровно с той же целью. Что стихи, что фотография – преодоление препятствий, победа над условиями. В этом смысле, чем труднее, тем дороже лавры.

©archives.gov

Скажем, насколько сильнее трогает военная фотография, нежели ландшафт Прованса? Просто представьте, что вместо Франции придётся уехать в Судан и там бегать с фотоаппаратом под перекрёстным огнём и ответ готов.

Зритель прекрасно отдаёт себе в этом отчёт, и катарсис усиливается от осознания того, на что пришлось пойти фотографу. Организация фэшн-фото, например, технически сложное и долгое дело, требующее подготовки. Тем не менее, впечатление редко живёт дольше того, что вам требуется, чтобы пролистать журнал.

Фото военных конфликтов преследуют людей годами, пусть фотограф сделал его на бегу и с бедра. С поэзией ровно так же: лучшие стихи всегда пишутся в моменты эмоционального водоворота, и чем он глубже – тем сильнее стихотворение.

©haikudeck.com

Как поэт, так и фотограф, могут возвращаться к одним и тем же объектам в разные периоды своей жизни или жизни объекта. Одно и то же дерево выглядит по-разному в зависимости от сезона, и в течение года можно сделать с него дюжину фотографий, каждая из которых будет самостоятельным актом искусства. Поэтическое высказывание точно так же меняется в зависимости от ощущений поэта – его возраста, состояния психики, и даже физической кондиции.

Фотография имеет свои нюансы: если у поэта есть всё время до смерти, чтобы решить задачу, то фотограф часто вынужден творить, пользуясь текучими и скоропортящимися средствами. Облачность меняет расположение, как в калейдоскопе: свет уходит, солнце ныряет за горизонт, словно ткацкий челнок – и момент упущен, фотографии не будет. Если «Одна картина стоит тысячи слов» (Конфуций), то вот еще один довод в пользу сходства: пусть тысячи, но всё-таки слов! Текст становится равен изображению, и наоборот.

«Камеры были изобретены для неспособных к разговору, вроде меня … Можно сказать, что в этом и есть главная функция Instagram или даже Snapchat – это способ выражать вещи, которые не можешь выговорить, но можешь показать», — это сказал Том Зимберофф, фотограф президентов, диктаторов и рок-звезд.
В таком случае, цифровое фото решает глобальную задачу – даёт язык тем, кто не способен был выразить себя другим способом.

©pikabu.ru

Любое изобретение имеет обратную сторону - помните мем «Сломался завод по сжиганию фотографов»? Фотографию сильно обесценила дешёвая цифровая техника, но только любительскую, профессиональное фото по-прежнему вне досягаемости.

Кстати, это верно для любой профессии и даже AI придётся сперва неделями анализировать фото, чтобы научиться отличать котика от зайчика. Цифровых поэтов пока не изобретено, к счастью или несчастью. Что отнюдь не означает, что никогда не будет. Станислав Лем в «Кибериаде» предсказывал их ещё в 1965 году: киберпоэта Электрувера пришлось продать в соседнюю звёздную систему, чтобы он перестал глушить стихами жителей Солнечной системы. Мы уже вполне в этой точке – помните годичной давности протокол, который создавал тексты, основываясь на массиве поэзии Егора Летова?

©meduza.io

Фанаты «ГО» писали удивлённые отзывы на эти симулякры: «если бы я не знал, что это AI, наверняка принял бы за подлинного Летова». Для меня, впрочем, это только подтверждает, что Летов писал не стихи, а разрозненные импульсы своего кортекса.

Со стихами Ивана, скажем, Жданова, такого фокуса не проделать, кишка тонка. Одно можно сказать наверняка: сегодня настоящая живая поэзия и профессиональное фото в относительной безопасности и угрозы искусственного интеллекта им нипочём.

© Иван Жданов
Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Коля Сулима guerrilla radio
Комментарии